XTC — нововолновая группа из Суиндона, Англия, исполнявшая альтернативный арт-поп, в котором необычным образом соединились элементы панк-рока, фолк-прога, психоделии и авангарда. В чем-то созвучный американским нововолновым новаторам (Pere Ubu, Talking Heads), в чем-то продолживший английские традиции рок-эксцентрики (Pink Floyd, The Kinks, Family), ансамбль прошел по замысловатому пути развития, легко опровергая сложившиеся в рок-н-ролле представления о жанровой сочетаемости и упражняясь в поначалу мрачной, затем все менее серьезной эклектике. Не меньший интерес, чем аранжировки, представляют собой поэтические изыски XTC — то иронично-абсурдные, то возвышенно-пасторальные, но неизменно интеллигентные и остроумные. Несмотря на отдельные прорывы в чарты (Making Plans For Nigel, 1979, Senses Working Overtime, 1982), XTC остались за пределами массового рынка, вечными фаворитами музыкальной критики.
Поющий гитарист Энди Партридж и басист Колин Моулдинг начали играть вместе в 1972 году, меняя названия (The Helium Kidz, Star Park) [1] и исполняя глэм-рок в духе The New York Dolls. В 1973 году к ним присоединился ударник Терри Чемберс, в 1976 году — клавишник Барри Эндрюс — тогда же и появилось название XTC. К этому времени, отказавшись от глэм-претензий, квартет уже исполнял обрывистый, жесткий арт-поп-панк, обогащенный посторонними влияниями (ска, рэггей, фанк). В 1977 году группа подписала контракт с Virgin Records и выпустила — сначала 3D EP, затем дебютный White Music, получивший благоприятные отзывы критики и вошедший в Top 40 — несмотря на то (или благодаря тому), что сингл Statue of Liberty был запрещен на Би-би-си за якобы неприличные высказывания по отношению к Статуе Свободы («…В своих фантазиях я вплываю тебе под юбку»).
После выхода Go 2 (вышедшего с бонусом «Go +» (с шестью даб-ремиксами) Эндрюс ушел из группы (позже он стал участником The League of Gentlemen и сотрудничал с Робертом Фриппом), уступив место гитаристу и клавишнику Дэйву Грегори. Звучание группы стало cпокойнее [2], зато лирика осталась бескомпромиссно-сатирической, примером чему может служить первый хит группы Making Plans For Nigel (из третьего альбома Drums And Wires), вызвавший крайнее недовольство компании British Steel. Еще большую известность получил другой политический трек «Complicated Game», синглом так и не выпущенный.
В Black Sea (1980, достигшем 16-го места в Британии) группа еще более сгладила острые грани, добавив что-то из музыки 60-х (The Beatles, The Kinks). Американским успехом альбом обязан двум синглам: Generals and Majors и Towers of London. Вышедший год спустя English Settlement (с заметно усложнившимися аранжировками и текстами) оказался самым успешным альбомом группы (5-е место в Британии), запустив в Top 10 еще один хит, Senses Working Overtime.
В ходе мартовских гастролей 1982 года Партридж на сцене потерял сознание и слег с диагнозом «нервное истощение». После того, как вскоре инцидент повторился, группа отменила все гастроли и выступила с заявлением о том, что с этих пор собирается сосредоточиться на студийной работе. Незадолго до выхода сборника Waxworks — Some Singles (1977—1982) группу покинул Чемберс, расстроенный отсутствием доходов от концертной деятельности. Группа не стала искать ему замену, а в течение последующих лет приглашала ударников: в их числе были Питер Фиппс, Прэйри Принс (The Tubes), Дэйв Мэттакс (Fairport Convention), Пэт Мастелотто (King Crimson, Mr. Mister), Чак Сабо и Иэн Грегори (брат Дэйва, известный также под псевдонимом E.I.E.I. Owen).
Летом 1983 года вышел Mummer, в котором на ударных сыграл Пит Фиппс (Pete Phipps) из The Glitter Band. Отказ XTC от гастролей вызвал острое недовольство Virgin и стал возможно единственной причиной, почему Love on a Farmboy’s Wages не поднялся в чартах выше 50-го места. В том же году группа под псевдонимом Three Wise Men выпустила рождественский сингл Thanks for Christmas.
Если Mummer был альбомом умиротворенно-пасторальным, то The Big Express ознаменовал неожиданный поворот группы к шумовому року. Пластинка оказалась коммерчески почти провальной, но сам Партридж счёл её знаковой, отнеся «The Everyday Story of) Smalltown» и «Train Running Low on Soul Coal» к числу своих лучших работ всех времен.
В 1986 году XTC отправились в «лесную» студию Тодда Рандгрена (в Вудстоке, штат Нью-Йорк) для работы над Skylarking. Многие предвкушали триумфальные результаты от такого творческого союза, но Рандгрен настоял на том, чтобы музыканты заранее выслали ему демо-пленки, а к тому времени, когда те прибыли на место, уже разработал структуру и концепцию альбома. Такой подход возмутил Патриджа: конфликт в ходе сессий лишь разгорался, и в конечном итоге лидер XTC выразил свое резкое недовольство результатом. Позже, он смягчил свое отношение к пластинке, которую однажды назвал «солнечным днем, запечённым в музыкальный пирог». «Skylarking» вновь вывел группу в чарты и спровоцировал небольшой скандал (по поводу сингла Dear God; позже кавер на него сделала Сэра МакЛафлин).
Еще больший успех имел записанный продюсером Полом Фоксом альбом Oranges and Lemons, синглы из которого Mayor of Simpleton и King for a Day активно раскручивались на MTV. В эти дни у Партриджа (все еще женатого) начался роман с американской поклонницей Эрикой Векслер, племянницей известного продюсера Джерри Векслера (позже она стала его второй женой). Эта история легла в основую сюжета песни «Another Satellite». Два сингла - Dear Madame Barnum и The Ballad Of Peter Pumpkinhead – имели успех по обе стороны Атлантики. Особое внимание обратил на себя видеоклип ко второму из них, в котором проводилась необычная параллель между Иисусом Христом и Джоном Ф. Кеннеди. Альбом Nonsuch (названный в честь дворца короля Генри VIII и записанный с продюсером Гусом Дандженом) также имел успех, однако именно после его выхода у группы начался конфликт с лейблом Virgin Records, который сначала выпустил десятки тысяч экземпляров сингла Wrapped in Grey, а потом снял их с продажи и уничтожил. Параллельно группа вне суда разбиралась с делами бывшего менджемента: текст песни «I Bought Myself a Liarbird» (из альбома «The Big Express») намекает на некие финансовые махинации со стороны последнего, но дело было улажено на условиях, которые, судя по всему, запрещали группе выступать с открытыми заявлениями на этот счет. В 1993 году XTC объявили «забастовку», которая длилась до 1998 года и в конечном итоге привела к разрыву контракта. За эти шесть лет вышли лишь компиляция Upsy Daisy Assortment и двойной бокс-сет Fossil Fuel: The XTC Singles 1977-1992.
Источник: lastfm.ru