The Sisters Of Mercy - группа, которая воплотила в своем творчестве все то, что мы на сегодняшний день называем загадочным и притягательным словом «готика». Сочетание холодного полета эмоций в музыке и тайну выразительных философских текстов, о скрытом смысле которых много пишут, но не понимают о чем они… Эндрю Элдритч (Andrew Eldritch) - человек, который всегда скрывает свои глаза за темными очками. Глаза, цвета которых никогда не видели. The Sisters Of Mercy. Сестры милосердия и проститутки. Светлое и темное начало. Знание и мистика. Тотальный жизненный контроль и освобождающая дух магия. The Sisters Of Mercy. Родоначальники готики. Первые, последние… навсегда.
Написав в 70-х годах песню «Сестры милосердия», посвященную представительницам столь же гуманной, но более древней профессии, великий поэт и музыкант Леонард Коэн вряд ли мог предположить, что тем самым он встал у истоков не только вошедшей в историю группы The Sisters Of Mercy, но и целого стиля.
Как гласит легенда, однажды сосед Эндрю Элдритча по студенческому общежитию в Лидском университете втащил в комнату ударную установку. Возмущенный столь дерзким вторжением в свое жизненное пространство, Эндрю отомстил весьма оригинальным способом - сам стал учиться играть на барабанах. Позднее в роли ударника он был представлен гитаристу Гари Марксу (Gary Marx), мечтавшему о создании рок-группы.
Первым делом предприимчивый Элдритч взялся за организацию собственной фирмы Merciful Release, и лишь после полугода репетиций пришло время записать первый сингл. В то же время он разрабатывает ставший уже легендарным символ группы The Sisters Of Mercy - человек в контуре звезды. Одно из толкований символа - это отображение попытки человека понять самого себя, пройдя через общество и его мораль и логику. Потому на тонких линиях лица видны остатки плоти, как признак того, что общество не отпускает от себя… Однако, к этому моменту в группе все еще не был решен вопрос с вокалистом. И тогда Эндрю, резонно рассудив, что раз судьба заставила его взять в руки барабанные палочки, то почему бы не попробовать петь, взял и запел, и получилось это так внушительно и оригинально, что мировое рок-сообщество в изумлении не нашло ничего лучшего, как окрестить услышанное новым термином: готический рок. Сейчас уже трудно установить, что именно легло в основу такого определения. Может, кому-нибудь в низком мощном вокале Эндрю послышались отголоски боевого клича воинов могущественного короля остготов Теодориха, или «варварским» показался внешний вид участников группы… Может быть, кто-то заметил в музыке The Sisters Of Mercy своеобразную холодную, сдержанную эстетику и напряженный эмоциональный строй, - столь характерные для готического искусства средневековья.
Первый сингл группы «The Damage Done» прозвучал в 80-м году в известной радиопередаче Джона Пила (John Peel Session), однако остался незамеченным. Сам Элдритч не очень любит вспоминать свою первую попытку: «То была совершенно другая группа, о которой, пожалуй, лучше забыть». Тем не менее, The Sisters Of Mercy начинают готовиться к концертной деятельности. Для того, чтобы Эндрю мог совершать на сцене простенькие гимнастические упражнения с микрофонной стойкой, была приобретена драм-машина, таинственно названная «Доктор Аваланч» (Doktor Avalanche), а в качестве бас-гитариста был приглашен бывший участник The Mekons Джон Лэнгфорд (John Langford). Первое выступление The Sisters Of Mercy состоялось 16 февраля 1981 года в Йоркском университете. Вскоре к ним присоединился второй гитарист Бен Ганн (Ben Gunn), и концертная деятельность группы заметно активизировалась.
В феврале 1982 года в «Мелоди Мейкер» появляется статья о группе. Фотография, опубликованная в газете, шокировала пожилую маму Джона, а так как он числился примерным сыном, то у The Sisters Of Mercy появился новый басист Крейг Адамc (Craig Adams).
В связи с финансовыми затруднениями второй, так же оставшийся без внимания, сингл «Body Electric» вышел в апреле 1982 года на Йоркском независимом лейбле CNT Records.
В начале 82-го года The Sisters Of Mercy предпринимают первые попытки завоевать столичную аудиторию. Отражения в музыкальной прессе эти концерты не нашли, но группа заинтересовала некоторых известных музыкантов. Один из них - участник распавшихся Generation X Тони Джеймс (Tony James)- как раз вынашивал новую идею, воплотившуюся позднее в Sigue Sigue Sputnik. Он пригласил Элдритча на роль вокалиста, тот отказался, но между ними завязалась дружба, которой суждено было иметь свои рок’н’ролльные последствия. Другим человеком, оказавшим заметное влияние на судьбу группы, был гитарист The Psychedelic Furs Джон Эштон (John Ashton). Он устроил для The Sisters Of Mercy совместное турне по Великобритании, затем продюсировал их третий сингл «Alice» (ноябрь 82-го), который поднялся до 7-го места независимого хит-парада, а позднее финансировал выпуск «Alice» в Соединенных Штатах.
Следующий сингл «Phantom» (март 1983) стал лучшим синглом недели. В мае того же года увидела свет пятитрековая EP пластинка «The Reptile House». На ней было представлено пять медленных пространных композиций, близких по стилистике к атмосферному звучанию Joy Division и наполненных драматизмом и личными переживаниями Эндрю трагических аспектов любви («Fix»), одиночества человека в окружающем мире («Lights») и высказывающих его отношение к Фолклендской войне («Valentine»). Музыка, представленная на «The Reptile House», резко отличалась от всего предыдущего материала группы и вызвала среди поклонников и прессы далеко не однозначную реакцию. Положение, к счастью, исправил участник легендарного электронного дуэта Suicide Алан Вега (Alan Vega). Он как раз в это время давал в Лондоне сольные концерты и вышел на сцену в футболке с эмблемой The Sisters Of Mercy, подняв тем самым волну интереса к группе.
Замена для Ганна, у которого возникли серьезные трения с Элдритчем, была найдена в лице Уэйна Хасси (Wayne Hussey), в послужном списке которого значилось участие в Paulina Murray & The Invisible Girls и Dead Or Alive, в их составе он и обратил на себя внимание Элдритча. Известие о приглашении человека из диско-фанк-группы вызвало среди поклонников The Sisters Of Mercy полное недоумение, развеявшееся сразу после первых концертов нового состава. Можно спорить о таланте Уэйна как гитариста, но именно благодаря его творческому вкладу готический рок The Sisters Of Mercy был реализован во всю свою силу, приобретя тот бросающий в дрожь и вместе с тем очаровывающий вид, наплодивший сотни подражателей и последователей по всему миру.
Надо сказать, что хотя, готика, эта леденящая кровь причудливая смесь панка, глэм-рока, металла и готического стиля средних веков нашла свое полное воплощение в музыке группы, похожие идеи можно услышать в песнях Bauhaus, Southern Dead Cult (будущие The Cult), Siouxsie & The Banshees и The Cure.
Однако, именно The Sisters Of Mercy создали своеобразный театр, где все участники были и костюмерами, и хореографами, и актерами в возбуждающей драме, оказавшейся к тому же недоступной для заурядных людей. Вступительным актом к этой истории, в которой переплелись любовь и ненависть, отчаяние и предательство, стало подписание контракта с крупным звукозаписывающим концерном WEA.
Вышедший под маркой WEA сингл «Body And Soul» (июнь 1984), продемонстрировал движение музыкантов в прежнем направлении. Всю первую половину 84-го года они находятся в центре внимания, давая многочисленные концерты.
Не менее успешно, чем домашние концерты, прошли выступления группы в Голландии, Бельгии и Германии, и только консервативная американская публика равнодушно и невозмутимо отнеслась ко второму «готическому нашествию», упрекая The Sisters Of Mercy в злоупотреблении компьютерными замысловатостями «Доктора Аваланча».
В августе группа вместе с продюсером Дейвом Алленом отправилась в студию для работы над первым альбомом, а в октябре они провели памятный тур «Черный Октябрь» с заездом в Голландию и полюбившуюся Элдритчу Западную Германию. К концу года альбом, получивший название «First And Last And Always» (1985), был практически закончен, и в марте 85-го года The Sisters Of Mercy объявили о начале нового турне по семнадцати городам Великобритании, приуроченного к поступлению альбома в продажу. История сложилась так, что «First And Last And Always» действительно стал первым и последним монументальным произведением «чистого» готического рока и, судя по всему, навсегда им и останется. Начиная с грандиозного вступления к «Black Planet», несущей в себе угрозу и страх глобальной ядерной катастрофы, тревожное ожидание и напряжение постепенно нарастают через щемящую историю «Marian», кельтские гитары и неожиданный хаос «First And Last And Always», глубокую печаль «Nine While Nine» и вплоть до последней ноты эпической «Some Kind Of Stranger», достигая предела, какой и не снился Хичкоку.
Музыка каждой из сторон пластинки, написанная отдельно Хасси и Марксом, гармонично и точно отражает эмоциональный настрой стихов Элдритча, вершиной которых стала душераздирающая повесть об утерянной любви - «Nine While Nine».
Тем временем, пока все музыканты группы покоряли сердца слушателей, приходивших на их концерты, a «First And Last And Always» уверенно продвигался вверх по ступенькам национального хит-парада, достигнув в недельный срок 14-го места, Гари Маркс ошеломил публику, заявив: «Ерунда это все, я ухожу!» В последнем пункте турне - Брайтоне, заканчивая выступления с группой, он залез на колонку и разбил свою украшенную блестящей змеиной кожей гитару «Анаконда» об сцену, покинув последнюю с сияющей улыбкой, тогда как будущее The Sisters Of Mercy выглядело далеко не столь безоблачным.
Но, вопреки ожиданиям, они не стали искать нового гитариста, а предприняли турне по Европе, после чего в очередной раз отправились в Америку. Уход Маркса не только лишил живое воплощение музыки значительной доли энергии и выразительности, но отразился и на взаимоотношениях внутри группы: большинство концертов проходило нервно и посредственно, все более разочаровывая и публику, и самих музыкантов. Поэтому не удивительно, что когда стало известно о единственном предстоящем концерте 18 июня 1985 года в престижном зале «Альберт Холла», быстро распространился слух, что это выступление будет последним.
Толпы поклонников ринулись в Лондон задолго до концерта, ночуя в спальных мешках прямо на улице перед дверями зала. Возбуждение и восторг охватили аудиторию еще до того, как сцену окутали клубы дыма и раздались гулкие удары «Доктора Аваланча», предваряющие «First And Last And Always». The Sisters Of Mercy очень мощно и впечатляюще отыграли свой, может даже, лучший концерт, и когда ошеломленные и счастливые люди покидали «Альберт Холл», вряд ли кто из них действительно предполагал, что следующая встреча с группой состоится лишь пять лет спустя.
В сентябре 85-го года Хасси и Адамс приехали в Гамбург, где обосновался к тому времени Элдритч, для работы над вторым альбомом с рабочим названием «Left On Mission And Revenge», и тут трещины наметившиеся еще с уходом Маркса, стали очевидны. При обсуждении общей концепции альбома выяснилось, что у Элдритча есть желание сделать звучание более коммерческим, в то время как Хасси и Адамс настаивали на его утяжелении. Взаимопонимания не наступало, напряжение росло, вначале уехал Крейг, а оставшиеся закончили выяснение отношений взаимными оскорблениями.
Вскоре было официально сообщено о распаде группы из-за «музыкальных разногласий», а уже в начале 86-го года в Европе гастролировала новая группа Хасси и Адамса The Sisterhood. Расценив это название как попытку использовать былую популярность The Sisters Of Mercy Элдритч назвал себя и «Доктора Аваланча» тоже The Sisterhood (так именовал себя фан-клуб группы) и выступил с обвинением против своих бывших коллег. Последовавшие долгие судебные разборки, ставшие одной из широко обсуждаемых тем в истории рока, подтвердили право Элдритча на название, но еще в январе 86-го сингл The Sisterhood «Giving Ground», написанный Эндрю под впечатлением от раскола своей бывшей группы, возглавил независимый хит-парад. В записи Элдритчу помогали барабанщик Лукас Фокс (Lucas Fox), состоявший когда-то в рядах Motorhead и никому не известный вокалист Джеймс Рэй (James Ray).
В июне появился альбом The Sisterhood «Gift» (1986) , на котором к Элдритчу, Фоксу, Рэю и «Доктору Аваланчу» присоединились бывшая бас-гитаристка The Gan Club Патриссия Моррисон (Patricia Morrison)и уже знакомый нам Алан Вега. Расставаясь с наследием The Sisters Of Mercy, Эндрю не только не поет на этой пластинке, используя богатые вокальные данные Джеймса Рэя, обладающего схожим тембром голоса, но и создает совершенно отличное от готики техно-битовское звучание, напоминающее ранних Blancmange и D.A.F. Несмотря на такие прекрасные композиции, как окрашенную восточным колоритом ритмичную «Jihad», новую версию «Giving Ground», тревожную «Colours» и зовущую в небеса «Rain From Heaven», «Gift» так и остался непонятым, собрав целый урожай резко негативных и даже злобных отзывов, заставивших Элдритча скрыться от взоров прессы, уединившись в Гамбурге, где он восстанавливал гармонию с самим собой и занимался фехтованием.
Вплоть до осени 87-го года о нем не было слышно ни слова (пресса компенсировала отсутствие информации сообщениями типа: «Элдритч сошел с ума, Элдритч стал Сидом Барретом 80-х, Элдритч принимает сильнодействующие наркотики в какой-то экзотической стране…», пока в сентябре сингл «This Corrosion» не возвестил о возвращении The Sisters Of Mercy.
Песня «This Corrosion» представила миру The Sisters Of Mercy в их самом блестящем, великолепном и сексуальном воплощении: Эндрю Элдритч плюс Патрисия Моррисон. Очаровательная Патрисия стала кельтско-латинской искрой для чисто английского бесстрастия Элдритча.
К ноябрю The Sisters Of Mercy закончили второй долгожданный альбом «Floodland» (1987), открывающийся впечатляющей, мощной и злой «Dominion/Mother Russia», посвященной сути человека и всем проявлениям власти: власти человека над человеком, общества над индивидуальностью, страху власти и борьбе человека с ним… Кстати, песня «Dominion» стала неофициальным «гимном» готов отразив музыкой и текстом всю точеную силу и эмоциональную мощь появляющейся субкультуры готов.
Только в Штатах было продано 200 000 экземпляров альбома. «This Corrosion» возглавляла национальный хит-парад, а оба последующие сингла «Dominion» (февраль 1988) и «Lucretia My Reflection» (июнь 1988) входили в Toр-20. «Floodland» стал не только одним из ярких событий 87-го года, но и заслуженно вошел наряду с «First And Last And Always» в число лучших альбомов десятилетия.
В 88-м году Патрисия и Эндрю занялись съемками видео клипов. А чуть позднее Элдритч увлекся работой с западногерманской группой Kastrierte Philosophen и сотрудничеством с Гари Муром (Gary Moore). И вдруг в феврале 90-го года взорвалась бомба: Патрисия Моррисон заменена Тони Джеймсом (Tony James). Еще двумя участниками коллектива стали гитарист Андреас Брун (Andreas Bruhn), игравший в безымянных гамбургских группах, и приветливый Тим Бричено (Tim Brecheno), который в начале 90-го оставил All About Eve.
Результатом почти шестимесячной работы в студии стали принятый с повальным дружелюбием сингл More (октябрь 1990) и альбом «Vision Thing» (1990). Этот альбом - движение Элдритча вперед, заставшее его, правда, в несколько металлическом состоянии ума. Стиль альбома - ставший столь популярным позже так называемый gothic hard’n’heavy - воплощенный в жизнь группами The Cult, 69 Eyes, The Marionettes. Из всех восьми песен заглавная - автобиографическая вещь, описывающая жизнь в одном из самых гиблых мест в Гамбурге, - пожалуй, наиболее неприятный момент, хотя в целом альбом притягивает такими дорожками, как захватывающая дух «Doctor Jeep», вкрадчивая «Detonation Boulevard», расслабляющая Ribbons и медленная и страстная «More» с прекрасным вокалом Рейлли.
В период с 1993-го по 1998-й ходило немало слухов о новых реформациях The Sisters Of Mercy, но ни один из них не подтвердился. Зато появились сразу два удачных сборника ранних синглов группы «Some Sirls Wander By Mistake» (1992) и лучших песен «Greatest Hits: Volume One. A Slight Case Of Overbombmg» (1993), показавших не гаснущий с годами интерес к творческому наследию группы. Сам же Элдритч спокойно и с достоинством занимает отведенное ему место в «галерее славы».
Впрочем, в середине 1998 года Элдрич внезапно воскрешает группу и начинает думать о новом альбоме, что и делает поныне.