Биография: Впервые вместе будущих членов Specials собрал клавишник Джерри Даммерс (Jerry Dammers) в городке Кавентри в 1977 году.
Даммерс родился в Индии. В семье английского священника. В Кавентри попал маленьким мальчиком. Поступив на художественное отделение Политехнического колледжа города Кавентри Джерри полностью погрузился в музыку. В 1977 году британский панк-рок плодил новые группы как вшей. С гитаристом Голдингом и басистом Пантерой они начали играть смесь панка и тяжелого реггей. Такой микс не представлялся столь уж необычным, ведь музыкальные бунтари с Ямайки были одними из главных героев английских панков. Вскоре парни стали переходить на ска, потому что, по словам Даммерса «ска играть было проще». Постепенно сформировался состав.
Группа называлась Coventry Automaticks и помимо Даммерса туда входили гитаристы Lynval Golding, Roddy ‘Radiation’ Byers, басист ‘Sir’ Horace ‘Gentleman’ Panter и барабанщик John ‘J.B.’ Bradbury.Вокалом занялся Тэрри Холл (Terry Hall), а позднее и Невил Стэплз (Neville Staples), бывший сначала роуди группы. Как только эта великолепная семерка собралась представить публике свои панк-регги опусы, стало известно о заключении фирмой Island Records контракта c некоей группой Automaticks. Название Special AKA (Coventry Automaticks) было придумано за несколько секунд до выхода на сцену для разогрева The Clash в 1978 году. Собственно, Clash их так и обозвали, объявляя начало шоу, мол, сейчас прозвучит нечто особенное (something special). Менеджер Clash был удивлен драйвом новой команды и настойчиво предлагал свои услуги, но Даммерс решил, что никто не сможет вести административные дела лучше него самого. Как показало время, он был абсолютно прав.
1979-й год. Как подразделение компании Chrysalis Даммерс открывает лейбл 2-Tone Records и в июле выпускает на нем первый сингл Specials на заработанные с концертов деньги.
На самом деле многие из песен, вошедших в первый альбом Specials были изданы еще в 1978 году на лонгплее под названием Coventry Automaticks А.K.A. The Specials. Альбом называется Dawning Of A New Era, отличается крайне грязным гитарным звуком и в основном органной слабой долей. Словно бы американская гаражная группа принялась лабать ска. Обязательное приобретение для фанатов Specials и историков музыки ска и панк-рока. Для фанатов прилагается листинг треков, в котором звездочками отмечены песни, позже вошедшие в альбом The Specials.
Wake Up.
Nite Klub*\Raquel.
Rock And Roll Nightmare.
Look But Don’t Touch.
Concrete Jungle*.
It’s Up To You*.
Stupid Marriage*.
Blank Expression*.
Too Much Too Young*.
Little Bitch*.
(Dawning Of A) New Era*.
Jay Walker.
Успех песенки Gangsters, в которой использовался рифф Принца Бастера из композиции Al Capone превзошел все ожидания – «Гангстеры» попадают в британский топ-тен.
факт: этот же рифф использовал Фрэнк Фариан в первом альбоме группы Boney M, композиция do you wanna bump. Известно, что вокалисток для великой немецкой диско-группы Фариан набирал на Ямайке, вот они, видать, и посвятили его в творчество Принца Бастера, да и вообще в скашно-реггейные дела. Так в репертуаре у Boney M появилось много реггейных номеров. Манера, в которой они были сделаны позволяет говорить о том, что именно Фариан стоял у истоков европейского поп-регги (по другому dancehall), а ведь песня в таком стиле обязательна сейчас для любой поп-группы.
“Я никогда не мог рационально объяснить текст Гансгстеров, хотя сам его написал”, - говорил Даммерс о первом релизе 2Тон.- “Одно было ясно: это издевательство над так называемыми акулами шоу-бизнеса, которые, изображая заинтересованность, тормозят развитие музыки, загоняя ее в узкие рамки «форматного» творчества.” Денег, заработанных на концертах хватило только на первую сторону сингла поэтому Голдинг притащил запись своего друга гитариста Неола Дэвиса, сделанную годом раньше в домашней студии. Поразмыслив над тяжелым скашным риффом композицию дружно обозвали The Selecter.
В октябре выходит еще один сингл и следом за ним альбом. Альбом прекрасен во всех отношениях. Музыкально его можно охарактеризовать как микс панк-рока, ска и тяжелого регги. Хотя создавал группу клавишник, звучание в основном гитарное. Плюс божественный тромбон Рико Родригеса. Плюс сочетание лающего панковского вокала Тэрри Холла и забойного ямайского Невила Стэплза. Нельзя не отметить саунд-продюсинг Элвиса Костелло (Elvis Costello). Трек-листинг и фотография группы с лицевой стороны обложки прилагаются.
A Message To You Rudy
Do The Dog
It’s Up To You
Night Klub
Doesn’t Make It Alright
Concrete Jungle
Too Hot
Monkey Man
(Dawning Of A) New Era
Blank Expression
Stupid Marriage
Too Much Too Young
Gangsters
Little Bitch
You’re Wondering Now
Ближайшие полтора года прошли незаметно для группы. Время словно бы сжалось. Непрерывные гастроли с частыми выездами из страны не давали музыкантам времени опомниться. Тем не менее Даммерс, несший на себе к тому же бремя руководителя лейбла успевал думать о музыке.
В 1980-м году вышел второй альбом - More Specials. Основные хиты Rat Race, Man At C&A, Stereotype. Альбом очень интересный, экспериментальный по саунду и арранжировкам. Ска в основном в форме рокстэди в альбоме выступает лишь в качестве одного из элементов подачи материала. Продюсером на этот раз выступает сам Даммерс, еще не потерявший доверия других членов группы. Он вовсю забавляется со звучанием клавиш и барабанов, накладывая на вокал совершенно безумные эффекты, но балансируя тем не менее на хрупкой грани доступности музыки для «нормального» слушательского уха.
Тем временем Specials уже вдевятером с трубачом, нанятым для концертных туров были готовы вцепиться друг другу в глотки. Гастроли по США превратили концертные шоу, бывшие всегда главным коньком группы в изнурительную работу. Музыкальные пристрастия Даммерса к тому времени были далеки от ска и панк ритмов. Голова его была наполнена звуками, которые он называл мьюзак или имитационная музыка (Muzak or Imitation music). Другие члены группы не хотели экспериментов. По крайней мере таких.
В общем, все было плохо, но музыка Specials как ни странно ничуть не страдала. Вошедший в British Top5 рокстеди номер Rat Race и почти настолько же успешный Stereotype позволили говорить о том, что Даммерс сдает свои позиции как композитор Родди Рэдиэйшну, хотя обе композиции (вошли во второй альбом More Specials) были сделаны в новом muzak ключе. Тем не менее Даммерс обозвал Stereotype призывом к молодежи употреблять алкоголь и высказал свое недовольство этим.
Последним крупным успехом группы стал проданный миллионным тиражом сингл Ghost Town, вышедший в жуткий период когда городские трущобы Лондона охватили расистские бунты. Через пару месяцев (шел уже 1981 год) Терри Холл, Нэвилл Стэплз и Линвал Голдинг объявляют об уходе из группы с целью создания проекта Fun Boy Three. Даммерс чувствовал себя преданным, но признал, что авторские отчисления в его пользу могли вызвать некоторую ревность. Дело в том, что в последнее время его лидерство было возможно необоснованным, ведь Ghost Town, например, был полностью написан всей группой непосредственно перед записью.
Родди Рэдиэйшн решил заниматься рок-н-роллом, а точнее рокабилли и создал The Tearjerkers.
Позднее Родди увлекся и скабилли. Образцом этого стиля может послужить его работа с группами The Raiders и The Tearjerkers. Он и сейчас активно концертирует с различными скабилли проектами. В 2000 году Родди уже под настоящим именем Roddy Byers выпустил компиляцию Skabilly Rebel – его работы с различными группами этой стилистики.
Оставшиеся члены Specials вместе с вокалисткой распавшихся Bodysnatchers Родой Дакар записали песенку The Boiler, о которой сам Даммерс сказал: «Ее достаточно послушать всего один раз».
Затем был сингл к готовящемуся альбому In The Studio “War Crimes”. Несмотря на утверждение Даммерса, что об испытываемой им гордости, «War Crimes» стал единственным сигнглом Specials, вообще не появившимся в хит-парадах. Но это было до «Нельсона Манделы»! Это антирасисткое воззвание было записано за 4 дня во время работы над альбомом In The Studio, стало последним синглом Specials, вошедшим в Бритиш Топ10 и никогда не исполнялось группой вживую.
История главной 2Tone группы закончилась в принципе еще до выхода In The Studio, потому что альбом очень сильно страдает от отсутствия «фирменных» вокалов Терри Хола и Стэплза. По сути In The Studio больше тянет на сольник Даммерса, хотя из-за большого количества приглашенных музыкантов и общий сумбур вокруг умирающей группы никаких новых идей Даммерсу на этот раз воплотить не удалось. Действительно трудно экспериментировать с сессиоными музыкантами. Видимо поэтому лучше всего на альбоме удались классические реггей- номера типа Racist Friend.
После In The Studio Даммерс ушел и больше никогда не возвращался к совместной игре с The Specials. Был музыкальным и исполнительным директором движения Artists Against Apartheid; играл джаз в разных проектах; с начала 90-х перешел на acid-jazz; известен также как клубный диджей.
Джерри Даммерс: «После того как в 1986 году Specials распались окончательно, надо мной остался висеть огромный долг перед Chrysalis, хотя это и не было пол-миллиона, как многие говорили. Мне не светил новый проект, который мог бы вернуть долги старого. Поэтому мне пришлось бастовать фактически 2 года. Это было смешно. Я был выпотрошен настолько что с трудом представлял как я смогу играть в какой-нибудь группе. Потом мне поручили организовать движение Artists Against Apartheid, что заняло 4 года моей жизни, в течение которых я потерял нить своей собственной музыки. Кульминацией этой работы стал концерт на стадионе Уэмбли в 70-ю годовщину Нельсона Манделы. После этого я вернулся к своим корням в Кавентри. В основном я занимался диджейством. Также был промоутером нескольких клубов. При этом всегда имел одни и те же проблемы: хозяев клубов не устраивала преимущественно чернокожая и малопьющая аудитория. Также я стал снова занисаться музыкой с тех пор как Chrysalis окончательно оставили меня в покое. То, что я сейчас делаю – смесь доминант хип хоповой ритмической основы и фри-джаза с засемплированными живыми соло. Один диджей сказал мне что это минималистический транс джаз. Но я бы не классифицировал это как джаз и как трип-хоп потому что сама музыка сделана в более эмбиентном ключе. Короче, я надеюсь что никто не будет читать то что я сейчас здесь говорю…
…Пару лет назад я заработал себе шум в ушах. Группа называлась Jazz Odyssey мы играли в Гластонберри и я получил серьезные проблемы с одним ухом. С тех пор я не играю вживую и работаю только в студии…
…Проблема в том чтобы донести музыку до публики. Мне кажется, звукозаписывающие компании не понимают чем я занимаюсь. У меня есть репутация человека который много времени проводит в студии и это правда – я люблю чтоб результат был таким как я задумал его. Blue Note хотели записывать нас, но парень который нами интересовался ушел от них. Возможно мне придется снова создать свой лейбл. Я все еще получаю авторские отчисления. I can stay alive…
Тэрри Холл тоже больше никогда не пел с the Specials. Весьма успешный проект Fun Boy Three сменился на Colourfield затем просто на сольные альбомы. Можно точно сказать что к ска они имели очень мало отношения.
Тем не менее, хотя на высоту первых двух альбомов Specials больше никогда не поднимались (и без Даммерса не поднимутся) история группы на этом не закончилась. После периода сольного творчества оставшиеся участники Specials встретились в проекте Special Beat, созданном совместно с музыкантами из English Beat. Special Beat реализовался исключительно как концертный проект. Была выпущена пара «живых» альбомов, содержащих перепевки старых хитов обоих групп, сборник Singles Collection самих Specials и альбом с Десмондом Деккером в качестве вокалиста King of Kings (материал – классика ямайского ска). Этой деятельностью музыканты подготовили свое возвращение уже в качестве the Specials в 1996-м году с альбомом Today’s Specials. Альбом не содержал оригинального материала, а состоял из кавер-версий различных известных тем и в очередной раз продемонстрировал как здорово Specials умеют играть и петь ска и реггей. Этому способствовал Невилл Стэплз, ставший главным вокалистом и фронтмэном. Тем не менее музыканты понимали что отсутствие оригинального материала губительно для группы.
Следующая попытка реабилитироваться – альбом Guilty ‘Til Proved Innocent! – 1998 год. Приятный легкий ска. Все гладко сыграно и гладко спродюсировано. Мажор сугубо доминирует. Главный хит – It’s You. Ну и далее в таком же духе. Группа активно концертирует, часто переиздаются старые записи (из последних релизов интересен сборник Specials and Fun Boy Three) выходят и новые альбомы 2000 год - Skinhead Girl (каверы классических хитов лейбла Trojan records) и 2001 год - Conquering Ruler. Сегодняшние Specials выдают замечательные образцы стилей ска и реггей, но в их новых творениях напрочь отстутствует вдохновение первых 2-х альбомов. Объяснений этому можно найти много – отсутствие магического Даммерса и харизматичного Тэрри Холла, панк-бума и расовых волнений, многое другое. Вывод, тем не менее, один: ожидать от нынешних Specials чего-то потрясающего как-то новый взлет к вершинам хит-парадов или возрождение 2Tone эпохи вряд ли приходится.
Источник: lastfm.ru