Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, район Купчино — 15 августа 1990, шоссе неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР) — советский рок-исполнитель 1980-х, лидер группы «Кино».
Биография
Виктор Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Единственный ребёнок в семье. C 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова (ныне имени Николая Рериха) поступает в СГПТУ-61 на специальность «резчика по дереву». В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать.[1][2]
Творчество
Цой до «Кино»
В конце 70-х — начале 80-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6», оба они заходили в гости к Майку Науменко («Зоопарк») или к Андрею Панову (Свин), на квартире которого репетировала панк-группа «Автоматические удовлетворители».
Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору всевозможную помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курёхина и других.
Первый альбом
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступила к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума». Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 года альбом был полностью завершён, продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.
Запись получила некоторое распространение по стране, о группе заговорили, начались квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Осенью, вместе с барабанщиком Зоопарка, «Кино» записывают в студии Кускова несколько песен, в том числе «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре издания)
Тогда запись была забракована и распространения не получила, так как Цой забрал ленту себе.
19 февраля проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали с тёмным макияжем и в костюмах со стразами. При этом они исполняли «Электричку», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы». В основной состав были приглашены Каспарян и Густав. Весной из-за разногласий с Цоем Алексей Рыбин покидает группу «Кино». Лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который вначале задумывался как демо-запись «Начальника Камчатки». Алексей Вишня «скинул» запись нескольким друзьям на плёнку. «46» получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом. Осенью 1983 года Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на «Пряжке», где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию. После выписки из психиатрической клиники он пишет песню «Транквилизатор». Весной выступил на втором фестивале рок-клуба, где «Кино» получила лауреатское звание, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984 года.
Второй состав «Кино»
Летом 1984 в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинает писаться «Начальник Камчатки», к записи которого, кроме Виктора приложили свою руку БГ и Сергей Курёхин. В феврале 1985 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие.
Весной 1985 «Кино» заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать «Ночь», процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил «Ночь» недоделанной и в студии Лёши Вишни занялся записью «Это не любовь», который получился всего за неделю с небольшим. К осени «Это не любовь» была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 вышла «Ночь», среди песен которой были известные «Мама-анархия» и «Видели ночь» (причём вторая была «переделкой» песни The Cure «Boys Don’t Cry»). Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. 26 июля 1985 у Цоя родился сын Саша.
Летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул», а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Виктор поступает работать машинистом в котельную «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты. В ней Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-хха», там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя — оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва.
Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получили приз «За творческое совершеннолетие». «Кино» впервые едут за границу во Францию, где вышел электрический альбом «Последний герой».
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге
На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах.
Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии — «Кино» собирают аншлаги на всех концертах. 16 ноября 1989 на мемориальном концерте Александра Башлачёва публика ведёт себя крайне активно; по плану в этот момент должна была прозвучать песня Башлачёва, памяти которого был посвящён до концерт, но публика и группа не слушали требований администрации, и Виктор Цой довёл выступление до конца. За это «Кино» на целый год запретили выступать в Москве.
Весной 1988 записывается черновик, а 1989—1990 окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Летом Виктор с Каспаряном ездили на гастроли в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР. В начале 1990 года «Кино» с многочисленными гастролями ездят за рубеж, в том числе и в Японию. Во Франции выходит пластинка «Последний герой».
В июне 1990 произошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил название Чёрный альбом.
Смерть и признание
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы Слока-Талси под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках км от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём[3], после чего его «Москвич 2141» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250». 19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
«Стена Цоя» в Кривоарбатском переулке в г. Москва, фрагмент 2
Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив» и признаниями в любви музыканту. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но впоследствии восстановлена фанатами.
Отражение в культуре
Имя и фигура Цоя часто обыгрывается писателями, музыкантами, пародистами и многими другими деятелями культуры.
В литературе:
Алексей Машевский в стихотворной строчке «Попадешь на шабаш к битлам и Цою!» ставит Цоя рядом с группой «Битлз» как наиболее характерные проявления несимпатичной ему новейшей рок-культуры. Таким же воплощением деградации культуры выступает Виктор Цой в стихотворении Дмитрия Сухарева «Цой с вами». Напротив, в датированном 1988 годом стихотворении Татьяны Щербины Цой изображён как герой и символ времени:
Он поёт в микрофон как в цветок.
Зигфрид из ПТУ
В музыке:
Песни, посвящённые Цою или группе «Кино»:
* Алиса — «Rock’n’Roll» — Цой упоминается среди других известных рок-музыкантов. Также на концертах группа исполняет песни Цоя «Песня без слов» и «Спокойная ночь», предваряя последнюю словами: «Пока мы живы, мы будем петь эту песню всегда, потому что она нам очень близка и дорога». После исполнения каждой из этих песен Кинчев произносит: «Спасибо вам! Спасибо Цою!»
* Алиса — «Пульс хранителя дверей лабиринта» 2008 г. — По словам К.Е. Кинчева, альбом посвящен Виктору Робертовичу Цою (Хранителю Лабиринта)
* Игорь Тальков — «Памяти Виктора Цоя».
* Пилигрим — «Памяти Виктора Цоя».
* Оцинкованые муравьеды — «Виктор Цой жив!»
* «Провода» — «Про Кино».
* Кра-Тер — «Цой мог бы еще жить»
* Моше Уварман — «ТСОЕВО ВАСКРРЭСЕHИЭ»
* Кедовское королевство — «Территория Цоя»
* РОЙ — Цой жив!
В кинематографе:
* 1992 год, документальный фильм «Последний герой» (режиссёр Алексей Учитель).
На телевидении:
* 2005 год, документальный фильм по заказу Первого канала «Виктор Цой. Жизнь как кино.» (режиссёр Ирина Ван, Сергей Холодный).
* 2007 год, на НТВ выходила в эфир передача «Виктор Цой: Смертельный Поворот» из цикла передач «Следствие Вели… с Л. Каневским».
* 2007 год, на РЕН ТВ выходила в эфир передача «Виктор Цой: Сон со смертельным исходом» из цикла передач «Громкое дело» (режиссёр Дмитрий Сорокин).
В интернете
* В Фидо, а затем и в Интернете получил большое распространение мем «Цой подавился мацой»
Критика
Если первые собственные творческие опыты Виктора Цоя долгое время оставались непонятными для широкого ленинградского рок-сообщества, то более позднее его творчество в группе «Кино» наоборот снискало большое количество критических отзывов за следование на поводу у публики, коммерциализацию рок-музыки, потерю оригинального лица. Например, Андрей Тропилло считал, что после альбома «Ночь» Цой сделал выбор в пользу «попсации», и дальше его творчество было бы только хуже:
Плохо так говорить, но Цой ушёл вовремя. По крайней мере, это дало возможность на старом уровне, ничего не меняя, создать легенду о Викторе Цое и группе КИНО. Ну как если бы две первые серии были хорошими, а следующие по набору актёров или там по сюжету должны были быть значительно слабее, и их не сняли по уважительной причине[16].
Фильмография
В 1988 году по итогам опроса кинокритиков журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро Цой был назван лучшим актером года.
1. 1986 — «Йа-Хха» (документальное видео). Режиссёр Рашид Нугманов
2. 1986 — «Конец каникул». Режиссёр Сергей Лысенко
3. 1987 — «Рок» (документальные кадры). Режиссёр Алексей Учитель
4. 1988 — «Асса». Режиссёр Сергей Соловьёв
5. 1988 — «Игла». Режиссёр Рашид Нугманов
6. 1992 — «Последний герой». Режиссёр Алексей Учитель
Семья
* Цой, Марианна Игоревна — жена.
* Цой, Александр Викторович — сын.
Источник: lastfm.ru