Питерская группа ТРИЛИСТНИК, в музыке которой переплелись фолк-барокко и белый ритм-энд-блюз, поп-психоделия и кельтские мотивы, американский фолк и русский мелос, появилась на свет в октябре 1987 и, хотя вся её история тесно связана с биографией легендарного АКВАРИУМА, неизменно оставалась вполне самостоятельным художественным феноменом.
Основателем ТРИЛИСТНИКА был разносторонний музыкант — флейтист, пианист, гитарист, певец и автор песен Андpей «Дюша» Романов. Он pодился 28 июля 1956 в Ленингpаде. Занимался одновременно в математической и музыкальной школах — любопытно, что в обоих его соучеником был будущий герой гитары Александр Ляпин (р.1.06.56 в Ленинграде), вместе с которым они в 1969 организовали школьную группу АЛЬТАИР.
По окончании школы Дюша поступил в Железнодорожный Институт, где осенью 1973 собрал группу СТРАННО РАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ. Она, правда, просуществовав всего пару месяцев и распалась в конце того же года, а Дюша на двадцать лет стал непременным участником АКВАРИУМА. Приглашённый поначалу сугубо как пианист, он вскоре начал петь вторым голосом, а ещё позже блестяще освоил флейту, с которой в дальнейшем и стала ассоциироваться его роль в классической формуле группы.
Влияние Дюши Романова на формирование музыкальной концепции АКВАРИУМА на ранних стадиях его коллективной биографии было существенным, если не сказать, определяющим — следует иметь в виду, что в тот период он был единственным музыкально образованным участником группы. Помимо того, он уже тогда был достаточно самобытным автором, поэтому с годами, когда БГ стал единовластным лидером АКВАРИУМА, Дюша начал исподволь подумывать о возобновлении соло-карьеры.
Осенью 1987, когда БГ был занят подготовкой своего первого визита в США, возглавляемые Дюшей музыканты АКВАРИУМА начали репетировать его материал. Дебют группы, поначалу не имевшей названия и именовавшейся в афише суммой фамилий её участников, состоялся 25 октября 1987 во Дворце Молодёжи в рамках ретро-программы «Рок — мой рок», проходившей под эгидой питерского рок-журнала РИО. Участие в этом концерте принимали Андpей «Дюша» Романов, ак.гитара, вокал, Михаил «Фан» Васильев (p.12.09.53 в Ленингpаде), бас, Андpей «Рюша» Решетин (p.1.02.63 в Ленингpаде), скpипка — все трое тогда участники текущего состава АКВАРИУМА — а также Сеpгей Щуpаков (p.23.02.63 в Ленингpаде), аккоpдеон, и легендарный питерский барабанщик Михаил «Майкл» Коpдюков (р.26.09.47 в Ленингаде). Последний, к слову, тоже играл в АКВАРИУМЕ середины 70-х.
Почти через месяц тот же состав дал свой второй концерт в ДК Связи, где тогда репетировал АКВАРИУМ. Примечательно, что на этот раз афиши гласили: «Группа АКВАРИУМ п/у А.Романова». Нет нужды пояснять, что выступление это стало сенсационным, подав дурной пример отдельным устроителям концертов, которые позднее рекламировали группу как «АКВАРИУМ без Гребенщикова».
Имя собственное, ТРИЛИСТНИК, группа Дюши — по его собственному признанию — получила в декабре 1987. Чуть позже к ней присоединились звукорежиссёр, выпускник музыкального училища Олег Гончаров (р.2.11.61 в Челябинске), а следом за ним — блуждающий альтист Иван Воропаев (p.21.02.62 в Ленинграде), в то время деливший своё время между АКВАРИУМОМ и коломенской группой АДО.
Деятельность ТРИЛИСТНИКА на время прервалась весной 1988, когда Романов, Васильев и Решетин в составе АКВАРИУМА отправились в Монреаль (Канада), где — вместе с CROSBY, STILLS & NASH — выступили на конгрессе организации «Врачи за безъядерный мир» и записали несколько песен для предполагаемого американского альбома АКВАРИУМА, однако, с началом активных разъездов БГ по белу свету, логично продолжилась. Решетин вскоре ушёл играть барокко в камерном оркестре «Musica Petropolitana». Следом растворился и вездесущий Воропаев, а звучание ТРИЛИСТНИКА стало опираться на контрапункт аккордеона и акустической гитары.
1988 принёс Дюше и ТРИЛИСТНИКУ первый опыт работы в кино: они записали музыку к фильму Александра Бурцева «Город». Впоследствии Романов и Бурцев продолжили сотрудничество в работе над картинами последнего «Время Х» и «Полнолуние».
В конце 1988 группа начала запись музыки к циклу телеспектаклей режиссёра Натальи Серебряковой «Ирландские сказки», Романов и Васильев даже сыграли в них эпизодические роли. В марте 1989 ТРИЛИСТНИК дал в Москве концерт вместе с гостившими там британскими фолк-музыкантами, чем подтвердил свою репутацию русских кельтов.
К этому же периоду относится и тесное общение музыкантов с художественной группой «Митьки», что выразилось как в сценическом имидже группы, так и в её неоценимом вкладе в митьковскую мифологию. Достаточно сказать, что уже дебютный альбом ТРИЛИСТНИКА «Матросская тишина», записанный с марта по май 1989 (в роли его звукорежиссёров дебютировали сами Дюша с Фаном) на студии АКВАРИУМА в ДК Связи, быстро стал классикой жанра.
В мае 1989 Майкл Кордюков сменил барабаны на перкуссию, а его место занял только что покинувший проф.сцену барабанщик Юрий Николаев (p.14.08.58 в Ленингpаде), соученик Ляпина по музыкальному училищу и коллега по группе ЭРМИТАЖ. Сам Ляпин тоже на время воссоединился со старинными приятелями, сыграв с ТРИЛИСТНИКОМ очень удачный концерт на VII Фестивале Рок-клуба 11 июня 1989. В сентябре Андрей Тропилло издал-таки на кассетах «Матросскую тишину» с оформлением Митька Дмитрия Шагина.
Лето и осень участники группы провели в разьездах — нередко, зарубежных, а в октябре 1989 Романов, Васильев, Решетин, Щураков и Гончаров — по сути дела, весь ТРИЛИСТНИК — стали очередной инкарнацией АКВАРИУМА, что дало острословам повод назвать новую группу «ТРИЛИСТНИКОМ с Гребенщиковым»! Николаев к тому времени ушёл в ВЫХОД; Кордюков занялся радио, а в начале 90-х на несколько лет уехал работать в Штаты.
Следующей важной датой стал для ТРИЛИСТНИКА март 1991, когда группа была приглашена выступить на Десятилетии Ленинградского Рок-клуба. Любопытно, что участие в фестивале принимал также АКВАРИУМ (где в тот момент играли едва ли не все участники ТРИЛИСТНИКА) и ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ, в составе которого снова встретились Ляпин и Николаев. В состав ТРИЛИСТНИКА вошли Дюша, Фан, Щураков, Николаев (на этот раз, перкуссия) и ещё один экс-аквариумист, барабанщик Пётр Трощенков (p.6.11.61 в Ленингpаде). Их номер «Ты упал, я не верил» вошёл в посвящённый фестивалю четверной (!) альбом.
После распада АКВАРИУМА Дюша снова активизировал ТРИЛИСТНИК, хотя в итоге многие из его музыкантов остались с Гребенщиковым. Впрочем, сам Романов всегда относился к этому философски, мудро утверждая, что «АКВАРИУМ — это ателье искусств, а ТРИЛИСТНИК — часть этого ателье».
В мае 1991 временно редуцированный до дуэта Романов-Васильев ТРИЛИСТНИК дал симпатичный акустический концерт в стенах Центрального Выставочного Зала (Манеж). Позднее группа ещё пару раз выступала в небольших залах с виртуально присутствующей ритм-секцией.
Тем же летом Дюша Романов суммировал записи для программы «Ирландские сказки», сделанные в 1988-1991 — иногда в ДК Связи, но по большей части, в 1-й студии Дома Радио (звукорежиссёр Дмитрий Липай) во втором альбоме ТРИЛИСТНИКА «Музыка Средиземья». Несмотря на художественное оформление от Шагина, в альбоме уже не было следов увлечения митьковской эстетикой: это был кельтский нео-фолк в чистом виде, а ряд текстов имел отношение к сюжетам книг Дж.Р.Р.Толкиена. Позднее Дюша даже участвовал в спектаклях по эпопее Толкиена «Властелин Колец» (1992).
В октябpе 1991 ТРИЛИСТНИК — опять в полном составе: Романов, Васильев, Щураков, Трощенков и Гончаров — участвовал в Днях Ленингpада в программе фестиваля «Les Allumees» в французском Нанте. В сентябре 1992 они играли на Днях Петербурга в Турку, а в начале 1993 совершили небольшие гастроли по Украине, в процессе которых в ТРИЛИСТНИКЕ дебютировал новый участник, гитарист, бас-гитарист и певец Наиль Кадыpов (p.26.08.61 в Ленингpаде), до этого игравший в группах ПОЧТА, ЗАПОВЕДНИК, ЗООПАРК, а также с Юрием Морозовым.
Весной 1993, ввиду нараставшего экономического кризиса в России и спада на его фоне концертной практики ТРИЛИСТНИК был распущен на бессрочные каникулы, а Дюша занялся реализацией иных сторон своего многогранного таланта: он занимался живописью и керамикой, сочинил музыку к спектаклю Смоленского Драматического театра «Принцесса Брамбилла» (не поставлен) и фильмам Бурцева, печатался в прессе и много путешествовал по миру. Время от времени он, правда, играл акустику — как правило, дуэтом с Васильевым или Кадыровым, который, между тем, стал сооснователем ОАЗИСА Ю, а затем VERMICELLI ORCHESTRA.
Лишь в 1996 ТРИЛИСТНИК распустился вновь. Той же осенью на студии Андрея Тропилло группа записала свой третий альбом «Акустические манёвры», а в середине октября показала в клубе «Малая Охта» свою новую программу, включавшую, в-частности, великолепный кавер «Электрички» КИНО. В дальнейшем они выступали в постепенно возникавших в Питере клубах, чередуя акустику и электричество. За барабанами на некоторое время вновь возник Трощенков, но к 1997 это место окончательно занял Юра Николаев.
В том же году студия «Добролёт», всегда поддерживавшая тесные отношения с музыкантами АКВАРИУМА и связанными с ними проектами, совместно с фирмой «Союз» переиздала первый альбом ТРИЛИСТНИКА «Матросская тишина», для чего Дюша сделал к нему новый вариант оформления (первый был, на его взгляд, чересчур лубочно-митьковским) и публично открестился от движения Митьков в его тогдашней форме. Те же издатели выпустили и видеокассету «ТРИЛИСТНИК в «Добролёте»«, на которой был зафиксирован акустический концерт группы в студии осенью 1996.
Летом 1997 Романов и его приятель, адвокат и поэт Николай Бех, увлеклись электронной музыкой и, сочинив соответственную программу, организовали рэйв-дуэт PRO УХО, с которым как DJ Дюх и DJ Бех несколько раз выступили в модных питерских клубах, прежде всего, в «Грибоедове». Записи PRO УХО вошли в очередной соло-альбом Дюши «Крылатые Выражения». Увлечение новыми звуками и современными технологиями нашло выражение в ещё двух дюшиных альбомах: «Продвинутые Сказки» (восточные сказки для детей под амбиентную музыку) и «Виртуальная Оборона» (ремиксы классических хитов АКВАРИУМА).
Когда осенью 1997 занятый своими немузыкальными проектами Васильев был вынужден покинуть группу, его место — по рекомендации Николаева — занял бас-гитарист Николай Шандоpчук, с которым он некогда играл хэви-металл в ПАУТИНЕ. Помимо этого, в разное время Шандорчук играл в группах ФРУКТЫ И ОВОЩИ, PEP-SEE и т.п. Эта версия ТРИЛИСТНИКА просуществовала до середины 1998, после чего имя группы было вновь положено на полку.
Летом 1998 Дюша Романов осуществил ещё один экспериментальный амбиентный проект, «Музыка Для Выставок» (по аналогии со схожими проектами Брайана Ино). Осенью — под псевдонимом Константин Иванов — написал книгу-пособие для начинающих автолюбителей «Особенности национально езды», впоследствии вышедшую в издательстве «Вагриус», а также начал работу над томом своих мемуаров.
К началу 1999 у Романова созрела концепция нового музыкального проекта, которому он дал название DUSHA GROUP (или ДЮША-ГРУПП). В том же году под этим именем были записаны восемнадцать новых песен, а с осени DUSHA GROUP в составе: Романов, Кадыров, Николаев и бас-гитарист Дмитрий «Монстр» Гусаков (р.28.08.67 Ленинграде), известный по группам НОЛЬ и ВЫХОД, уже начал выступать в клубах. Весной 2000 с DUSHA GROUP начал репетировать и саксофонист АУКЦЫОНА Николай «Колик» Рубанов.
В начале июня DUSHA GROUP сыграли на фестивале «Анимализм 2000» в клубе «Зоопарк». Чуть позже Дюша дуэтом с саксофонистом Михаилом Костюшкиным (ПОП-МЕХАНИКА, соло) выступил на концерте, посвящённом третьей годовщине знаменитого Дома-на-Горе.
Помимо этого, в этот период Дюша возобновил занятия журналистикой, а с апреля 2000 вёл часовую музыкальную программу на Радио РОКС. Его земной путь неожиданно прервался поздним вечером 29 июня 2000, когда он умер от острой коронарной недостаточности за мгновение до начала концерта DUSHA GROUP в клубе «Спартак», и был похоронен на Волковском кладбище, рядом с могилой лидера ЗООПАРКА Майка Науменко. Тем же летом в галерее «Митьки ВХУТЕМАС» прошла выставка живописи, графики, керамики, а также киноработ Дюши Романова. Начатую им работу над музыкой к телесериалу по бестселлеру Дмитрия Вересова «Чёрный Ворон» продолжил другой ветеран питерского рока Владимир Леви (ТАМБУРИН).
28 июля 2000, в день рождения Дюши, в ДК Ленсовета состоялся концерт его памяти. В нём участвовали многие его друзья, а также DUSHA GROUP в том виде, в котором сам Дюша только планировал его увидеть. Ровно год спустя такой же концерт прошёл в клубе «Спартак». К этой дате было приурочено и появление объёмистого тома «История АКВАРИУМА. Книга флейтиста» (изд-ва «Нева» и «ОЛМА-Пресс», 2001). Помимо того, в декабре 2000 Real Records издал под названием «Песня О Трилистнике» в серии «Главные Песни» сборник лучших дюшиных работ. В ближайшее время планируется и переиздание всех остальных его альбомов.
(Примечание редактора. Издание всей дюшиной дискографии уже осуществлено в рамках издания: «История Аквариума. Книга Флейтиста» аудиокнига MP3 на 2 CD).
Источник: lastfm.ru