Squarepusher — Just A Souvenir (Warp, 2008)
Перед нами новое творение британского музыканта Squarepusher’а — Just A Souvenir. Музыканта, который беспощадно крошил все на своем пути — от фанка, джаза, фьюжена — до драм’н’бейса, хардкора и джанга. Крошил так, что одни умы считали его музыку разговаривающей со слушателем посредством брейкбита, а другие называли его Хэрби Хэнкоком от электроники. Но что же скажут критики сейчас? Скажут ли они что-либо вообще или просто разведут руками?
Альбом н...
Squarepusher — Just A Souvenir (Warp, 2008)
Перед нами новое творение британского музыканта Squarepusher’а — Just A Souvenir. Музыканта, который беспощадно крошил все на своем пути — от фанка, джаза, фьюжена — до драм’н’бейса, хардкора и джанга. Крошил так, что одни умы считали его музыку разговаривающей со слушателем посредством брейкбита, а другие называли его Хэрби Хэнкоком от электроники. Но что же скажут критики сейчас? Скажут ли они что-либо вообще или просто разведут руками?
Альбом начинается вполне себе привычными (для тех, кто знаком с творчеством Томаса Дженкинсона) «игрушечными» мотивами мелодий, быстрыми перебегающими бас-пассажами, да ломанным быстрым битом. Но дальше начинается, что-то совсем странное…
В музыке Томаса вдруг отчетливо проявляется атмосфера диско. Вокодер что-то напевает тебе на ухо, и тут, откуда не возьмись, появляются гитары. Гитары на этом альбоме представлены во всем своем разнообразии: и привычная для нас бас-гитара, и акустическая, и электро… Один трек вообще напоминает музыку из мультфильма «Бременские Музыканты».
К середине альбома музыка обрастает все более тяжелым звуком гаражного и панк-рока. То, чем славился Squarepusher, а именно мощным, сочным, насыщенным жизнью брейкбитом, на этом альбоме не проявилось совсем — все с точностью наоборот — бит довольно простой или попросту не вызывает никаких эмоций. Он всего лишь фон, дополнение к основной теме. Создается ложное впечатление, что бит не меняется от трека к треку ни на йоту — он больше не способен скрашивать элегантные джазовые пассажи, ложиться под игривую бас-гитару и свинговать, разговаривая с нами. Он больше подходит под ту музыку, под которую собственно и стучит — под гаражный и иногда арт-рок.
Это очень сбивчивая, очень сумбурная, очень напористая музыка. Музыка, которая часто меняет свой темп. Хоть под конец альбом приобретает какие-то романтические окраски, и становится снова возможным в отдельных коротких отрезках этого месива узнавать прежнего Squarepusher’а, в целом, он оставляет нас наедине с неким недоумением и разочарованием внутри. То ли Squarepusher совсем обезумел (но в худшую для любителей его творчества сторону) и теперь он готов мешать все что угодно, с чем угодно? То ли он просто прикалывается над рок-музыкой и хочет нас развеселить? Предшествовавший этому альбом — Hello Everything — так же нельзя было назвать вершиной творческого мастерства Томаса, но Hello Everything и Just A Souvenir — это как небо и земля!
Впрочем, такой роковый саунд у альбома объясняется довольно просто самим Томасом. Оказывается ему приснился сон, где он видел рок-группу своей мечты, состоящую из экзотических музыкантов. Наверное и решил Томас воплотить это видение в своей музыке.
Что ж, мы не знаем, насколько это вышло у него точно, зато мы слышим как это у него получилось. А главное, не понимаем — зачем? Зачем любителям IDM этот банальный гаражный рок, зачем это диско и вокодер? А главное, почему больше не слышно этого напряженного dark ambient’а, который иногда чуть ли не волосы ставил дыбом, почему больше не слышно забытого всеми другими джангла, почему не слышно того Squarepusher’а, которого мы знаем и любим? И где здесь спрятан сувенир?
thesound.ru