Сеpгей Селюнин (чаще известный как Силя-стаpший или просто Силя), и его год за годом калейдоскопически меняющий свой облик, стиль и состав ВЫХОД - явление для отечественой рок-сцены уникальное; за свою богатую событиями истоpию они пpоизвели на свет множество песен в самых pазных жанpах - но что бы ни звучало в их исполнении: тяжелые блюзы, pэггей, pок-н-pоллы или pомансы - этим песням неизменно пpисуще особенное видение миpа, свой поэтический слог и ясный мелодический язык; эти песни симпатичны полным отсутствием пафоса, котоpый им с успехом заменяют безжалостная иpония и безусловное чувство юмора - вещь в рок-н-ролле (особенно, отечественном) крайне редкая.
Силя родился 2 марта 1958 в Таллине и начал сочинять песни в конце 70-х, студентом Ленинградского Университета. В этот период он был известен как автор-исполнитель и был связан с кругом студенческих групп ( БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, ХАМЕЛЕОНИЧК ЗА, АРХИВАРИУСЫ, ГУЛЛИВЕР), из которых весной 1982 и возникла оригинальная версия ВЫХОДА (название, которого, согласно легенде, было навеяно альбомом Боба Марли «Exodus»): Сергей Селюнин, гитара, вокал, Александр «Кипарис» Андреев (2.06.58 в Ленинграде), бас, Андрей Заблудовский (р.11.09.59 в Ленинграде), скрипка и Михаил Брук, барабаны.
Они дебютировали в зале ленинградского Рок-клуба в марте 1982 - в одном концерте с такими же неизвестными тогда КИНО и СТРАННЫМИ ИГРАМИ (состав ВЫХОДА на этом этапе усилили гитарист Юрий «Джимми» Дышлов и клавишник Владимир Захаров), летом записали магнитофонный альбом «Брат Исайя» и распались - хотя годом позже Селюнин, Андреев и Брук записали свой второй альбом «Ты, я и Муму» под вывеской СИЛЯ & 666. Андреев (в то время - вместе с Бруком - ещё и соредактор подпольного журнала «Рокси») позднее репетировал с ЗООПАРКОМ, но так и не вошёл в его состав, а к середине 80-х покинул музыку, став основателем и генеральным директором компьютерной компании Soft Joys; Заблудовский добился успеха как четвёрть СЕКРЕТА, а Брук скоропостижно умер в середине 1984.
Отсутствие стабильного состава, что повлекло за собой вынужденный отказ от концертов, а также нежелание Сили включиться в деятельность Рок-клуба и играть по его правилам, не способствовали распространению популярности ВЫХОДА, и достаточно долго репутация группы носила, скорее, культовый характер.
Следующий этап в биографии группы пришёлся на 1984-1986, когда Селюнин объединился с обломками хард-рокового РОК-ШТАТА (Николай Фомин, гитара, Дмитрий Благовещенский, бас, Михаил «Сэм» Семёнов, ф-но, вокал, Борис Шавейников, барабаны) и Михаилом Берниковым, перкуссия, записав четыре альбома, почти неизвестные в Питере, но, как ни странно, получившие куда большее распространение в Москве, куда Силя переехал в 1986. ВЫХОД снова распался, хотя некоторое время спустя его музыканты добились известности под именем ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ (и сохранив в репертуаре ряд силиных песен).
Весной 1988 в Москве Селюнин собрал новую версию ВЫХОДА: Сергей Останин, гитара, Игорь Филиппов, саксофон и Александр Щербаков, барабаны, но она продержалась вместе лишь несколько месяцев.
В 1989 ВЫХОД вернул питерскую прописку и дебютировал в сентябре 1989 на фестивале журнала «Аврора» в формате хард-блюзового трио: Селюнин, бас, вокал, Фомин, гитара и Андрей Вепров, барабаны. К началу следующего года Вепрова (экс-ГЕОМЕТРИЯ, позднее МИФЫ) сменил Юрий Николаев (ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ТРИЛИСТНИК, АКВАРИУМ).
В январе 1990 Силя с успехом выступил на фестивале «Рок-акустика 90» в Череповце, сорвав аплодисменты аудитории своими ироничными романсами «Ты пригласи меня на анашу» и «Раздевайся, дорогая».
Летом 1990 ВЫХОД снова изменил формулу звучания и состав, превратившись в акустическое трио: плюс Олег Сакмаров (флейта, саксофон) и Пётр Акимов (виолончель). В том же июне они записали на питерской «Мелодии» первый профессионально звучавший альбом «Непрерывность простых вещей» (выпущен на CD Отделением Выход в 1995). В его записи принимал участие также перкуссионист Сергей Агапов.
Следующие три года ВЫХОД (то в акустике, то в электричестве) нерегулярно выступал дома, от концерта к концерту меняя музыкантов; исколесил почти всю Европу, исполняя на улице классические рок-н-роллы, рэггей и фолк, а также успешно сотрудничал с «экспортной» фолк-панк группой BRAIN DRAIN своего старого коллеги Николая Фомина.
В мае 1993 был записан (а через год увидел свет) очередной альбом ВЫХОДА «Выхода нет», сыгранный его старо-новым составом: Олег Сакмаров, флейта, гобой, Юрий Николаев, барабаны, Иван Воропаев (экс-АКВАРИУМ, АДО, AD LIBITUM), альт, Максим Жупиков, скрипка, Вадим Сулимов, бас и Алексей Николаев, домра, балалайка. Он стал, пожалуй, наиболее цельной и сильной работой группы середины 90-х и включал многие песни, надолго оставшиеся в ее репертуаре («Бедное животное», «У речки у реки», «Весна в голове» и т.д.).
С открытием в Питере в ноябре 1995 клуба «Перевал» ВЫХОД стал одними из его главных звёзд. Там же Силя познакомился с музыкантами молодой группы КС, что положило начало их продуктивному сотрудничеству: с весны 1996 барабанщик КС Кирилл Погоничев вместе с Вадимом Сулимовым составил новую ритм-секцию, а к 1997 то появлявшихся в составе, то исчезавших Акимова и Сакмарова (этот квинтет в 1996 записал альбом «Популярный психоанализ») заменил их же клавишник Павел Ключерев. (Зимой 1997/1998 он также стал саунд-продюсером следующей работы группы, рэггейного альбома «Выход К», изданного DDT Records).
В июне 1997, после очередной паузы, группа выступила на Питерском Рок-фестивале Театра DDT, весной 1998 Силя дома записал демо-версию очередного альбома, всё лето катался по Европе с балалайкой, а в сентябре, приехав, решил-таки записывать новый альбом с живыми музыкантами.
Лето 1999 - опять галопом по европам, а осенью приехал и записал на студии Дворца Пионеров новый альбом, на котором поначалу отказался от названия ВЫХОД: «это уже не группа - многие музыканты, которые участвовали в записи, даже не встречались между собой.» Тем не менее, в записи участвовали Сакмаров, Акимов, Сулимов, Ключерев и др.
Андрей Бурлака
Автор: Андрей Бурлака
Источник: lastfm.ru