ниже, сугубо моё личное мнение о баттловом творчестве Дяди Жени... писАл на свой блог и сайт. хотите - читайте, хотите "ни асильте". Подчёркиваю, что это - имхо!
Дядя Женя победил! В 3-м раунде, когда «унёс толстого поца». Технично. Безоговорочно. Со вкусом. Я не открою ни для кого истину, сказав, что именно эта победа, по сути, и «сделала» Дядю Женю. Он мгновенно стал популярным и одним из самых интересных персонажей 8-й официальной битвы. Его ранние треки, темы с которыми «пылились» на свалке «Демо-музыки», стали вдруг восстребованными и были переслушаны ни один раз теми, кто до этого просто проходил мимо (некоторые даже перечитали «Солярис» Лема под впечатлением от слов Дяди Жени)).
«Я вмиг почувствовал себя знаменитым...» - признаётся Дядя Женя. И он прав! Но знаменитым, как мне кажется, он стал не столько благодаря самой персоне СД (это было бы, как минимум, слишком лестно для Вити)), сколько тому, КАК он победил его: а именно, тому, в каком стиле он «вынес толстого», каким слогом был написан его «дисреспект», насколько убедительно он звучал и т.п. Рискну предположить, что так изящно и красиво «порубить на мясо» Витю врядли бы смог кто-нибудь из нынешнего состава участников баттла. Дядя Женя попал своими словами, извините за очередную банальность, не в бровь, а в глаз! Он сказал то, что хотели бы сказать многие, но сделал это так грамотно, содержательно, непошло и иронично-насмешливо, как мало кому из многих «хип-хоп авторитетов» удалось бы в принципе. Широкий лексический запас, нестандартные рифмы и сравнения, общая эрудированность, вызов, искренность... Вот чем, как мне представляется, Дядя Женя привлёк внимание!
Он победил! Хотя, скорей всего, не ожидал своей победы над СД. Но что делать дальше?!.. Публика аплодирует новому герою - «Тесею», который победил «Минотавра»... И что решает Дядя Женя (сознательно или несознательно - не суть)? Он продолжил делать то, за что «сорвал» эти аплодисменты - Дядя Женя выбирает путь мессии, «крестового похода» против «павлинов»! По моему скромному убеждению, именно эта победа в 3-м раунде и превратила его в своего рода заложника якобы «социального заказа» уничтожить «павлинов как класс». Мне показалось, что после трека на 3-й раунд против СД, Дяде Жене особо нечего было сказать в 4-м. Он пересказывал свою победу над «диким чудовищем», которое «плачет и скулит от обиды», бахвалился тем, что «ёбнул так, что в петушатнике попадали стены» и т.п. По сути, сама тема раунда «Вопреки законам природы» способствовала тому, что Дядя Женя «нащупал» свой новый мэссидж – борьба с новым – коллективным – «павлином». Кстати, интересна сама метафора «павлин»... Может я не настолько знаком с форумским жаргоном или дисовыми понятиями и категориями русского баттлового рэпа, но самоназвание «павлин» (относящиеся к изображению бахвальства и понтов деятелей хип-хопа) до треков от Дяди Жени я не встречал. Возьму на себя смелость заявить (пусть меня поправит автор), что появился этот «термин» первоначально в силу обычного слухового сходства со словом «гимн» («Меня выкинут с баттла, но эта песенка станет гимном. Гимном насмешки над дятлами и ненависти к павлинам»). Сравнение, действительно, удачное и потому, возможно, и превратилось в дальнейшем в имя нарицательное. Мне стало интересно и я, развлечения ради, посчитал: Дядя Женя, начиная с 3-го раунда употребляет слово-корень «павлин» (павлины, павлиньи и т.п.) в своих баттловых треках 17 раз. Намного чаще, чем «олени», «дятлы» и прочие «опездолы».
Практически в каждом треке Евгений Лабомбов бросает вызов «павлиньей стае», провозгласив «антипавлинью боевую коалицию», при этом не забывая поиронизировать над собой: «...к тому же в этих текстах у него полно выебонов ... и это гонево седьмой уж кон звучит у него фоном». Кстати, очень показательным является позиционирование Дядей Женей своего персонажа скорее как наблюдателя, а не участника битвы – начиная с отборочного трека он обещает пустить «ВАШ хип-хоп на общак» и продолжает по ходу баттла: «в ВАШЕМ хопчике сплошные тупаки и япончики...» . Он бросает вызов, смеётся и порой даже издевается над всей той шумихой, которую вокруг него создали, собственно, объекты его же насмешек: «сколько найдут в моих куплетах эти дебиллы цитат... сколько постов ебанутых они мне посвятят». И самое курьёзное в этой ситуации, что именно те, против кого направлен слог Дяди Жени, считают, что они не попадают под эту категорию (читая эти строки, вы наверняка уверены, что это не про вас)). «Стадо» аплодирует и одобрительно гудит, посвящая очередной ебанутый пост: «Женя, а правда, что ты Бабангида?». Во истину, плебос...
Создаётся такое впечатление, что даже оффбитность техники исполнения Дяди Жени – это, в том числе, продолжение вызова «павлиньему» хип-хопу. Не попадая в бит, Дядя Женя выносит направо-налево мастеров речитатива и провозглашает: «я ссал на законы вашего естесства».
Кроме того, интересны инструментальные составляющие треков Дяди Жени. Возможно, это происходит случайно, но и тут Евгений Лабомбов нарушает неписанные правила баттлов, порой используя откровенно заезженные минуса по типу Coolio “Gangsta’s Paradise” или Busta Rhymes “Baby If You Give It To Me”, разбавляя их в то же время то инструменталом от известного альтернативщика в хип-хопе El-P, то минусом глич-хоппера edIT... Скорей всего я ищу подвох там, где его и нет, но у меня появилась мысль, что подобный подход также использован дабы подкрепить «вызов». Возможно, я ошибаюсь)))
Дядя Женя играет на человеческой глупости, недалёкости ума и низком уровне интеллекта основной массы слушателей хип-хопа: «в отечественном хопе доминантой является глупость», «какая музыка – такой и слушатель». Метод Дяди Жени – «давить интеллектом»: он сознательно использует порой вычурный слог вместо обычной разговорной лексики. По сути, в этом кроется отчасти его вызов: «имел их в уши, делая самую нелепую чушь и самую нудную заумь». С этой же целью Дядя Женя «пересыпает» свои тексты мифологическими персонажами и сюжетами: древне-скандинавский Один и Вальгалла, древне-греческий Аид и Царство мёртвых, тот же Тесей, библейские Иаков со своей лестницей из снов, царь Соломон и его копи, Вельзевул и т.п. При этом, автор настолько умело и уместно использует мифологическую тематику в сравнениях и метафорах, что текст становится непосредственным и интересным для изучения. Да-да, к сожалению, именно для изучения. Среднестатистический слушатель хип-хоп баттла понятия не имеет о том, кто такие вельзевулы, одины, иаковы, ландау, данте и прочая «заумь». И если тексты Дяди Жени заставят некоторых заглянуть в википедию и узнать хоть на чуток больше, то уже это однозначно говорит в пользу его треков.
Тем не менее, Дядя Женя, клеймя интернет-баттлы за то, что основной мотивацией их участников является «обычная зависть» и желание «клюнуть больнее», сам сбивается на то, как бы безжалостно растоптать и убрать «с одного даббл-клика» своего оппонента – будь-то вполне конкретный, как-то СД или Ре-Пак, или коллективный образ по типу «павлина». Мне кажется, что Дядя Женя вполне успешно освоил баттловые приёмы и бил «врага» его же «оружием» – собственно, поэтому он и стал популярным среди основной массы зрителей баттла. Ведь так приятно наблюдать, как Дядя Женя разносит в пух и прах обезличенную «павлинью стаю»... особенно приятно, когда себя противопоставляешь ей.
Признаюсь, мне не очень нравятся его треки «против павлинов». Я считаю, что трек против СД – это лучшее, что Евгений Лабомбов сказал по этой теме. Остальное – это повторения и вариации – не более. Ничего принципиально нового. Интересна лишь форма подачи - то, как автор закрутит свой слог, в очередной раз избегая буквы, что между «П» и «С». Мой самый любимый трек Дяди Жени – это сага о капитане Флинте. Вот где интересная песня! И музыка, и текст, и тембр голоса, интонации... всё в этом треке предстаёт в гармоничном сплетении. Именно такие вещи, как мне кажется, характеризуют настоящего Дядю Женю, а не его нарочитая эпатажность и апломб по типу «мой стиль на стыке пошлого и великого». Именно поэтому, я уверен, что Дядю Женю мы более не увидим в списках участников какого-либо баттла. Он добился своего - он-таки пустил наш хип-хоп «на общак». И за это ему – спасибо!