Новый выпуск новой рубрики «Легенды нашего хип-хопа» посвящен очередному исполнителю, который не нуждается в представлении: это Звонкий, с чьим именем связаны такие проекты, как «Ритм-У» и «Дерево Жизни». Сейчас он занимается сольным творчеством. Впрочем, обо всем этом более подробно в самом интервью.
- Когда ты начал заниматься хип-хопом?
- Это был примерно 93-й год. Я учился в музыкальной школе, занимался музыкой как таковой, стилистика мне была не важна. К слову, я тогда был барабанщиком в джазовой группе.
- А каким был твой первый проект?
- Тогда еще это был «Ритм-У» - одна из первых групп в русском рэпе: я и Макс, человек, более известный тем, кто давно следит за русским рэпом, под именем Автобус. Работали мы дома: катушечный магнитофон, живые гитары, синтезатор и барабаны. Тогда как раз шла волна русского рока, я не мог пройти мимо нее, и на меня сильно повлияла вся эта музыка - больше всего, конечно, Цой.
- Те домашние записи получили какое-либо распространение?
- Только внутри тусовки, передавали друг другу на кассетах, вот некоторые люди и слышали. Домашний альбом наш назывался «Розовое небо».
- И как бы ты охарактеризовал стилистику «Ритма-У»? Кто, кроме Цоя, повлиял на тебя?
- «Кино», «Нау», «Зоопарк» и другие исполнители этой волны оказали влияние скорее на лирику. По сравнению с тем, что тогда крутили по телевизору, это был настоящий прорыв. А музыкальная часть при этом навеяна, наверное, джазом.
- Но как же ты от джаза и Цоя перешел на речитатив?
- Смешная история. Слушаю музыку, вдруг замечаю, что какой-то чувак читает… Это был, кажется LL Cool J. Слушаю я его и думаю: отстой, музыки-то нет никакой. А само исполнение, ритмика речитатива прикольные. Я и подумал тогда, почему бы не добавить туда музыки… Петь я как раз не умел, так что решил исполнять вот таким вот прикольным речитативом. И только потом, кстати, я узнал, что это был рэп. Так вот и получилась, вкупе с лирикой питерского рока, стилистика «Ритма-У».
В то время получалось нечто сравнимое с ATCQ. Для меня это, вообще, самое интересное течение в западной музыке, потому что то, что было до этого, я не принимал. Public Enemy, Ice-T - там же музыки нет!
- Как от домашних демо-записей ты перешел на студийную работу?
- В музыкальной школе забил минус в синтезатор. Пошли с этой дискеткой в студию «Гнесинки». И говорим: «Можно добавить туда голос?». Записали часа за два, кое-как свели. И получилась вот такая песня. Именно с этой песней мы выступали в «Мегадэнсе» в передаче «СтарТинейджер». Все это движение тогда как раз было направлено на развитие молодежной культуры - брейк-данса, граффити и хип-хопа.
- Именно этот трек и именно это выступление и повлияло на то, что вы стали легендой?
- Самое смешное, что самый первый трек «не пошел», нас не поняли, это было суперпрофессионально и интеллектуально сделано по сравнению со всем остальным. Ведь раньше хип-хопом не занимались музыканты - его делали люди с улицы. А это был профессиональный проект, там была нормальная аранжировка. И никаких сэмплов! До сих пор не понимаю, зачем нужны сэмплы, если можно самому сыграть…
А потом на музыку Кола Портера мы записали песню «Небо», после чего нас уже приняли в тусовке. Песня пошла на ура, люди поняли, что помимо того представления о русском хип-хопе, который был у них, существует совершенно другая тема.
- Так началась популярность?
- После этой песни все, конечно, сильно изменилось. Ведущему очень понравилось наше выступление. На этой тусовке был помощник Валерия Лобанова со студии «Павиан рекордс». Мы ему тоже понравились, и он пригласил нас на студию. Там как раз людям интересны были новые течения и то, что мы делали.
- Сколько вам было тогда лет?
- Лет по 17-18.
- Ощущение приближения славы было тогда?
- Мне просто самому нравилось этим заниматься, я не думал ни о чем большем. Это были просто мои амбиции. С другой стороны, я знал, что эта песня не может не стать хитом. Аналогов не было, на таком же профессиональном уровне.
- И как же проходила ваша работа на «Павиане»?
- Впервые столкнулся тогда с серьезной студийной работой, нам показали сэмплеры, синтезаторы. Я стал писать там песни для альбома. Наскребли на диск «Веселый Ритм-У».
- Что было дальше?
- Уже параллельно с Ритмом-У мы общались с Муком - с ним мы учились вместе в музыкальной школе. Я тогда еще и не знал даже, что он любит рэп. Потом узнал, что он что-то пишет, что-то читает и причём круто. И я ему предложил записать несколько совместных песенок, потому что с Автобусом на тот момент возникали некоторые проблемы. Мы записали «Лето» с Муком, эта песня вошла в альбом «Ритм-У». Потом выяснилось, что в «Мегадэнсе» выступала группа «Деловые», там был один парень Леха, которого как раз звали Деловой. Он очень перся по быстрой читке: ходил постоянно рядом и давал мне свои треки. Мне понравилось, прикольно вроде. И я предложил им с Муком составить проект. Планировалось, что я буду им продюсером, буду делать музыку, помогать во всем. Но они мне предложили прочитать вместе с ними - а я на тот момент уже слушал раггу (там была хоть какая-то музыка, хоть какое-то пение, можно было слушать человеку, у которого не такие железные уши) и решил попробовать себя в этом. С меня - рагга, Деловой пусть читает проговоры (мы до сих пор их так называем), а Мук работает в своем более эмоциональном ключе. Записали песню «Первый-Последний». И решили делать «Дерево Жизни» - все разные, оригинальный стиль, получался аналог бойз-бэнда в стиле хип-хоп.
- Когда был пик популярности Дерева Жизни, можешь вспомнить?
- А я не знал, что мы популярны. Я даже не подозревал об этом. Был весь в музыке.
- А как складывалась в 90-х работа с продюсерами?
- Был по сути один продюсер - Валера Лобанов. Мне было интересно чисто в музыкальном плане записать этот альбом. А Валера выпускал сборники, пиарил, чтобы люди слышали. Меня это устраивало. Да, возможно, был шанс тогда раскрутить все это, намного сильнее продвигать, но тогда я об этом не думал.
- Сейчас что-нибудь изменил бы в прошлом?
- Да, наверное. Можно было бы, конечно, попробовать пробиться на большую сцену.
- Считается, что русский рэп был окутан романтикой. Правда?
- Никогда не разделял общественных мнений. Мне пофигу. Мне сам по себе хип-хоп неинтересен в том ключе, который есть. Пацаны с улицы, дорогие тачки, клубы, крутые чиксы на танцполе - это, конечно, круто, но не то. И меня эта история не интересуют.
- А себя ты считал рэппером или хотя бы исполнителем в стиле хип-хоп?
- Ну, конечно, я могу считать себя исполнителем в стиле хип-хоп, но этим всё не заканчивается ведь, прежде всего я артист, который делает хорошую музыку. Я не пытаюсь всем что-то доказать у меня нет протеста, я не пытаюсь бороться с действительностью, и мы всегда были намного более позитивно настроены, фэнтэзи-романтика такая. Этого, кстати, в русском рэпе всегда очень не хватало.
- Почему Дерево Жизни загнулись?
- Мук всегда слушал чуть более жесткую, андеграундную музыку, чем я. То есть мне, например, интересен Raekwon из Wu-Tang, но у Мука все это совершенно на другом уровне. Отсюда разница в отношении к творчеству, подходу к музыке.
- На долгое время после этого ты пропал и только сейчас по сути «выплыл» в реке шоу-бизнеса с сольным проектом. Как так получилось?
- Человек, который один раз начал заниматься музыкой, не может уйти от нее. Тем более, сейчас почва сложилась благоприятной. Стала развиваться культура: времени прошло много, а ярких персонажей не так много. И я решил занять своё место в шоу-бизнесе.
Помимо этого была известная попытка воскресить проект Дерево Жизни: в итоге мы записали несколько треков, два из которых войдут в мой сольный альбом, третий я изменил под себя. И сейчас я сконцентрировался полностью на собственном творчестве, Деловой занимается своей «Сценакардией»… А Мук до сих пор считает, что это все попса.
- Твои ближайшие творческие планы, как это ни банально?
- Дописываю сольный альбом (осталось записать один трек). Я стал больше петь, не только читать, это расширило рамки творчества. Если спросишь о стиле, в котором я работаю, я не буду знать, что тебе ответить. Это мой собственный стиль. Это не какой-то стиль музыки, это мой стиль. Вот и всё.
- Ты недавно снял клип?
- Да, мы сняли клип в Стокгольме на песню «Я Верю В Любовь». Получилась очень креативно, интересная американская стилистика, без особых сложных идей. Зато атмосфера Нью-Йорка, как мне кажется, получилась. Осенью мы вам его покажем, да и сами увидите видео на телеканалах.
- Есть какая-нибудь разница между тем, как ты занимался музыкой 15 лет назад и как сейчас?
- По ощущениям, по отношению к работе - никакой. Мой внутренний рецепт - чтобы получилось круто.
Источник: lastfm.ru