«Океан Ельзи» – единственная группа в Украине, которая держится особняком от нашего отечественного шоу-бизнеса. Они выработали свою собственную схему поведения и благодаря этому создают законы, по которым удобно жить им самим.
К своему успеху они шли долго и упорно. История группы началась в далеком 1994 году, когда Павла Гудимова, Юрия Хусточку и Дениса Глинина солист Андрей Голяк объединял в команде «Клан тишины». С вливанием Славика Вакарчука в коллектив, с которым музыканты познакомились на прощальной вечеринке у его тогдашней девушки Аси, группа переименовалась в «Океан Ельзи». Именно та вечеринка сыграла ключевую роль. Славик был удручен тем, что Ася уезжала на ПМЖ за границу, поэтому поначалу был угрюм и неразговорчив. Впоследствии он разобщался с коллегами – оказалось, что он был ярым фанатом их творчества, и даже помечтать не мог о том, что они когда-либо устроят совместный сейшн. Далее начались совместные репетиции. За пару лет группа приобрела популярность на территории родной Галличины. Денис Глинин даже придумал определение их стилю – галич-поп. Выступление на фестивале «Рок-Экзистенция», которое состоялось в 1997 году, было ярким и запоминающимся. В прессе назвали группу реминисцентной, мол уже что-то виденное, но для Украины, во времена возрождения, то есть даже формирования отечественного, независимого рока, это было чем-то новым и неслыханным. Их песни из сингла «Будинок зі скла» буквально взорвали публику.
Группу заметил именитый продюсер Виталий Климов, который сразу же поверил в них и начал свое плодотворное сотрудничество с 1998 года. В мгновение ока он раскрутил группу благодаря спонсорам, которым было все равно, во что вкладывать деньги. Свет увидел дебютный альбом «Там, де нас нема», а также одноименный клип. Тела музыкантов в холодильнике производили незабываемое впечатление. Плюс интерес подогрелся благодаря скандалу, который разразился из-за бабушки, через которую в буквальном смысле переступают на «потемкинской» лестнице (а на самом деле эта лестница находится в киевском Парке славы). Группа даже ходила извиняться к ней домой и, чтобы вымолить прощение, пообещала бабе Шуре снимать ее в каждом своем клипе. Но она появилась лишь в следующем из них – «Сосны».
Парни окончательно обосновались в Киеве, им сняли квартиры, у Вакарчука завелась породистая рыжая персидская кошка по имени Эльза (полное имя Magic Peace Elise Sheridane), но из-за постоянных гастролей пришлось от нее избавиться. Не волнуйтесь, она до сих пор жива и здравствует где-то в Черкасской области. У группы появился собственный стилист – Ляля Фонарева, которая также стала ключевой особой в творчестве «Океанов» и в жизни Вакарчука в особенности. С тех пор она является его перманентной музой, а также несменным имиджмейкером и стилистом, и все, что связано с визуальным образом «Океана» – дело ее талантливых рук и фантазии. Радикально изменился образ группы после выхода альбома «Модель». Тогда начали проклевываться первые ростки звездной болезни Вакарчука. Еще бы, таких масштабных туров в поддержку собственных альбов не организовывал практически никто. Началась океаномания. С тех пор «Океаны» так и остались единственными, кто работает исключительно по западной схеме шоу-бизнеса. Новую жизнь в их творчество вдохнул гениальный пианист из Винницы Дима Шуров. Он обогатил музыку свежим звучанием клавиш. Его непревзойденные «мостики» проявились в особенности в альбоме «Суперсимметрия». После группа выпустила «живой» альбом – запись программы «tvій формат» на музыкальном телеканале М1.
В Океане началась буря. Перипетии продолжались два года, а обсуждения, кажется, до сих пор, но уже не в открытую. Группу покинули Юра Хусточка и бесценный Дима Шуров, обосновав это желанием расти и развиваться творчески далее. Вскоре они это доказали альбомом группы “Esthetic Education”. Ровно через год на официальном сайте группы появилась шокирующая информация о том, что группу покидает и ее основатель Павел Гудимов. В этот раз будто бы из-за того, что утратилась творческая связь с коллективом. Миф о «группе личностей» разрушился. На замену музыкантам приходят: харьковский джаз-мен, контрабасист Денис Дудко, сербский пианист Милош Елич, который на то время учился на 4 курсе консерватории на композиторском отделении, и познакомился с «Океанами» благодаря тому, что аранжировал струнные для программы «Тихий Океан», а также непревзойденный гитарист-самоучка Петр Чернявский, который ради занятий музыкой бросил свои коллективы «День Защиты Детей» и «Пепелац», а также родной Политех. С новой командой и новыми силами записали альбом «Gloria», который за несколько часов (!) с момента выхода стал дважды платиновым. Альбом получился неплохой, но чего-то в нем не хватало – слишком он оказался рафинированным. Вакарчука упрекали за то, что альбом назван в его честь, ведь «глория» с латыни переводится как «слава». Он не оправдывался, но и не отрицал.
Ждать следующего альбома пришлось не так долго. Более того, музыканты признались, что и для них самих он стал неожиданностью. В период записи случилась трагедия: погиб звукорежиссер Сергей Товтолужский, который также внес огромный вклад в музыкальное развитие группы – благодаря нему появилось новое, фирменное звучание «ОЕ». Поэтому свой новый альбом они не могли посвятить кому-либо другому. «Міра» получилась, как никогда, целостной. Новые образы, глубокие тексты, лирика и мелодика – то, что всегда отличало и будет отличать группу от других. Как бы кто ни старался им подражать, это будут всего лишь бледные копии. Даже несмотря на то, что и сам «Океан Ельзи» не блещет оригинальностью на фоне мировой рок-сцены.
На данный момент группа колесит городами Украины с обновленной программой в поддержку альбома «Міра» (звучит же!). Свой тур музыканты начали не традиционно – с Киева, а с Винницы. Потом отправились в родной, теперь лишь для Вакарчука и Глинина, Львов, а уже после зажгли столицу. Бесспорно, их продолжают любить и хотеть видеть, слушать. Харизматичный магнетизм Вакарчука завораживает. Все залы забиты до отказа. И хотя Святослав «грозится» уйти сразу же после тура в долгосрочный творческий отпуск (не исключено, что декретный), это вовсе не значит, что группа во время паузы потеряет рейтинги, ведь, по сути, прийти на замену на данный момент почти некому. Даже сам Вакарчук не может найти себе достойной замены, которую готов взяться продюсировать.
Киевский сольный концерт, как и во времена «Глории», собрал 15 тысяч народу. Новые песни воспринимались с особым восторгом, ведь старые хиты уже успели слегка надоеть. В пылу страстей Вакарчук опять пообещал собрать столичный Дворец спорта (заключительный концерт состоится 24 июня), чтобы взорвать зал своими децибелами мощной рок’н’ролльной энергетики, ведь океановские концерты всегда проходят вживую. Потому с уверенностью можно утверждать, что на данный момент «Океан Ельзи», опять таки, остается единственной группой в Украине, которая готова срывать аншлаги с завидной регулярностью. Львов, начало 90-х. Паша, Денис и Юра обитают где-то рядом. Вакарчук сам по себе, не из их круга. Родители поощряли юные дарования. И отчасти, поэтому парням не нужно было играть в подпольщиков. Мир был открыт им, а они миру.
Скоро пришло время КЛАНУ ТИШИНЫ. Денис Глинин, будущий барабанщик КЛАНА, был настоящим студентом своего вуза- прогуливал и пьянствовал: "Черте что со мной творилось. Если бы я не перевёлся на другой факультет, то не познакомился бы с Пашей, с Юрой, Андреем. КЛАН ТИШИНЫ для меня начался с первой репетиции в "Водоканал- тресте" на улице Зеленой, в г. Львове. Большой актовый зал. Барабанов не было. Я играл на советских маракасах и лупил по стульям. Выбивая из них пыль."
В "Водоканал- тресте" репетиции закончились, когда прорвало бак над актовым залом, где мы репетировали, и по стенам полилась вода .Мы заходим, а со стен льётся вода. Это был первый знак к ОКЕАНУ ЕЛЬЗИ." Костяк КЛАНА ТИШИНЫ составили Денис Глинин и одноклассники Паша Гудимов и Андрей Голяк.
Потом нашёлся чудный цветок жизни Юрий Хусточка. Мы тогда его называли Юрий Бабочкин. Гудимов учился в одном классе со старшей сестрой Юры, Викой Хусточкой: "Наша школа тогда находилась в бывшем здании церковной школы для девушек. Однажды я пошёл гулять с Викой. К нам примкнул мальчик Юра, который учился на 2 года младше нас всех, его все знали. Но он не вызывал у меня никаких эмоций в школе, а тут оказалось- весёлый парень, тоже увлекается музыкой, фотографией, что было тоже немаловажно в ту эпоху. У нас оказались общие хобби, мы ходили друг к другу в гости. Когда зашла речь о том кого брать басистом, мы предложили- надо вытягивать Юрку. Юра пришёл, Денис ему дал электрогитару какую-то, старую, рижскую по-моему.
КЛАН ТИШИНЫ играл разнообразную музыку. От арт- рока до панка. КЛАН концертировал по львовским меркам много. Основными площадками были ДК.
Осенью 1994 года судьба начала преподносить первые сюрпризы. Андрей Голяк покидает группу: "Андрей охладел к музыке, женился, и это видно как-то повлияло. И мы не чувствовали уже той связки. И все получилось само собой. Мы существовали некоторое время как-то втроем. Я, Денис и Юра. Играли песни. Потом некоторые песни стали даже репертуаром ОКЕНА ЕЛЬЗИ, например "Long time ago". Это одна из первых песен, которая была придумана частично в варианте еще до того как пришел Славик".
Он не заставил себя долго ждать. Судьба торопила. Где парням повстречался впервые сын профессора физики, лучше всех помнит Паша: "У нас общая подруга была со Славиком. Её звали Ася. Она познакомила нас. Пригласила нас на свои проводы. Она уезжала на ПМЖ в Германию и пригласила нашу компанию разнузданных рокеров - КЛАН ТИШИНЫ. Помню, Андрей напился тогда с Юрой просто дико, они там оргии какие-то устраивали. А я, Славик и Денис, по-моему, в нормальном состоянии были, начали такой сейшн! Славик сел за расстроенное фортепиано, начал что-то играть. Мы начали петь THE BEATLES, THE DOORS. Сначала мы встретили Славика на остановке, когда мы шли на это мероприятие. Он сидел в шапке, натянутой на уши, с бубоном. Неприветливый такой, не улыбался. Потом, когда он раскочегарился, признался, что он представлял нас такими рокерами распущенными, но признался и в том, что ходил на наши концерты, уважал то, что мы делали. С приходом Славика мы обрели человека, который стал четвертым. Но всё равно это было продолжение музыкальной идеи, скажем, на другом уровне. То есть, это не есть логичное продолжение КЛАНА ТИШИНЫ, но ОКЕАН ЭЛЬЗЫ не мог родиться совершенно новым в один момент на новом месте."
Квартет "Океан Ельзи" сразу же стал стал одним из самых активных представителей львовской рок-тусовки,хотя и исполнял несвойственную для этого города музыку-так называемый урбан-рок(смесь панка и поп-музыки).Уже в декабре группа группа записала в студии"Ин Гал Вокс"мини-альбом,которій так и назывался "Демо",а через год на местном телевидении второй -"Анплагет".Осенью 1996 года Океан Ельзи занимает второе место на фестивале "Перлини сезону".Тогда же МО "Гарба" выпускает макси-сингл "Будинок зі скла".
В январе 1998-го группа подписала контракт с киевской фирмой Nemo, после чего в полном составе перебрались из Львова в Киев и на полгода засела в студии. Итогом студийной работы и ностальгии по родному Львову стал дебютный альбом – «Там, де нас нема», который был представлен публике в сентябре 1998 года. Молодежным массам пришелся по душе романтичный гитарный пост-панк с текстами на украинском языке и подспудно ощущаемым национальным колоритом в музыке.
Очень быстро пластинка попала во все украинские чарты и целый месяц возглавляла рейтинг выпускающего лейбла Nova Records. Клип, сделанный на заглавную песню, значительно повысил интерес к группе. В этом же году «Океан Эльзы» получил и три национальные премии – «Дебют года», «Лучший альбом» и «Лучшая песня». А в 1999 году альбом переиздала российская фирма «Extraphone». Большая популярность «Океана Эльзы» в России началась с ротации на MTV клипа «Сосни» («сосны» по-украински).
21 февраля 2000 года сразу на двух лейблах - украинском Nova Records и московском Real Records - вышел второй альбом группы - «Янанебiбув». Столь же пронзительно-лиричный, как предыдущий, и, при этом, более крепкий и разнообразный по саунду (в аранжировках некоторых песен была использована струнная группа), альбом «Янанебiбув» стал заметным событием в области отечественного рока. Песни «Янанебiбув», «Той день», «Сосни» (вошедшая в этот альбом), «Этюд» (которую на концертах Вакарчук посвящал Земфире) и другие композиции очаровывали своей повышенной эмоциональностью, настроением нежности, грусти и вечного поиска, и, конечно же, проникновенным мелодизмом, в котором по-прежнему можно было угадать влияние украинского мелоса.
В мае того же года «Океан Эльзы» покорил и пятнадцатитысячную аудиторию главного российского рок-фестиваля «Максидром». Примечательно, что публику «Олимпийского» не смутил даже пресловутый языковой барьер - настроение песен «Океана» было понятно и без перевода. После прорыва в Россию последовали западные гастроли, в том числе выступления в мекке рок-н-ролла – Лондоне.
Всего лишь через год после выхода и теплого приема «Янанебiбув», в апреле 2001 года «Океан Эльзы» выпускает третий альбом – «Модель». Своим названием альбом обязан припеву одной из наиболее ярких композиций альбома – «Коко Шанель», посвященной знаменитой женщине-модельеру и просто сильной представительнице слабого пола, которая сама лепила из мужчин свою модель.
Вакарчук говорит о «Модели» как о наиболее шлягерном, концепутальном и сильном по звуку альбоме. Этот диск, как и предыдущий, записывался в Киеве на студии «Столица Звукозапис», но под руководством нового продюсера Сергея Толстолужского, помогшего группе в ее экспериментах с электроникой. Однако, несмотря на изменение звуковой «оболочки», музыканты «Океана Эльзы» не собираются ломать свою сущность. Как говорит Вакарчук, стремление быть разным, удивлять слушателя не означает изменение внутреннего содержания. «Океан Эльзы» остается самим собой, продолжая идти вперед.