Slapp Happy
Стиль - Avant-prog, avant-pop
Slapp Happy: Популярный авангард или авангардный поп?
Практически для каждого человека, более-менее сталкивавшегося с арт-роком название группы Slapp Happy, наверное, ассоциируется с Henry Cow, вернее с тем временем, когда они были весьма близки, настолько, что записали несколько совместных альбомов, некоторые - под именем Henry Cow, ну а некоторые - под именем Slapp Happy. На самом деле у группы есть история и до знакомства с легендой и основателями движения Rock In Opposition.
Началась она в 1971 году, в немецком городе Вюмме и у истоков ее стояли три авангардных музыканта - гитарист из Нью-Йорка Питер Блегвад, английский клавишник Энтони Мур и немка по происхождению - Дагмар Краузе, певица и пианистка. Благодаря этому, они смогли записать свой первый альбом, под названием «Sort Of» - альбом, материал которого был написан уже в колледже и теперь им нужно было только записать на студии. Музыка вышла довольно универсальной и эклектичной, совершенно разных стилистик, что вполне отражало положение дел в трио - три разных музыканта, три разных точки зрения на творчество, три внутренних мира, каждый из которых интересен и сам по себе. Ну а в 1974 году группа выпускает в свет свою самую культовую запись среди поклонников этой группы. Альбом называется «Casablanca Moon» и открывается титульной композицией, этаким танго со скрипкой и характерным вокалом Дагмар, очень замечательно вписывающимся в эту специфику. На ‘Me And Parvati’ можно услышать то самое красивое пение Краузе. Даже мне, не самому большому ее поклоннику нравится как она здесь поет. (В таком же спокойном и высоком голосе она исполняет и симпатичную и мягкую ‘The Secret’). Ну и стоит отметить присутствие струнных инструментов в аранжировке. Вообщем-то, весь материал альбома очень и очень простой и мелодичный. Чего стоит тот факт, что композиция Casablanca Moon была промоушен-хитом для лейбла Virgin и являлась, вместе с олдфилдовской Tubular Bells основным средством выбивания денег из слушателя. Впрочем, это послужило хорошую службу - с помощью этих денег проводилось финансирование некоммерческих резидентов лейбла, все-таки Virgin сложно назвать инди-лейблом или меценатом (хотя тогда эта компания только появилась и сейчас сложно поверить, что одни из самых авангардных европейских команд подписывали с ней контракт и работали). Ну да ладно, все равно никакой пошлости и безвкусицы музыка того времени практически не знала. По-большому счету, альбом и является поп-музыкой. Пусть немного эксцентричной, как пишет Блегвад на обложке диска, но он и не открещивается от поп-ориентации. Впрочем, титульная вещь не является самой попсовой. Так, например, Dawn вообще, не смотря на богатую «медную» аранжировку трубами, недалеко находится от творчества такого волнореза поп-музыки, как ABBA. Хотя и нельзя обвинить группу в расслабленности и стремлении элементарно заработать денег. Все написано и записано очень качественно, материал вполне эклектичен (на «Michaelangelo» вообще слышно явное влияние европейской народной музыки, очень тонко и удачно вписывающейся в общий комплекс альбома, а на «The Drum» ясно просматривается фанк) и ухо ничего не режет, да к тому же это чертовски красиво. Например меня больше всего радует гармония на «Mr. Rainbow», пусть и что-то напоминающая, но тем не менее… Хороша так же и «A Little Something» с первые появляющейся на альбоме перкуссией, акустической гитарой, легких партий электрогитары и очень уместного струнного отделения. Интересна и саксофонная партия на Slow Moon’s Rose. Вообщем-то, альбом очень мягкий, ни одной жесткой и плотной песни, ничего непонятного и авангардного. Просто хорошая и добротная поп-музыка. Не более того.
Но самое интересное в этом, как появилась эта запись: Существует в природе и широко известна такой альбом, как «Acnalbasac Noom» - под таким названием этот альбом был выпущен в 1980 году, но на самом деле это оригинальный материал второго альбома группы и записан он был при помощи друзей из Faust и их продюсера. Говорят, что немецкое отделение Polydor было раздражено отвратительными продажами дебютного альбома Slapp Happy и настоятельно порекомендовало им перейти на более простую и доходчивую музыку. Блегвад и Мур разобиделись и действительно написали слащавую музыку с кучей мелодий и мягкими аранжировками. Впрочем, вышло это у них так замечательно, что винить их, собственно, не в чем. Честно сказать, долго рассказывать об альбоме «Acnalbasac Noom» не хочется - это практически то же самое, что и «Casablanca Moon», разве что аранжирован победнее, Краузе поет попроще и поспокойнее, звук явно пожестче, местами прям рок-музыка с колючими гитарами, но альбом как-то более приземленный, что ли, и естественный. Ну и кроме того, «Acnalbasac Noom» написан в Германии, а «Casablanca Moon» - уже после того, как группа перебралась на Туманный Альбион и подписала контракт с Virgin, впрочем, конечно же, и музыканты помогают на разных альбомах разные. Что касаемо меня, то мне больше по душе пришелся «Acnalbasac Noom», не смотря на то, что он не так красочно аранжирован. Переезд в Англию и контракт с Virgin послужил причиной знакомства с музыкантами группы Henry Cow, которые тоже писались на этом лейбле, ну и, соответственно, жили в этой же стране. Музыканты сдружились, долго общались и однажды ночью поперепились и решили объединить свои группы.
После этого, конечно же, и были выпущены те самые два совместных студийных альбома - «In Praise Of Learning», где Slapp Happy выступали в качестве приглашенных гостей и играли материал Henry Cow, а также «Desperate Straights», где все совершенно наоборот, хотя на самом деле у альбомов очень много общего. Из этого сотрудничества обе группы очень много почерпнули для себя, и на «Desperate Straights» ясно видна смена направления творчества группы. Многие, конечно же, воспротивились усложнению материала, многие посчитали, что появление в музыке каких-то пугающих, диссонансных ноток, агрессивности пагубно повлияло на группу в целом. Это понятно. Музыка действительно стала гораздо серьезней, очень близкой к тому RIO, что уже играли Henry Cow, да и Дагмар Краузе стала петь гораздо шизоиднее, ничего общего с прошлым. Хотя, конечно, нельзя сказать, что группа разом впрыгнула на территорию экспериментальной музыки - поп-наследие не отпустило полностью, попадаются и очень красивые вещицы, вроде полностью инструментальной одноименной композиции (кстати, поймал себя на мысли, а не было бы лучше, если бы Краузе заткнулась и вообще не пела? Честно сказать, мне больше как-то по душе ее более простые и ранние вокалирования, чем этот период) или коротенькая ‘Riding Tigers’, с перегруженным басом - тоже не особо зубодробительная. Но самая лучшая композиция альбома - это, безусловно, как мне кажется ‘Extract from the Messiah’. Опять же, проглядывается (например в ‘Apes In Capes’) и то самое кабаре, которое было так присуще на «Casablanca Moon». Композиция же ‘Strayed’ (сыгранная, кстати в старом, добром стиле попсы 60-х) считается чуть ли не точкой, с которой начинает сольный творческий путь господина Блегвада. Вот, кстати, после всего этого можно считать жизнь этого интересного трио, игравшего «эксцентричную поп-музыку для кабаре» и завершенной. Энтони Мур попытался стать поп-идолом, впрочем, безуспешно… Единственное, где он проявился позже - это в качестве поэта для поздних работ Pink Floyd. Питер Блегвад же получил признание и после Slapp Happy - до сих пор он работает с Гривзом и Катлером. Дагмар Краузе осталась в Henry Cow, а после эпического распада группы, вместе с Фриттом и Каттлером оказалась у основания знаменитых Art Bears, а после и вовсе увлеклась сольным творчеством. Сложно сказать, была ли группа Slapp Happy ярчайшим событием в жизни европейской музыкальной культуры 70-х, с теми же Henry Cow вряд ли возможно сравнивать, но то, что они сумели записать парочку очень достойных и радующих слух альбомов - это точно.
Slapp Happy
В этом коллективе причудливо переплелись судьбы, оригинальные таланты и характеры музыкантов с разных концов света: англичанина - пианиста Мура, ньюйоркца, гитариста и кларнетиста Блегвада и немки Дагмар (вокал и фортепиано). Последняя сочиняла песни и выступала перед публикой в Гамбурге, а Мур обеспечивал музыкальным сопровождением «подпольные» фильмы, снятые в ФРГ и Швейцарии. Мур и Дагмар впервые встретились и организовали совместную группу в начале 1968 года.
Вся тройка сошлась вместе зимой 1971 года в кругах, вращающихся при авангардной немецкой группе Faust. Под названием Slapp Happy в студиях Faust и с участием ее музыкантов они записали свой дебютный диск. Блегвад даже гастролировал с этим ансамблем в 1973 году.
Альбом [2], записанный на английской фирме Virgin, представил трудно классифицируемую музыку, обладавшую экстравагантной свежестью. Все три композитора в своей работе обнаружили высокую грамотность и тесную связь с европейскими музыкальными и литературными традициями.
Затем последовал контакт с ансамблем Henry Cow, который привел к созданию альбомов Desperate Straights (1974) и In Praise Of Learning (1975), но при записи последнего из них Блегвад и Мур отделились от остальных и, забрав старое название, оставили Дагмар с Henry Cow. Однако вскоре дуэт распался, Блегвад отправился в Нью-Йорк, а Мур остался в Virgin развивать сольную карьеру.
В начале 1983 года этот же состав реанимировал группу и на фирме Half Cat записал синглы Everybody’s Slimmin’ и Even Men and Women.
Дискография:
Slapp Happy
1. Sort Of Slapp Happy (PLD 1972)
2. Slapp Happy (VRG 1974)
3. Casablanca Moon (VRG 1975)
4. Acnalbasac Noom (с группой Faust) (RER)
Сольные альбомы Энтони Мура:
1. Out (VRG 1976)
2. Flying Doesn’t Help (MNM 1979)
3. World Service (MNM 1981)
Cольные записи Питера Блегвада:
1. John Greeves/Peer Blegvad (с Джоном Гривзом) (VRG 1982)
2. How Beautiful You Are (VRG 1983)
3. Naked Shakespeare (VRG 1984)
4. Tank Battles: The Songs of Hanus (Eisler 1988)
5. Peter Blegvad (Silvertone 1990) A:1+
6. King Strut & Other Stories (Jive 1991)
7. Downtown (RER)
Источник: lastfm.ru