beZ bileta — поп–продукт, которого ждали. Это группа, у лидера которой Виталика Артиста есть тема, так или иначе иллюстрирующая отношения главного героя и его возлюбленной. Его лирика прекрасно воспринимается слушателями и выражает простую мысль: главное в жизни — любить и тогда мир откроется заново. Это остро схваченное состояние подростка, который пришел в мир удивленным и испуганным. И хочет искренне о своем удивлении поговорить. Что вполне соотносится с ожиданиями аудитории группы.
Кроме того, наблюдая за развитием коллектива, ловлю себя на мысли, что не в состоянии отделить Виталика Артиста от созданного им образа. То, что происходит на сцене, удивительным образом происходит на самом деле. Сценического героя поглощает реальный человек. Этому же способствует лирика, местами чересчур интуитивная, где в большей степени проявляется сам Виталик, а не его лирический герой. Слова песен — это то, что чувствуется в данный момент, непосредственное чувство «здесь и сейчас». При этом образ текста практически не имеет реальных очертаний.
Здесь налицо вроде бы нарушение одного из главных правил: никогда не говорить о личном. Однако в контексте группы любые шероховатости простительны, потому что мы слышим голос по–настоящему влюбленного человека. Временами кажется, что мы присутствуем при очень интимном разговоре, где третий (и тем более зритель) неуместен.
Вот, по сути, то новое, что привносит группа. В эпоху актерских масок, когда с легкой руки Ильи Лагутенко образ стал важнее музыки, интимная лирика в исполнении группы звучит с непривычной искренностью. Даже шутливая «Песенка артиста» пропитана общим лирическим настроением концерта.
Группа beZ bileta делает совершенно удивительную вещь — она нравится уже много лет одной и той же аудитории, расширяя ее в основном, насколько мне известно, в Минске. Коллектив дает не так много концертов, крайне избирательно подходя к предложениям выступить, — очень велика цена каждого промаха. То, что они смогли выпустить такой качественный с точки зрения цельности и праздничной атмосферы продукт, — несомненный успех.
Но их популярность показательна в другом. Публика не видит в музыке революции, не ждет ее — это постреволюционная группа, где легкий стиль выбран совершенно сознательно.
Видимое отсутствие структуры белорусского шоу–бизнеса в области альтернативной музыки дает свои неожиданные результаты. Оказывается, можно существовать и вне структуры. Можно позволить себе быть таким, какой ты есть, и не вписываться в продюсерские схемы. При своей персональной экспрессивности лично я предпочитаю музыку от–мысли–к–мысли. Группа же beZ bileta предпочитает музыку от–сердца–к–сердцу. Я подозреваю, что людям, конечно, важнее второе.
-----