Сперва немного о том какими бывают струны. Вообще-то, струной может являться любая нить или проволока, если она не рвется и не вытягивается от воздействия играющего. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на жильных (сделанных из кишок животных) и шелковых струнах, не имевших обмотки. Жильные струны дожили до наших дней, но в силу ряда причин сейчас остались почти только на арфах и иногда встречаются на скрипках (в основном при исполнении аутентичной музыки). Лишь в XIX веке на жильных струнах появляется металлическая (медь, серебро) обмотка, позволяющая улучшать тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило жизнь исполнителя и обогатило тембр его инструмента. Тогда же, с появлением рояля, появляются первые опыты производства струн на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, многослойные, с профильной обмоткой (не круглой, а плоской или полукруглой и т.д.), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться чем определяется необходимость такого разнообразия. Виды струн Жильные струны в принципе на ладовом инструменте долго не держатся, поэтому почти вышли из употребления (в России не встречаются). Синтетические струны - обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных. Три первые струны - это калиброванная нейлоновая леска, а три басовые сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) крученой синтетической основе. Традиционной обмоткой для них является посеребренная медь. Серебряное покрытие (несколько тысячных долей миллиметра) улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев, и очень приятно смотрится, однако, со временем вытирается. Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы...
Медиатор (плектр) - это приспособление для игры на щипковых инструментах, предназначен для защипывания струн и обычно представляет собой пластинку различных размеров, толщины и форм. Сегодня медиаторы изготавливаются из самых разнообразных материалов: от дерева и платсмассы до металла и кости. Какой материал лучше - судить только Вам. Т.к. каждый музыкант имеет свою собственную технику игры, для которой могут подходить совершенно разные материалы медиаторов. Но все же, помните, что от материала и толщины медиатора очень сильно зависит тембр и сила извлекаемого звука. Материал выбирайте исходя из собственных предпочтений. А вот относительно толщины мы вас просветим. Самые популярные значения толщины лежат в пределах 0.38 - 3 мм.
Чем тоньше медиатор, тем больше высокочастотных составляющих появляется в спектре сигнала. Такие медиаторы используются для аккомпанирующих партий, вроде партии гитары на втором плане. Также тонкие медиаторы рекомендуются для игры на акустической гитаре. Чем толще медиатор, тем звучание становится более плотным и напряженным. Они зачастую используются при игре сольных партий, сложных риффов и других моментов, требующих высокую "читаемость" инструмента. Размер медиатора (ширина, длина) не играет практически никакой роли, но среди музыкантов бытует мнение, что при игре маленьким медиатором можно достигнуть более высокой скорости игры, чем большим. Цвет медиатора вообще не имеет никакого значения при игре, разве что личные предпочтения самого музыканта.
Медиаторы выпускает огромное количество фирм. Разницы между выпускаемой ими продукцией практически никакой, но большой популярностью на сегодня пользуются несколько компаний: Jim Dunlop, Fender, Ibanez, Gibson. Какой из них выбрать - решаете только Вы. Как правило, прежде чем Вы поймете, какой медиатор нужен именно Вам, придется перепробовать несколько разных. Но это не сильно скажется на Вашем бюджете - благо цены на них совсем не кусаются. Источник: Muzic ON ...
Существует несколько основных приемов удержания инструмента. Рассмотрим наиболее часто используемые. 1) Неформальная. Музыкант закидывает правую ногу на левую и ставит на неё гитару вырезом (для правши. Для левши все наоборот – лево меняется на право и наоборот). 2) Несколько чаще используемая не профессиональная посадка. Ноги расставлены, гитара на правой ноге. 3) Классическая посадка. Требует подставки под ногу высотой обычно 12-15 сантиметров. В таком случае гитара ставится на левую ногу. Гриф обычно держат так, чтобы перо было на уровне ушей. Важно, что левой рукой держать гитару нельзя ни в коем случае. Если её убрать, гитара должна остаться в том же положении что и была. Вот иллюстрация из книги Нормана Моната "Научитесь играть на гитаре за 10 уроков"
Позы стоя мало чем отличаются: или с ремнем (тогда высота регулируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО исходя из удобства игры, а не того как это выглядит со стороны), или без него (тогда гитара прижимается к телу правой рукой. К этому надо привыкать, гитара может выскальзывать). Многие любят ставить правую ногу на любую подставку – будь то стул, бордюр или что-то еще, и ставить гитару на правую ногу. Ремни чаще всего выпускают нескольких типов: 1) С отверстиями на обоих концах. Тогда на гитаре должны быть или две кнопки (одна есть почти всегда - на обечайке сзади, а вторая может быть около крепления грифа. Если их нет, тогда можно использовать стреплоки – специальные крепления для ремней). 2) С двумя «крючками» на концах. Пригодны только для акустических гитар. «Крючки» цепляются за резонаторное отверстие. ОСТОРОЖНО! Если не ремень не самого лучшего качества (а иногда этим грешат и отлично сделанные), тогда он может сдирать лак или краску с гитары в месте крепления. 3) С одного конца отверстие для кнопки, с другого – 2 шнурка. Отверстие одевают на кнопку на гитаре, а шнурки привязывают ПОД струнами на голове грифа, около порожка. Вот примеры ремней: ...
Данная статья посвящена очень редко встречающемуся аспекту игры на гитаре, а именно анатомического или медицинского, как вам будет угодно. Для начала, необходимо понять, что же всё-таки происходит у гитаристов в организме во время игры? Какие изменения накапливаются в наших связках, мышцах, костях и нервах, как избежать профессиональных заболеваний, которые могут положить конец карьере даже самого крутого гитариста? Рука человека — это очень сложный механизм, сотворённый миллионами лет эволюции, с помощью которого мы создали все материальные и духовные ценности. Главным предназначением человеческой кисти является выполнение высокодифференцированных точных последовательных движений. Двигательная программа задается специализированными моторными зонами коры головного мозга. Нервные импульсы передаются и направляются к мышцам руки по нервным стволам. Многочисленные кровеносные сосуды обеспечивают все ткани кисти питательными веществами и кислородом. Устройство кисти можно разделить на две основные части. В основе лежит опорный каркас, состоящий из 27 небольших костей, сочленяющих их суставов и соединяющихся между собой связками. Другая часть представлена мышечно-сухожильным аппаратом, обеспечивающим подвижность посредством многочисленных (около 30) мышц как самой кисти, так и предплечья. Беспрепятственное скольжение сухожилий обеспечивают слизистые сумки, выполняющие роль своеобразной смазки. Форму ладони поддерживает подкожная сухожильная пластина. Защитный покров кисти образует подкожная клетчатка и собственно кожа. Кончики пальцев защищены ногтевыми пластинками. Данное вышеприведенное строение человеческой руки является чрезвычайно упрощённым. Тем, кто желает ознакомиться с ним подробнее, могу порекомендовать обратиться к анатомическим медицинским пособиям. Профессиональные занятия музыкой создают повышенные нагрузки на кисть. В свою очередь это приводит к развитию разных заболеваний, нарушающих строение и подвижность руки. По данным статистики во всём мире около 90%...
Составлен "по мотивам" вопросов с форумов, где люди обсуждали эту статью.
Kак высоко надо ставить струны? Чем ниже тем лучше, но всё таки не стоит перебарщивать. В этом случае струны при вибрации начинают слегка касаться следующего лада, а это приводит к дребезгу и снижению качества звука и сустейна. У меня это расстояние на данный момент: на 12-м ладу на первой струне 1 мм, на 7-й - около 1.5. Но реально можно играть если стоит где-то 2 и 2.5 соответственно.
Этот чувак в клипе, он же еле касается струн... Как звук такой получается сильный? На самом деле касание там достаточно сильное, образно выражаясь палец "от души лупит" по струне. Просто, поскольку это отработано до автоматизма и пальцы сами натренированы, создаётся ощущение лёгкости. А звук сильный именно по причине того, что пальцы сильно бьют, а не из-за компрессоров и т.д. Причём чем лучше динамика аппарата, тем звук лучше управляем. Например очень здорово звучат комбики Rivera Clubster.
Где располагается большой палец правой руки? На ребре грифа. Причём он не опирается, а слегка касается, выполняя роль точки отсчёта. Поэтому когда правая рука меняет позицию, палец, слегка касаясь, скользит по ребру до новой позиции.
Kаким образом глушатся струны? Для этого я наматываю поясок от бабушкиного халатика. Он байковый и очень мягкий. Обматывается два раза и завязывается, но не очень туго. Если теперь сместить его до 2-го лада, уже будет достаточно, чтобы не было призвуков от открытых струн. Если же нужны свободные струны (при теппинге я никогда не использую, а не при теппинге - почти никогда) то это "кольцо" просто сдвигается в начало грифа - открытые струны звучат нормально.
Как можно левой рукой сыграть аккорд? Сильным прижатием пальцами струн? Но это, мне кажется, физически не возможно (всмысле, что аккорды разные бывают, а в некоторых есть и открытые струны). Обычные аккорды при теппинге почти не используются, поскольку большинство из них задействует тонкие струны, а в теппинге эти струны зан...
История теппинга берёт начало несколько десятков лет назад, задолго до того, как этим занялся Эдди Ван Хален. Хотя техника эта и инструменты, придуманные для неё были долгое время в тени именно до прихода Ван Халена, который стал использовать эту технику в качестве одной из основных. Многие его вещи, такие как Spanish Fly и Eruption были во многом построены на ней и в сочетании с традиционными техниками смотрелись и звучали очень эффектно, что и сделало теппинг таким популярным. После Ван Халена его начали использовать почти все новоявленные "скоростники", которые с подачи Майка Варни были очень популярны в этот период. Поначалу теппинг был довольно прост: в основном игрались секвенции построенные на трезвучиях, в некоторых случаях немного обогащенные дополнительной парой нот. Правая рука играла в основном одним, максимум двумя пальцами. При этом пальцы правой руки не играли последовательно т.е. после ноты взятой правой рукой обязательно шла нота, взятая левой. Дальше развитие пошло в двух направлениях: с одной стороны такие люди как Гилберт и Беттенкурт начали играть более длинные и сложные пассажи где роль правой руки опять же была не очень сложна. Второе же направление, "отцом" которого считается Стенли Джордан, наделило руки независимыми (почти) ролями - каждая играла свою партию и таким образом можно было играть многоголосные вещи. Поэтому технику эту некоторые стали называть фортепианной. Kак и зачем это делается Итак давайте разберёмся, что даёт эта техника. И разберём виды теппинга. Все названия, которые тут приведены - всего лишь то, как я их называю, поскольку никаких стандартов на этот счёт мне не известно. Простой теппинг Это именно то, с чего начинал Ван Хален. Kак это делается: 1. Указательный или безымянный палец правой руки бьёт по какой-либо струне (например второй) на каком-либо ладу, например 15-ом. 2. Указательный палец левой руки зажимает другой лад на той же струне таким образом, чтобы этот лад был левее (со стороны гитариста) чем тот, которы...