(28. VIII. 1867, Фоджа - 12. XI. 1948, Милан)
Итальянский композитор. Член Итальянской академии (1929). В 1882-90 учился в консерватории в Неаполе у П. Серрао (контрапункт и композиция), М. Босси (орган), Дж. Мартуччи (фортепиано), А. Ферни (скрипка). Творчество Джордано в основном связано с оперным жанром.
Джордано - один из ярких представителей итальянского веризма. Уже первая веристская опера Джордано - «Малавита» (по драме С. Ди Джакомо и Дж. Коньетти «Обет», 1892, театр «Арджентина», Рим; в новой редакции под названием «Обет», 1897, театр «Лирико», Милан) вызвала интерес за рубежом (Вена, Берлин). В ней и в более поздней опере «Месяц Марии» (1910, театр «Массимо», Палермо) композитор с глубоким сочувствием раскрывает драматическую жизнь бедных обитателей неаполитанских предместий.
Лучшее произведение Джордано - «Андре Шенье» (либреттист Л. Иллика, 1896). В этом историко-романтическом произведении (о французском поэте, публицисте эпохи Великой французской революции) с наибольшей силой проявились драматический темперамент композитора, его мелодический дар. Опера с успехом ставилась в крупнейших театрах Европы (в т. ч. в Москве и Петербурге, 1897), США и Юж. Америки. В 1929 имя Джордано было присвоено театру в Фодже.
Сочинения: оперы (12), в т. ч. «Реджина Диас» (1894, театр «Меркаданте», Неаполь), «Андре Шенье» (1896, театр «Ла Скала», Милан), «Федора» (по драме В. Сарду, 1898, театр «Лирико», Милан), «Сибирь» (Siberia, 1903, театр «Ла Скала», там же), «Марчелла» (1907, театр «Лирико», там же), «Мадам Сан-Жен» (по комедии Сарду, 1915, театр «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), «Юпитер в Помпее» (совм. с А. Франкетти, 1921, Рим), «Ужин шуток» (La cena della beffe, по драме С. Бенелли, 1924, театр «Ла Скала», Милан), «Король» (Il Re, 1929, там же); балет - «Волшебная звезда» (L’Astro magiсо, 1928, не поставлена); для оркестра - «Пьедигротта», «Гимн десятилетию» (Inno al Decennale, 1933), «Радость» (Delizia, не издана); фортепианные пьесы; романсы; музыка к спектаклям драматического театра и др.
Источник: lastfm.ru