«Uriah Heep» — британская рок-группа, официально сформированная в 1969 году в Англии. Формирование группы заключалось в том, что продюсер Джери Брон пригласил клавишника Кена Хенсли (ранее игравшего в «The Gods» и «Toe Fat») присоединиться к группе, которая назвалась тогда «Spice» и имела контракт с лейблом Брона Bronze Records. В шутку Uriah Heep называют «The Beach Boys хэви-метала» за мелодичность их песен и фирменные партии бэк-вокала со сложными многочастными гармониями. Так или иначе их музыка попадает в такие стилистические течения как прогрессивный рок, хард-рок, ранний хэви-метал, джаз и иногда даже кантри.
Название группы позаимствовано у персонажа романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд», которого в русском переводе зовут Урия Гип. Тем не менее название группы принято произносить близко к английскому произношению — Юрай Хип.
Нынешние участники
Мик Бокс — гитарист, вокалист (1969 — по сей день)
Расселл Гилбрук — барабанщик, вокалист (2007 — по сей день)
Берни Шоу — основной вокалист (1986 — по сей день)
Тревор Болдер — бас-гитарист, вокалист (1976—1981, 1983 — по сей день)
Фил Лэнзон — клавишник, вокалист (1986 — по сей день)
Бывшие участники
Кен Хенсли — клавишник, гитарист, вокалист
Девид Байрон — основной вокалист
Пол Ньютон — бас-гитарист, вокалист
Джон Уэттон — бас-гитарист, вокалист
Джон Лотон — основной вокалист
Питер Голби — основной вокалист
Олли Олссон — барабанщик, перкуссионист
Ян Кларк — барабанщик
Кейт Бейкер — барабанщик
Гери Тейн — бас-гитарист
Джон Сломан — основной вокалист
Крис Слейд — барабанщик, перкуссионист
Боб Дейсли — бас-гитарист
Джон Синклер — клавишник
Ли Керслейк - барабанщик
Создание группы
В 1967 году Мик Бокс, юноша из Уолтемстоу, в равной степени любивший футбол и музыку, решил отдать предпочтение последней и образовал The Stalkers. После того, как из состава ушел вокалист, Роджер Пенлингтон, игравший на барабанах, предложил прослушать своего кузена Дэвида Гаррика.»Он был частым гостем на наших концертах: приняв по несколько пинт, мы начинали распевать старые рок-н-ролльные вещи, — вспоминал Бокс. — Вот и перед прослушиванием я предложил ему хорошенько подзаправиться, чтобы снять неуверенность. Мы сыграли несколько вещей — и история началась!»[1]
Дуэт Бокс-Гаррик стал ядром группы; вскоре каждый из них оставил основную работу и решил посвятить себя профессиональной музыкальной деятельности. Свой новый состав они назвали Spice, а Дэвид принял сценический псевдоним: Байрон. За ударные сел Алекс Нэпьер, найденный по объявлению в газете (чтобы обойти главное из условий — отсутствие брачных уз, — он свою жену выдал за сестру), а из The Gods пришел басист Пол Ньютон, чей отец временно взял на себя обязанности менеджера и постепенно довел своих подопечных до уровня лондонского клуба «Марки».
В конце 1969 года группа встретила на своем пути продюсера и менеджера Джерри Брона: тот побывал на ее выступлении в клубе «Блюз Лофт» и тут же предложил контракт со своей компанией Hit Record Productions Ltd (работавшей с Philips). «Мне показалось, что группа способна к быстрому развитию, именно поэтому и взял их к себе», — вспоминал Брон. Вскоре группа оказалась в студии Lansdowne, изменила название на Uriah Heep (о Диккенсе в рождественские дни 1969 года говорили все — как раз отмечалась сотая годовщина со дня его смерти) и решила, что ей необходим клавишник. Сначала Брон привел сешшнмена Колина Вуда, затем в качестве постоянного участника был приглашен Кен Хенсли (The Gods, Toe Fat).
Появление в группе клавишника-новатора, увлеченного созданием качественно нового звучания, оказало решающее влияние на творческое развитие коллектива. Впрочем, вклад Хенсли в первый альбом ограничился переработкой партий, записаных Вудом. Большую часть материала для пластинки написали Бокс и Байрон; самой яркой вещью здесь стала Gypsy, идеально отразившая в себе ранний стиль группы: тяжелый бит, сгущенный звук гитары, «обернутой» орѓаном и меллотроном, многоголосица, полученная многократным студийным наложением. Во многих отношениях это был один из первых удачных примеров экспериментальной хард-рок-эклектики, созданный за три года до первых записей Queen, считающихся в этой области пионерами.
Первые записи
Первый альбом был на три четверти завершен, когда Алекса Нэпьера заменил Найджел (Олли) Олссон: его порекомендовал Элтон Джон, с которым Байрон дружил со времен совместной работы в Avenue Records (где они принимали участие в записи низкобюджетных каверов). Very ‘Eavy…Very ‘Umble (в США — просто Uriah Heep и под другой обложкой) вышел 19 июня 1970 года и был встречен сдержанно музыкальной критикой, которая услышала в нем лишь «тяжесть», не обратив внимание на жанровое разнообразие (элементы джаза, фолка, эсид-рока и симфонической музыки). В эти дни родился и стал стремительно развиваться творческий союз Бокс-Байрон-Хенсли, наивысшее воплощение получивший во втором альбоме Salisbury, записанном уже без Олссона (который вернулся к Элтону Джону), но с Кейтом Бэйкером. Пластинка, ставшая бенефисом Хенсли (он автор половины вещей и соавтор другой половины), была записана Броном в Лэнсдауне (Lansdowne) и поражает своим разнообразием. Bird of Prey — шедевр арт-рока, в котором Байрон покоряет самые высокие ноты; Lady in Black (ставшая в 1977 году суперхитом в Германии, 13 недель продержавшись на первом месте) — акустический фолк-стомпер: философская притча о тяготах бытия. Park — изящная поэтическая виньетка, продолжающая «пост-военную» тему, начатую в Come, Melinda. Наконец, 16-минутная сюита Salisbury, записанная с оркестром и духовой секцией, — самое амбициозное произведение группы, выведшее ее на территорию, тогда еще почти не исследованнную в хард-роке… Ко всему этому вновь музыкальная пресса вновь осталась глуха.
«Золотые» годы
После выхода Salisbury Бейкер покинул группу. С новым ударником Иэном Кларком (из Cressida, также записывавшейся на Vertigo), группа отправилась в США и здесь впервые почувствовала, что такое теплый прием. Позже Бокс признавал, правда, что если в связке со Steppenwolf группа звучала неплохо, то к эстетике Three Dog Night она не имела ни малейшего отношения.
Тем временем сроки контракта Брона с Phillips/Vertigo иссякли, и он образовал собственный лэйбл Bronze, перевыпустив здесь два первых альбома группы. Запись третьего началась летом 1971 года. «В Look At Yourself группа действительно обрела собственный путь в музыке, — вспоминал Брон. — Многочисленные идеи, казавшиеся разрозненными в двух первых альбомах, сфокусировались и произвели несколько вечных жемчужин». Главными из них, несомненно были эпическая July Morning (гимн «духовному нарциссизму») и сверхкомпактный заглавный трек, имевших все задатки хит-сингла, но таковым ставший лишь в Европе. Впрочем, и британская аудитория отреагировала на взлет Uriah Heep: альбом в U.K. поднялся до 39-го места.
«Золотой» состав Uriah Heep окончательно оформился после того, как в группу пришли Ли Керслэйк (экс-The Gods, National Head Band: однажды он уже отклонил предложение занять место Кейта Бэйкера, но теперь не упустил своего шанса) и Гэрри Тэйн, уроженец Новой Зеландии, который прежде играл с Кифом Хартли (Keef Hartley).
Четвертый альбом Demons And Wizards родился на одном дыхании — продуктом чистого вдохновения: это был результат новой творческой «реакции» внутри группы, которая во многом неожиданно для себя окунулась в мир мистики и фантазий (прекрасно проиллюстрированный на обложке Роджером Дином). Красочная галерея арт-роковых зарисовок в жанре фэнтези («Rainbow Demon», «The Wizard», «Traveller In Time», «Poets Justice») складывается здесь в гармоничную мозаику совершенно новой, причудливой концепции. Особняком стоит Easy Livin’ : «сшитая» специально для Байорона и его новой сценической персоны, песня стала европейским мега-хитом. В Англии альбом продержался в чартах 11 недель и поднялся до 20-го места.
Вышедший полгода спустя The Magician’s Birthday продолжил ту же линию развития, причем в двух направлениях: коммерческом («Sweet Lorraine», «Sunrise») и артистическом (заглавный трек: своего рода микро-опера с удивительно компактным и ярким сюжетом).
Начало заката
Возвращение в Японию ознаменовалось выпуском двойного концертного альбома Uriah Heep Live, после чего группа отправилась записывать новый студийный альбом, по финансовым соображениям избрав для этой цели Шато д’Эронвилль во Франции. Sweet Freedom был без особого энтузиазма встречен прессой, да и Мик Бокс позже признавал, что работа над альбомо далась группе нелегко: в частности, обострился конфликт между «мозгом» Uriah Heep Кеном Хенсли и ее «лицом», Дэвидом Байроном, который к тому времени уже злоупотреблял алкоголем. Записанный в Мюнхене Wonderworld также не принес ничего, кроме разочарований: здесь только баллада «The Easy Road» напоминает о творческом пике, который группа переживала еще совсем недавно.
К тому времени резко ухудшилось состояние здоровья Гэри Тэйна, который и до прихода в Uriah Heep страдал приступами нервного истощения (вызванными отчасти наркотической зависимостью, которая преследовала его много лет). В сентябре 1974 года Тэйн получил удар током на сцене в Далласе и был надолго госпитализирован, что привело к отмене концертов в США и Англии - к величайшему неудовольствию Брона. Три месяца спустя Тэйн покинул группу, а 8 декабря 1975 года был найден мертвым у себя дома в Норвуд-Грине. Причиной смерти явилась передозировка.
Студийные альбомы
Very ‘Eavy… Very ‘Umble — 1970
Salisbury — 1971
Look At Yourself — 1971
Demons & Wizards — 1972
The Magician’s Birthday — 1972
Sweet Freedom — 1973
Wonderworld — 1974
Return To Fantasy — 1975
High & Mighty — 1976
Firefly — 1977
Innocent Victim — 1977
Fallen Angel — 1978
Conquest — 1980
Abominog — 1982
Head First — 1983
Equator — 1985
Raging Silence — 1989
Different World — 1991
Sea Of Light — 1995
Sonic Origami — 1998
Acoustically Driven — 2001
Electrically Driven — 2001
Wake The Sleeper — 2008
Концертные альбомы
Uriah Heep Live — 1973
Live at Shepperton ‘74 — записан 1974, выпущен 1986
Live in Europe 1979 — записан 1979, выпущен 1986
Live in Moscow — 1988
Spellbinder Live — 1996
King Biscuit Flower Hour Presents In Concert — записан 1974, выпущен 1997
Future Echoes Of The Past — 2000
Acoustically Driven — 2001
Electrically Driven — 2001
The Magician’s Birthday Party — 2002
Live in the USA — 2003
Magic Night — 2004
Between Two Worlds — 2005
Сборники
Anthology — 1986
The Lansdowne Tapes (сборник записей группы «Spice» и первых трёх альбомов «Uriah Heep») — записан 1968-1971, выпущен 1994
Lady In Black — 1994
A Time of Revelation (антология на четырёх дисках, включающая ранее не издававшийся материал) записан 1968-1995, выпущен 1996
Группа была основана вокалистом Дэвидом Байроном (на самом деле Дэвид Гаррик, р. 29 января 1947, Эппинг, Англия, у. 28 февраля 1985, Рединг, Англия) и лидер-гитаристом Миком Боксом (р. 8 июня 1947, Лондон, Англия). Эта парочка играла в «Stalkers» в середине 60-х, и после того, как группа распалась, они замутили проект «Spice» (не путать со «Spice girls» :) с Полом Ньютоном (р. Эндовер, Англия; бас) и Алексом Напиером (барабаны), записав сингл «What About The Music»/»In Love». Потихоньку «Spice» эволюционировала в «Uriah Heep» (название было принято от персонажа романа Чарльза Диккенса) когда к ним присоединился клавишник Кен Хенсли (р. 24 августа 1945, Лондон, Англия). Кен, матерый человечище и талантливейший музыкант, ранее играл на гитаре в «Kit And The Saracens» а также в соул-группе «Jimmy Brown Sound» и с Миком Тейлором (членом «Rolling Stones») в «Gods». Барабанил поначалу Алекс Напиера, сменившийся впоследствии Найджелом «Ollie» Олсоном (позже ушел к Элтону Джону).
Поиск постоянного ударника оставался одной из проблем группы особенно в течение раннего периода творчества. Их дебют, «Very ‘eavy … Very ‘umble» в 1970 был разноплановым от электрофолка до тяжелого саунда. «Хипы» перепробовали много ударников перед тем как предложить это место работы Кейту Бейкеру (экс - Bakerloo), с которым они записали «Salisbury». Но тому не понравилось расписание туров и он был был заменен Яном Кларком. «Salisbury» оказался решительным развитием их дебютного альбома, со многими длинными соло и 16-минутной заглавной композицией, украшенный оркестром. Группа положила начало новому стилю , впоследствии названному «прогрессив рок». В 1971 году произошла очередная замена в составе, когда Ли Керслейк, прежний член «Gods» и «Toe Fat», сменил Кларка после выхода «Look at Yourself». Этот лонгплей стал их первым попаданием в британские чарты и достиг 39 места в ноябре 1971.
В группе опять перемены. Экс-член «Downbeats» и «Colosseum», Марк Кларк сменил басиста Пола Ньютона, но продержался всего три месяца до прихода Гэри Тейна (р. 15 мая 1948, Веллингтон, Новая Зеландия, у. 8 декабря 1975). Стабильность нового состава позволила «Хипам» войти в их наиболее успешный период в течение ранних 70-х, когда фантастический, эксцентричный характер их лирики был поддержан грандиозным музыкальным подходом. Квинтет сделал запись пяти альбомов, начинающихся с «Demons And Wizards», их первого попадания в чарты США. Музыкальные и лирические темы, продолжились на «Magician’s Birthday», «Sweet freedom» и «Wonderworld» (их последним попаданием в штатовский Топ 40). Группа слаженно работала как на студийных записях, так и на концертах. Но в феврале 1975 ушел Тейн, слишком подсевший на наркоту к тому времени. Дело в том , что перед этим басист перенес почти смертельный удар током на концерте в Далласе и он старался найти успокоение в героине. Он умер от передозировки героина в декабре.
Место покойного Тейна в марте 1975 занял Джон Веттон, ранее подвизавшийся в «King crimson» и «Family». Однако, многие полагали, что это было регрессирующим шагом в истории группы. Группа, записала в этом составе «Return to fantasy». Альбом хоть и попал в британский Топ 10 (первый и последний раз) отметил творческий кризис группы. Веттон ушел к Брайану Ферри, хотя и поучаствовал в записи следующего диска «High and mighty». В начале 1976-го в «Uriah Heep» пошли внутренние раздоры и группа оказалась на пороге роспуска. По словам Хенсли, они были «грудой устаревших и развалившихся механизмов». Хенсли отказался участвовать в туре по США летом 1976. Байрон же немного позднее вообще был вынужден свалить из группы. Впоследствии он присоединился к «Rough Diamond», а после недолгого существования этой группы выпустил ряд сольников. В 1985 году Байрон скончался.
Хенсли уже предпринимал попытки начать сольную карьеру, выпустив два альбома в 1973 и 1975. На альбоме 1977 года дебютировал Джон Лотон, бывший вокалист из «Lucifer’s Friend». Новым басистом стал музыкант, ранее игравший в команде Дэвида Боуи, Тревор Болдер. В течении конца 70-х - начала 80-х в группе сменилось несколько вокалистов. Так, на записи «Conquest» уже пел Джон Сломан (экс- «Lone star»). Ударник к тому времени тоже поменялся, им стал Крис Слэйд. Впоследствии Хенсли глядя на все это безобразие, тоже покинул «Uriah Heep», оставив Мика Бокса собирать осколки группы. Тот не стал терять время даром и немного спустя «Хипы» вернулись на сцену в следующем составе: Бокс, Керслейк, Джон Синклер (клавишные), Боб Дейсли (бас, экс – «Widowmaker») и Питер Голби (вокал, экс- «Trapeze»). После выпуска в 1983 «Head first» ушел Дейсли, который тут же был заменен вернувшимся Болдером. В 1984 развалилась компания Bronze records, на которой записывались «Хипы» и группе пришлось подписать новый контракт со штатовской Portrait Records.
В течении последующих лет опять произошли изменения в составе. Так, в записи альбомов «Raging Silence» и » Different World» участвовали канадец Берни Шоу (вокал) и Фил Ланзон (клавишные), прежде игравшие в «Grand prix». Несмотря на всю эту бодягу в 1995 году квинтет выпустил классный диск «Sea Of Light» , сдеанный в фирменной «хиповской» манере. Во время их европейского тура в том же самом году в группу вернулся прежний вокалист Джон Лотон, как временная замена Берни Шоу, у которого были проблемы с горлом. Тремя годами позже «Uriah Heep» выпустили «Sonic Origami», который включал в себя часть лучших работы группы времен Байрона.
Источник: lastfm.ru