Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина возник при Музыкальной редакции Всесоюзного Радиовещания в 1957 году. Коллектив назвали экспериментальным.
Мещерин (1923-1995) прошел всю войну, потом окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. Специалиста по народной музыке привлекали возможности редких этнических инструментов. Но как связать кантеле с флуером или дудук с кушнаем? Соединить их тембральные, акустические характеристики в новой форме, расширить звуковую палитру – чтобы реализовать этот смелый замысел, Вячеслав Мещерин с единомышленниками: инженерами и конструкторами - начали работу над новыми инструментами. Убедить солидных конструкторов акустической лаборатории в том, что все это всерьез, оказалось не так-то просто. Но энтузиазм Мещерина взял свое. Так в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный гармониум, экводин-один. Их прообразами стали западные электрофортепиано и электроорган Hammond, обнаруженные Мещериным в Доме Звукозаписи.
В 1958 году «в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях» коллектив легализовали. Правда, за слишком бурную, по мнению начальства, инициативу, Мещерина чуть не уволили с работы и не отправили под суд – приказ «о возложении обязанностей художественного руководителя ансамбля» пришел задним числом, в последний день…
«Такому оркестру, - уверял Мещерин, - все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика». Критика в печати не заставила себя ждать – но Мещерин не был одинок: в разное время его поддерживали Шостакович и Кабалевский, Пахмутова и Лядова…
Мещеринский ансамбль создавал и использовал собственно электронные (одноголосые и многоголосые) инструменты, ставил адаптеры на баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано… Мещеринцы сами разработали ревербератор, которого не было в СССР. Сами расписывали партитуры.
«Сами». Самое важное слово в истории мещеринского ансамбля.
С ансамблем сотрудничали десятки музыкантов, среди которых - Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), Константин Ковальский и Лидия Кавина (терменвокс). Вокальные партии записывали и исполняли на концертах в разные годы солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко…
Если создателя терменвокса Льва Термена Ленин приглашал в Кремль, то за Мещериным с Лубянки прислали машину. Без предупреждения и к испугу жены – оттепель оттепелью, а шутить в стране не любили. Выяснилось: есть особое поручение партии и правительства. Мещерин с помощью своих уникальных инструментов должен записать «Интернационал» для советского спутника. Поручение было выполнено.
В 1961 году по мотивам эстонских песен ансамбль записал композицию «На колхозной птицеферме». Название явно не переводили с эстонского, но мультфильм «Ну, погоди!» про волка, попавшего в курятник, озвученный этим треком, до сих пор смотрят дети разных стран – вне зависимости от госприверженности коллективному хозяйствованию.
…Но усилия энтузиастов за железным занавесом оставались каплей в море по сравнению с развитием электромузыкальных инструментов на Западе. В 1964 году Мещерин добился создания специальной лаборатории при военном заводе радиоэлектронных приборов в Муроме и принял самое активное участие в работе над созданием первого серийного образца. В 1965 с конвейера сошел первый электроорган «Юность» - достойный конкурент немецкой «Йонике», чуть позже появилась одноголосая «Аэлита».
С течением времени (а коллектив просуществовал до 1990 года, успев озвучить сотни (!) радио- и телепрограмм, спектаклей, фильмов, мультфильмов…) в репертуаре ансамбля сосуществовали Шуберт и Паулс, Скрябин и Пахмутова, «Воздушная кукуруза» Герхона и «Красная гвоздика» Островского… Парадоксально, что несмотря на все смены руководства ЦТ и ВР, ансамбль Мещерина никогда, даже при Лапине, о крутом нраве которого до сих пор ходят легенды, не терял благосклонного отношения телерадиоруководства. Годы борьбы за право электронной музыки на существование шли в зачет…
…Это было в другую эпоху, в другой стране. Но музыка – кардиограмма этой эпохи, скрупулезно запечатлевшая ее надежды и достижения, устремления и мечты – жива и сегодня и, мы надеемся, будет жить еще долго. Не случайно в пластинку вошли преимущественно легкие композиции. В этих диковинных звуках – портрет поколения мечтателей и упрямцев, первопроходцев и первооткрывателей. В то время, как западный еasy listening приспосабливался к рынку, советский рос в недрах Союза композиторов. Но он существовал, был весьма популярен (о чем свидетельствуют многочисленные источники) и ничуть не утратил своей актуальности сегодня, когда легкая музыка вернулась в Россию.
Источник: lastfm.ru