Гитары - они как люди. Рождаются, живут-поют и умирают. А так же болеют - иногда тяжело, так что без лечения и скальпеля не обойтись. А иногда достаточно зарядкой по утрам заняться... Главными симптомами недомогания являются увеличенная жесткость струн или напротив - звон струн о лады. Еще могут образоваться заметные трещины в разных деталях, потеряться строй, появиться посторонние шумы при игре. Кроме трещин и т.п. явных проявлений, остальные симптомы могут свидетельствовать как о серьезных проблемах, так и ни о чем не свидетельствовать, кроме нерадивости хозяина инструмента. Вот перечень проверок, которые следует произвести, прежде чем нести гитару в магазин на обмен или мастеру в ремонт: 1. Струны - это расходный материал. Их надо менять не реже, чем раз в полгода, даже если гитару используют мало. При активной игре струны надо менять значительно чаще. На изношенных струнах появляются характерные вмятины напротив ладов, струны меняют цвет (обычно темнеют), окисляются, ухудшается звонкость и тембр, звук (особенно басов) становится ватным, слабым. Изношенные струны теряют точный строй. Замена одной струны дела не сделает, новая струна будет явно отличаться от старых. Недопустимо использовать струны от разных комплектов (даже новые). Замена возможна только для нового комплекта, если новая струна - 100% аналог старой. Проверьте струны! 2. Высота струн над грифом - всегда компромис между терпимым звоном о лады и жесткостью игры. Для разных гитар и разных музыкантов это разные цифры, никакого стандарта не существует. Самое большая высота - для классических гитар с синтетикой. Некоторые преподаватели специально заставляют учеников играть на высоких струнах - для выработки сильной подачи. На акустических гитарах металлические струны ставят ниже. Совсем малая высота струн на электрогитарах. На гитарах с винтовым креплением грифа высота струн выставляется с помощью ключа (или отвертки). Если гриф вклеенный, высота изменяется при помощи косточки на подставке - ее следуе...
Как известно, на большинстве акустических гитар встречаются два вида бриджей (струнодержателей) "класический" - в который струны продеваются, как в игольное ушко и "пробковый" - в котором просверлены отверстия, куда вставляется струна и зажимается пробкой. Большинство гитар с металлическими струнами импортного производства выпускаются с "пробковым" бриджем. Почему же существует два вида бриджей? Еще сто лет назад все гитары производились только с "классическим" бриджем, но с появлением металлических струн ситуация изменилась. Дело в том, что эти струны обладали гораздо более сильным натяжением и попросту срывали "классический" бридж. И тогда был придуман новый бридж, в котором просверливались сквозные отверстия. Эти отверстия проходили сквозь верхнюю стенку коробки и сквозь деревенную пластинку, которая обязательно наклеевалась со внутренней стороны деки. Таким образом получался как бы "бутерброд" из бриджа, деки и дощечки наклееной со внутренней стороны деки. Во всем этом просверливались отверстия в которые вставлялись кончики струн с молоточками. После установки струны отверстие закрывалось "пробкой" - колышком из дерева (или пластика). С появлением более совершенных видов клея важность "пробкового" бриджа несколько снизилась и некоторые современные компании выпускают "вестерны" с "классическими" струнодержателями. В основном это объясняется тем, что их проиводство значительно дешевле. Яркий пример тому - компания "Ovation". Но даже при самых современных технологиях чуда не происходит и на Овейженах чаще, чем на других гитарах нужно подклеивать бридж. Но не пугайтесь, стойкие фаны Овейжена - происходит это довольно редко и ремонтируется быстро и дешево. Безусловно для металлических струн "пробковые" бриджи лучше. Некоторые даже утверждают, что по своей конструкции они заставляют деку сильнее вибрировать, чем улучшают звучание инструмента. Но любая медаль имеет обратную сторону - менять струны с такими бриджами дело долгое. Особенно верхние, более толстые стру...
Дамы и господа! Рано или поздно придет зима, и бессмысленно отвергать этот факт. Зима прекрасна, зимой мы чаще, чем летом, сидим, укутавшись в теплый халат или свитер, и обнимаем нашу "любимую и единственную, самую красивую и послушную" шести, семи и даже (возьму на себя смелость утверждать) двенадцатиструнную подругу дней наших суровых. Что может быть приятнее??? Но так ли хорошо себя чувствует наша любимая? "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?" Дело в том, что зима вместе с теплом батарей несет нам сухость, и, несмотря на снежинки за окном в нашей квартире, как правило, влажность резко падает. Мы в ответ на это мажем свое лицо и руки кремами, но что мы делаем для наших любимых гитар? Влажность - один из самых важных факторов в жизни гитары. При резком падении влажности дерево высыхает, и корпус инструмента может дать трещину. Трещину, естественно, можно заклеить, но избавиться от косметического шрама, оставляемого трещиной, уже практически невозможно. Как Вы сами понимаете - лучше этого не допускать. Что же делать? В первую очередь давайте поговорим о симптомах сухости у гитар. Как определить, нужна ли срочная помощь? Возьмите гитару в руки и пальцем проведите по краю грифа, там, где заканчиваются лады. Если края ладов кажутся Вам слегка выступающими за край грифа (другими словами, если, проведя пальцем по краю грифа, Вы ощущаете, что края ладов Вас слегка царапают) - это верный знак! Гитаре срочно нужна помощь! Однажды мне пришлось ремонтировать Кремону, у которой ширина ладов была на несколько миллиметров больше, чем ширина грифа! Играть на ней было вообще невозможно. Происходит это потому, что при уменьшении влажности дерево сжимается, а лады (металлические) остаются неизменными. Еще один признак изменения влажности - строй гитары. Если Ваша гитара всегда хорошо держит строй, даже при регулярной игре, но вдруг в одно прекрасное зимнее утро Вы обнаруживаете, что она не строит, или строит, но почему-то на полтона ниже - это скорее всего из-за влажн...
Прежде всего СТРУНЫ. Струны бывают металлические и синтетические. Это совсем разные струны и для разных целей. Нагрузка от самых тонких металлических струн почти втрое выше, чем от самых жестких синтетических. Поэтому классические гитары, предназначенные под синтетику, разрушаются металлическими струнами очень быстро. А синтетика на акустической гитаре под металл звучит слабо и скучно. Выбирая ТИП гитары Вы тем самым выбираете ТИП струн. Внутри своего типа струны различаются жесткостью, которая зависит от силы натяжения и толщины. Жесткость металлических струн иногда считают по диаметру 1-й струны в долях дюйма: 008, 009, 010... Для небольших гитар обычно применяют 010, для дредноутов - 011-012. Металлические струны делают с обмоткой басов из латуни (golden allow) и бронзы (phosphor bronze). Бронзовые струны дороже и долговечнее. Встречаются посеребренные струны, но особых достоинств, кроме цвета, эти струны не имеют, и живут очень недолго. В магазинах можно найти струны под множеством брендов, самые известные - D-Addario, LaBella, Martin. Недорогие серии этих струн стоят похожие деньги и мало отличаются по свойствам. Утверждают, что все дешевые западные струны одинаковые, поскольку технологии у всех похожи, а проволоку для струн они покупают в одном и том же месте. Различия наблюдаются только в топовых моделях, и то нельзя сказать однозначно - какие струны явно лучше. В общем, та же беда, что и с нынешними автомобилями... Синтетические струны так же бывают разной жесткости, хотя считать ее по 1-й струне не принято. Пишут Normal Tension (нормальное натяжение), Hard Tension и т.п. Большинство испанских гитар предполагают установку струн Hard, дешевых китайцев лучше комплектовать Normal. Особо выделяются струны для фламенко, они Extra Hard и с черным нейлоном на 1,2,3 струнах. Обмотка басов в большинстве случаев делается из посеребренной меди. Существуют так же бронзовые струны, обычно жесткие и прочные. Кроме вышеупомянутых брендов, синтетикой знамениты Savarez, Augu...
Практически все акустические гитары на сегодняшний день имеют х-образное крепление пружин. Пружины, это тонкие пластинки (чаще всего из того же материала, что и верхняя стенка корпуса). Они наклеены на внутреннюю её поверхность.
Если Вы снимете струны на Вашей гитаре и засунете руку в отверстие на деке, то сможете их нащупать. Служат пружины в первую очередь для того, что бы укрепить верхнюю стенку коробки в борьбе с натяжением струн. Натяжение металлических струн в средней акустической гитаре около 70-ти кг, и если бы не пружины, то это натяжение вырвало бы верхнюю стенку, или деформировало её. Х-образное крепление означает, что эти самые пластинки наклеены крестом, другими словами, наклеены так, что образуют букву "Х" центр которой чаще всего находится на 2-5 см под отверстием в центре передней стенки коробки... На картинке показана схема крепления пружин на гитарах с разными формами коробки. Следует помнить, что эта схема действительна только, когда речь идет о фолк-гитарах (вестернах) с металлическими струнами. В классических гитарах преобладает "веерообразное" крепление. Так же, почему-то, веерообразное крепление присутствует на русских гитарах (в основном 7-ми струнных) советского производства... Эд Призант
Эта статья посвящена одному из наиболее пространных понятий в гитаростроении - влиянию конструкции корпуса инструмента на звучание. На звучание инструмента влияет так много факторов, что описать их все в одной статье просто невозможно, но неоспоримо то, что как размер, так и форма корпуса влияют на звук. Вообще же зная размеры и конфигурацию корпуса плюс породы древесины, из которой изготовлен инструмент, можно уже довольно точно предугадать его звучание. О том, как породы древесины влияют на звук, мы уже говорили, поговорим теперь о размерах и формах... Форм и размеров фолк-гитар существует почти столько же, сколько мастеров-изготовителей этих инструментов. Почти каждый мастер на сегодняшний день не слепо копирует каждую мелкую деталь каких-то традиционных инструментов, а вносит что-то свое. Но тем не менее существуют так называемые общепринятые формы и размеры, от которых большинство мастеров и отталкивается. На сегодняшний день размеров этих три: 1. Orchestra Model - оркестровая модель 2. Dreadnaught - стандартный вестерн 3. Jumbo - "джамбо" - увеличенный корпус Первые две конструкции были придуманы компанией Мартин и до сих пор самые известные. Оркестровые модели и Вестерны - это Мартин ОМ-28 и Мартин D-28 соответственно. Третья же конструкция, насколько мне известно, была разработана компанией Гибсон, и до сих пор Гибсон J-200 Jumbo является одной из традиционных американских гитар.
Приведенная ниже таблица показывает основные размеры этих трех конструкций. Следует помнить, что на практике каждый отдельно взятый инструмент будет слегка отличаться размерами от таблицы, однако смею Вас уверить, что более 90% гитар будут приблизительно соответствовать этим размерам.
Теперь давайте рассмотрим, какие характерные признаки звучания имеет каждая отдельно взятая конструкция, и какими путями можно "подогнать" звучание определенной конструкции до желаемого результата.&n...
(Регулируется со стороны головки грифа, принцип работы такой же, как у анкера WALDEN) Как правило, идеально отрегулированный анкер позволяет добиться относительно ровного грифа. Когда мы говорим «прямой», подразумевается наличие небольшого прогиба, как показано на схеме. Когда Вы прижимаете струну на 1-м и 14-м ладу, зазор между струной и порожком 6го лада должен быть 0.10” = 2.5 мм Как показывает практика, различные положения анкера позволяют экспериментировать со струнами разной толщины и натяжения, осуществлять регулировку грифа в соответствии с изменением погоды, износом ладов, и.т.д. При смене струн на гитаре, если вы изменяете их толщину, регулировка анкера обязательна! Например, у Вас стояли тонкие струны, а вы поставили толстые, или наоборот. Это важно! При правильно отрегулированном анкере гриф должен быть прямым от 1-го до 14-го лада. Внимание! Струны должны быть настроены (натянуты) как обычно, для правильной регулировки анкера.