Родился в 1971 году в ирландском городе Лимерик в семье валлийцев Лорны и Дерека Джеймсов (Lorna, Derek James), провёл своё детство в Корнвелле (Cornwall). С раннего возраста юный Ричард любил поэкспериментировать с электроникой. Однажды он даже победил в одном из конкурсов, заставив свой ZX Spectrum на пару с телевизором, громкость на котором была выкручена на максимум, проиграть нечто вроде демо: на экране менялись цвета, им в такт доносился шум разных тональностей.
Позднее, когда он стал диск жокеем, его любовь к шуму не утихла. На одно из выступлений он принёс наждачную бумагу вместе с пластинками. Те немногие, кто оставались в зале выбежали наружу не вынеся ужасающих звуков. «А какая разница? Мне и так заплатили… Я играл наждачную бумагу в Нью-Йорке, кстати, и люди там танцевали…», — оправдывался потом Джеймс. Где-то в те времена и появилось его прозвище — «Афекс Твин».
В 1991 году он перебирается в Лондон и выпускает несколько синглов и альбомов под лейблом Warp Records и под несколькими псведонимами (AFX, Polygon Window, Bradley Strider, Caustic Window, Dice Man, GAK, Power-Pill, Q-Chastic, Soit-P.P, Blue Calx (не путать с другим Blue Calx — Naoto Suzuki). Был одним из участников основания лейбла Rephlex. В 1996 году его музыка мигрировала в сторону IDM и драм-энд-бейс. В 2001 году он выпустил альбом «drukqs» в стиле IDM/Prepared piano. В 2004 году Aphex Twin возвращается к своему раннему периоду acid techno выпуская серию «Analords».
В 2005 году вышел в свет альбом «Acoustica: Alarm Will Sound performs Aphex Twin» американской группы Alarm Will Sound, состоящий из акустических аранжировок электронной музыки, композитором которой является Ричард.
Также нельзя не отметить совместную работу Ричарда с Крисом Каннингемом (Chris Cunningham) на Traffic festival в Турине в 2005 году. В этом бесплатном фестивале они сумели показать как свои лучшие хиты — клипы Come To Daddy, Mt Saint Michel, так и инновации в стиле Aphex Twin: Elephant Song с кадрами из Flex.
Этот музыкант всегда был известен своими скандальными интервью. Его заявления порой настолько неожиданны, что многие считают их ложью. Например, о его танке, о том, что свои первые вещи в стиле эмбиент он написал в 13 лет, о том, что все синтезаторы он сделал сам и т. д. Ещё нельзя не отметить страсть Ричарда к размещению своих жутких гримас буквально везде, где можно. Иногда он даже помещает картинки в свои композиции — одну из них (спираль) можно увидеть на сонограмме трека Windowlicker на временной позиции начиная с 05.58 — самый конец трека.