Дэйв Брубек – пианист, композитор, руководитель одного из самых популярных джазовых квартетов второй половины XX века.
В 1949 году организовал первое трио, а в 1951 – квартет (с саксофонистом Полом Дезмондом, контрабасистом Бобом Бэйтсом и барабанщиком Джо Доджем). Знаменитый впоследствии квартет сложился к 1958 году (Пол Дезмонд, Джин Райт, Джо Морелло). Получив сначала признание в студенческой среде (серия пластинок Jazz Goes To College), квартет в течение десяти лет объездил весь мир и привлек всеобщее внимание своими ритмическими экспериментами. В знаменитых альбомах Time Out (1960) и Time Further Out (1961) впервые в джазе прозвучали композиции на 5/4, 7/4, 9/8 с использованием полиритмии и переменных метров. Хиты квартета – тема Дезмонда Take Five, темы Брубека The Duke, Blue Rondo A La Turk, It’s A Raggy Waltz, Bossa Nova USA, Waltz Limb, In Your Own Sweet Way. Во время гастролей по странам Европы и Азии возникли композиции Брубека, связанные с музыкальной культурой других народов - Dzenkuje, Calcutta Blues, Branderburg Gate, Koto Song.
Склонный к композиционному джазу, Брубек немало сделал для развития так называемого третьего течения. В 1959 году квартет выступил с Нью-Йорским симфоническим оркестром под руководством Леонарда Бернстайна, исполнив четырехчастную композицию Хауарда Брубека (брата Дэйва) Dialogue For Jazz Combo And Symphony. В 1961 году представил мюзикл The Real Ambassador (текст жены композитора Айолы Брубек, исполнители – квартет Брубека, Луи Армстронг, Кармен МакРэй, трио Лэмберт-Хендрикс-Бэвен). В 1962 году состоялась премьера композиции Elementals для квартета и симфонического оркестра. В 1967 году квартет был распущен.
В 1968 – 1972 года Брубек организовал новый квартет (с баритон-саксофонистом Джерри Маллигеном, контрабасистом Джеком Сиксом и барабанщиком Аланом Даусоном). В 1972 году представил программу Two Generation Of Brubeck (одноименный альбом в 1974 году), в которой участвовали его сыновья Крис (бас-гитара), Дарьюс (фортепиано, клавишные) и Дэнни (ударные). В 1977 – 1979 годах возобновил сотрудничество с Полом Дезмондом, а после смерти последнего пригласил саксофониста Ежи Бергонци, поручив ритмическое сопровождение Крису Брубеку и английскому барабанщику Рэнди Джонсу (альбомы Back Home, Tritonus). С 1982 года вместо Бергонци играет кларнетист Билл Смит (альбомы For Iola, Reflections). Именно в таком составе квартет выступал в 1987 году в СССР – в Москве, Таллинне и Ленинграде. В мае 1997 года квартет (с контрабасистом Джеком Сиксом) дал единственный концерт в Санкт-Петербурге, а в декабре того же года в Москве совместно с Российским симфоническим оркестром и хором исполнил ораторию Брубека To Hope.
Соединяя джазовые идиомы с элементами европейской академической музыки или с фольклором разных континентов, Брубек активно развивал идею всемирного культурного обмена. Ему удалось добиться естественной интеграции импровизационной стихии и композиторского плана. Как-то он сказал: «По сути дела, я – композитор, играющий на фортепиано».
Записи:
Jazz At Oberlin (1953-57); Stardust (1853); Jazz Goes To College/ Vol. 1 – 2 (1954); Brubeck Plays Brubeck (1956); Gone With The Wind (1959); Time Out (1959); Brubeck And Rushing (1960); Time Further Out (1951); Bossa Nova USA (1963); Time Changes (1964); Jazz Impressions Of New York (1965); Dave Brubeck’s Greatest Hits (1966); Brubeck-Mulligan-Cincinnati (1971); Two Generation Of Brubeck (1974); Reflections (1986); Moscow Night (1987); The Essential Dave Brubeck (1991); Once When I Was Very Young (1992); Time Signatures: A Career Retrospective. 4 CD (1993); Young Lions & Old Tigers (1995); In Their Own Sweet Way (1997); So What’s New? (1998).
Источник: lastfm.ru