История молодой уфимской группы Lumen началась летом 1996 года, когда пятеро школьников из стандартного «спального» микрорайона Сипайлово, воодушевленные творчеством Егора Летова, Виктора Цоя и Sex Pistols во чтобы-то ни стало решили стать музыкантами. Была очень нестабильная экономическая ситуация,- страна еще не оправилась после сумбурного перестроечного десятилетия, назревал глубокий кризис 1998 года, а в Сипайлово, являвшимся уже тогда своеобразным «городом в городе», вообще было не до молодежных проблем. А чем занимаются пятеро нескладных подростков, не интересовало никого, лишь бы наркотиками не увлекались.
Поначалу ребята собирались по подъездам и пустырям, играли — просто учились владеть гитарой. «Сняли» весь репертуар «Кино», «Гражданской Обороны», «Алисы», а к концу 1997 года уже сочинили около десятка своих собственных песен. Впоследствии, большинство из них превратились в полноценные и самодостаточные панк-боевики — «Ну и пусть!», «Кофе», «Урманга» и другие.
Тем временем у группы начал формироваться свой стабильный состав, музыканты искали свой звук, свой поэтический язык, название, в конце концов. После долгих споров и криков решили рассмотреть несколько вариантов и путем голосования выбрать имя, наиболее близкое своим юношеским убеждениям. В результате, остановились на «Lumen» - что по-латыни имеет отношение к свету и всему тому, что связано со светом. Отсюда родился и вполне жизнеутверждающий слоган: «Человек человеку — свет».
12 февраля 1998 года для юной уфимской публики на маленьком сэйшне в Молодежном центре на ул. Ковшовой коллектив впервые играл под своим собственным названием — группа Lumen! Это был совсем короткий (не более 50 минут), но очень эмоциональный и честный концерт. Музыка Lumen была сырой, громкой и неровной, но это был искренний и свежий взгляд на рок-н-ролл, оригинальная и яркая подача музыки бунтарей в застойном обывательском болоте.
С этого момента начала свой отчет новая история рок-музыки в Уфе. Подающая большие надежды группа «Нечто» начала свой долгий и кропотливый эксперимент со звуком, Zемфира заставила обратить удивленный взгляд всей музыкальной общественности на столицу Башкирии, которую российская пресса мгновенно назвала родиной рок-звезд, новые команды стали стремительно создаваться из ничего и столь же быстро исчезать в никуда, но, как говориться, «процесс пошел».
Больше полутора лет жизнь бурлила и все надеялись на что-то долгожданное и необычное, вот-вот должно было произойти какое-то неординарное событие, после которого местная рок-сцена вырвалась бы из негласно запрещенного подполья, а талантливые музыканты стали бы востребованы и признаны. Конечно, во всеуслышанье эти слова так и не были произнесены никем, но дух и этого времени характеризовался именно так. Lumen, в свою очередь, не теряли времени даром, самозабвенно репетировали, иногда выступали на стихийных междусобойчиках в рок-клубе «Смена» и по различным подростковым клубам, пионерлагерям и школам. С готовностью откликались на все поступавшие предложения от районных и городских молодежных комитетов, ездили по Уралу и Поволжью на фестивали, организация которых с развалом комсомола стала еще более проблематичной и сумбурной. Но, видимо, каждому коллективу нужно пройти через нечто подобное, окрепнуть духом и не разочароваться в своем творчестве. Сколько раз ребятам приходилось ездить в грязных плацкартных вагонах в неизвестность, питаться кое-как и когда придется, ночевать в незнакомых общагах, а иногда и на скамейках вокзалов и парков! Только увлеченные и сильные люди могут пройти подобную школу жизни, не распуская нюни и не жалуясь.
К концу 1999 года в Уфе стала все активнее и активнее заявлять о себе музыкальная студия продюсерского центра «Навигатор», где многим группам совершенно бесплатно помогали записать свое студийное демо и, при определенном везении, могли помочь с записью и выпуском альбома. Достаточно наглядно этот принцип был продемонстрирован, когда появились альбомы группы «Нечто», когда на студии стали записываться такие команды, как «Нокдаун», В-15, «Неру», «Сезон Дождей», «Мери Джейн» и другие. Для многих студийная практика была в диковинку, но, в целом, процесс для всех был полезен и перспективен. Назревала необходимость весь этот багаж где-то и кому-то регулярно демонстрировать, нужна была постоянная рок-площадка, с качественно новым подходом к организации выступлений, рекламой, какой-то минимальной промо-деятельностью.
В октябре 2000 года «Навигатор» объявил о начавшейся подготовке к рок-фестивалю «Наш Формат», запустил на местном канале «ТВ — 6 Уфа» одноименную еженедельную 20-минутную телевизионную программу, а по понедельникам превратил собственный ночной клуб в самую большую рок-площадку города. Вход на выступления местных коллективов был бесплатным, но на приезжих музыкантов (поскольку им клуб оплачивал дорогу, проживание и небольшие гонорары) билет стоил 50 руб, студентам же — вдвое дешевле. Естественно, весь город забурлил, ажиотаж был достаточно сильный и вся рок-тусовка разделилась на два противоположных лагеря. Те, кто выступал в «Навигаторе» - автоматически получали ярлык «навигаторские», а те, кто по ряду причин не играл, но втайне стремился к этому — считались гордыми и непродажными. К числу последних долгое время также относились и ребята из группы Lumen. Впоследствии музыканты искренне недоумевали: «Что-же тогда нам мешало придти и договориться о выступлении? Непонятно, что — ведь не было сделано ни одной попытки организации сольного выступления, все никак не решались, прислушиваясь к слухам, домыслам и к чувству ложной скромности».
Так продолжалось до тех пор, пока Lumen не оказались вместе с группой «Нечто» на очередном фестивале в Оренбурге, где ребята впервые воочию познакомились и после концерта откровенно обо всем поговорили. Затем группа вполне успешно выступила на местном фестивале «Золотой Стандарт 2000», в организации которого продюсерский центр «Навигатор» принимал самое непосредственное участие.
После этого 12 декабря 2000 музыканты впервые выступили в клубе на двухлетии «Навигатора». С этого дня началось сотрудничество группы и продюсерского центра. Весь 2001 год группа провела в кропотливой работе — началась активная студийная работа, регулярные выступления в уфимских клубах и на выездах, фото-сессии и видеосъемки, репетиции и еще учеба, - ребята заканчивали обучение в своих учебных заведениях. После рок-фестиваля «Наш Формат» (19—21 ноября 2001 г.) в клубе «Навигатор», где Lumen произвел маленький ядерный взрыв, ребята окончательно поверили в себя и подписали с лейблом свой первый контракт. «Навигатор», в свою очередь, во всеуслышанье заявил: «Lumen — это новые герои нашей рок-сцены!». К фестивалю в промо-целях вышло два сборника «Наш Формат. Первый Опыт», где группа предоставила две композиции, (правда, обе песни в дальнейшем были переписаны в новом ключе) - «Сид и Нэнси» и «Непонятно».
К этому времени состав группы окончательно сформировался — остался, как и предполагался, самый первоначальный и основной костяк коллектива: Тэм — вокал, Дэн — ударные, Гарик — гитара, Джоник — бас-гитара. Дружная четверка объездила с концертами почти половину всех поволжских рок-фестивалей, выступая на одной сцене с такими известными коллективами, как «Тараканы!», «Король и Шут», «Наив», «Tequilajazzz», «МультFильмы», «Сансара», «Томас», «Элизиум», «Бэрримор», «Пилот», «Смысловые Галлюцинации» и др.
14 января 2001 года в музыкальном клубе «Навигатор» был организован сольный концерт Lumen, на котором и была произведена первая более-менее качественная «живая» запись программы группы. А уже через месяц, на собственном четырехлетии, 12 февраля 2001 года уфимская публика впервые увидела свежий релиз с записью «Live». Летом 2002 года Lumen приглашены на Панк-Фест в Зеленом Театре — ребята впервые играли перед почти десятитысячной аудиторией и, как оказалось — вполне успешно. Об этом свидетельствует тот факт, что после этого концерта столичная армия поклонников группы стала стремительно расти. Благодаря активности благодарных почитателей творчества Lumen уже осенью одна из самых ранних вещей группы попадает в список претендентов на ротацию «Нашего Радио».
Пресса подхватывает эстафету и начинает пристально следить за развитием событий: «Новые панк-романтики — первое, что приходит на ум, послушав «Сид и Нэнси» - самую известную песню уфимской группы «Люмен». Трагическая история лидера «Sex Pistols» Сида и его верной подруги и музы Нэнси полностью уместилась в трёхминутный хит. Наверное это и есть талант — умудриться за столь короткий промежуток времени не просто рассказать о жизни и смерти — «Люмену» удалось передать всю боль и безысходность потерянного поколения, разбитых надежд, измочаленных душ. С первых же секунд нервы натягиваются как гитарная струна — и это ощущение трагичной, скандальной и яркой как вспышка бенгальского огня жизни не оставляет до конца. «Сид и Нэнси» никого не оставляет равнодушным — у этой композиции столько же поклонников, сколько и противников. Именно подобная противоречивость и неоднозначность по сути является главным критерием, определяющим талант. А талант — это прежде всего ответственность за каждое слово, удивительным образом мирно сосуществующий рядом с таким явлением как здоровый панковский пофигизм, пренебрежительное отношение к деньгам и настоящая мужская дружба, иногда по детски наивная и дурашливая.
Вообще-то, «Люмен» слывёт в Уфе группой весёлой и бесшабашной — чего только стоят постоянные эксперименты фронтмена группы Тэма над своей причёской. Волосяной покров Homo Lumenus — это целая индустрия развлечений и дикого смеха у поклонников коллектива. Сами ребята особо не задумываются над собственным сценическим имиджем — действуют по настроению, при этом иногда бывают весьма успешные и стильные находки — как например, одна из фото-сессий, на которую ребята пригласили одного из самых известных и талантливых уфимских фотохудожников Сергея Гутника. Стилист предложила холодный и немного скандальный make up Тэма — её идея, призванная показать зрителю лидера группы как человек с глубоким и оригинальным внутренним миром, миром фантазий и ассоциативных предчувствий апокалипсиса. Причём сделано это очень точно и интеллигентно, без лишнего пафоса и пошлости, печально наводнивших сегодняшний мир шоу-бизнеса. Тонкая игра на грани — вот, пожалуй, наиболее точная формулировка творчества группы в целом». (Газета «Баzар»)
Поздней осенью песня входит в самый популярный в стране сборник рок-музыки «Нашествие. Шаг двенадцатый» и уверенно проходит испытание перед «общественным худсоветом» «Нашего Радио» - в программе «Оно Вам Надо?». 98 процентов критиков слушателей заявили — «Оно нам надо!». В результате, искушенная столичная музыкальная общественность испытала довольно серьезный культурный шок: за месяц до конца 2002 года «Сид и Нэнси» получила оценку как «Взлом чарта»; через неделю — 3 место «Чартовой Дюжины», а затем — сразу первое! О группе заговорили, причем мнения высказывались самые противоречивые, но самое примечательное, что практически никто не оставался равнодушным, послушав «Сид и Нэнси» хоть раз.
На волне подобного интереса, по многочисленным просьбам поклонников, в ноябре 2002 года в Уфе продюсерский центр «Навигатор» выпустил небольшим тиражом на компакт-кассетах макси-сингл «Пассатижи», разошедшийся практически мгновенно. На нем присутствовали восемь студийных треков, которые вошли в этот альбом и семь «живых» композиций с предыдущего релиза группы.
Последние дни прошлого года музыканты разрывались между студийной работой и концертами, самым значительным из которых стало выступление на фестивале «Наш Формат 2002» (11,12 декабря 2002г. Уфа, ДК «Юбилейный»), где Lumen наряду с группами «Я и Друг Мой Грузовик», «Tequilajazzz» и «Наив» фактически были признаны одними из хэдлайнеров рок-фестиваля. Как и в прошлом году организаторами специально к этому мероприятию был выпущен сборник «Наш Формат. Второй опыт», в который был включен новый сингл группы «Волк». Под занавес, конец 2002 года Lumen чуть было не встретил в поезде по пути в Уфу, возвращаясь из Москвы, с концерта в клубе «Эстакада», организованного в честь десятилетия группы «Наив».
2003 год также начался достаточно активно: выступления в екатеринбургских клубах «Люк» и «Фауст» 18 и 19 января, завершение записи и сведения первого номерного альбома «Lumen Без Консервантов», крупномасштабная акция в Лужниках 8.02.2003.- рок-фестиваль «Чартова Дюжина», подготовка к съемкам клипа, новые фотосессии, обновление официального сайта и, конечно же, концерты дома и на выезде: ведь кроме финансовых факторов, - это еще и мощный эмоциональный заряд — открывая для себя другие города, других зрителей, впитывая новые впечатления и ощущения, группа растет, ребята расширяют свои горизонты и несут окружающим радость и свет. А значит, и со своей главной творческой задачей справляются успешно — Человек Человеку — Свет!
В конце лета 2004 года выходит альбом «Три Пути». В 2005 году Lumen делает тур «Одной крови». В том же году выходит их альбом «Свобода».
2006 год ознаменовался концертом «Дыши!».
В начале 2007 года проходит концертный тур команды в поддержку нового альбома.А в апреле 2007 году из-за разногласий в группе уходит басист Евгений Огнев, приходит Евгений Тришин(Шмель) бывший басист группы Ne.Ru.
В июне выходит альбом «Правда?».
В декабре 2007 года проходит очередной тур-презентация нового DVD «Буря». В который вошли записи с концерта в Московском клубе «Б1» 21.10.07. Солист группы Тэм сказал, что концертная деятельность группы на некоторое время прекратится, и что они готовят новый сюрприз.
29—30 мая во Владивостоке состоялось 2 выступления в клубе BsB