Sepultúra (/se.puwˈtu.ra/; в пер. с порт. — могила) — самая известная и успешнаябразильская метал-группа, образованная в 1984 году. За всю свою карьеру Sepultura выпустила десять полноформатных альбомов и сменила много музыкальных жанров, среди которых дэт-метал, трэш-метал, грув-метал, нью-метал, альтернативный метал и хардкор, на котором группа пока что остановилась. Sepultura сыграла важную роль в становлении бразильского метала и дэт-метала вообще; она является важнейшимисполнителем трэш-метала. На сегодняшний день во всём мире продано более одного миллионакопий альбома Arise (он сертифицирован RIAA как платиновый); а два альбома группы — Chaos A.D. и Roots — сертифицированы RIAA как «золотые»; это означает, что только в США продано более полумиллиона копий каждого. Продажи альбома Beneath the Remains в Европе и Америке составляют 200 000 копий.[3] Общие же продажи составляют более трёх миллионов копий альбомов, что достаточно редко для групп, играющих в экстремальных направлениях и свидетельствует о коммерческом успехе Sepultura.
Название «Sepultura» в переводе с португальского значит «могила» и было дано группе Максом Кавалера после того, как он перевёл текст песни «Dancing on Your Grave» (в пер. с англ. «Танцуя на твоей могиле») группы Motörhead.
Произношение названия группы можно услышать в песне «Born Stubborn».
Ранний период
Группа Sepultura была образована в 1984 году в городе Белу-Оризонти, находящемся на юго-востоке Бразилии.[5] В первоначальный состав группы вошли братья Кавалера, Макс (вокал, гитара) и Игор (ударные), Пауло Ксисто Пинто младший (бас-гитара) и Джайро Гуэдэс (гитара). На создание группы братьев Кавалера подтолкнула[6] смерть их отца Грациано из-за сердечного приступа. Потеряв кормильца (Грациано был дипломатом), семья Кавалера попала в затруднительное финансовое положение.[5]
Поначалу братьям нравилась музыка групп Van Halen, Iron Maiden, Motörhead, AC/DC, Judas Priest и Ozzy Osbourne.[5] Однако после прослушивания музыки прото-блэк-метал группы Venom они перестали слушать «лёгкий метал». Игор Кавалера вспоминает:
Я помню, когда впервые услышал Venom, на кассете, которую взял у друга. Их музыка была похожа на Mötorhead, но только звучала гораздо тяжелее. Я помню, кто-то сказал: «Это дьявольский Mötorhead!» После знакомства с Venom мы перестали слушать Iron Maiden и остальные «лёгкие» группы.
англ. I remember the first time I listened to Venom, it was on a friend's borrowed tape. It was similar to Mötorhead, only a lot heavier. I remember someone saying: it's the devil's Mötorhead! After we got acquainted with Venom, we stopped listening to Iron Maiden and all that lighter stuff.[5]
После этого Макс и Игор перешли на группы Kreator, Sodom, Metallica, Exodus и Exciter.[5] Первыми музыкальными покупками Макса Кавалера в большом городе Сан-Паулу были записи Iron Maiden, Metallica и Slayer.[2]
После нескольких смен составов участниками Sepultura на некоторое время стали: Макс Кавалера (гитара), Игор Кавалера (ударные), Вагнер Ламуньер (вокал) и Пауло младший (бас).[5] В марте 1985 года Ламуньер после многочисленных споров со всей группой стал фронтменом Sarcófago — коллектива-первопроходца блэк-метала в Бразилии. После ухода Вагнера Ламуньера Макс возложил на себя обязанности вокалиста, а на место лидер-гитариста был приглашён Джайро Гуэдэс.
После нескольких месяцев игры Sepultura подпала контракт с Cogumelo Records. Их первой записью стал мини-альбом Bestial Devastation (в пер. с англ. «Зверское опустошение»), который был выпущен в 1985 году в виде сплит-альбома вместе с записью Século XX группы Overdose. Композиции вроде «Bestial Devastation» и «Necromancer» определили направление раннего творчества коллектива. Лирика раскрывала мрачные темы, хотя участники группы ещё недостаточно хорошо владели английским языком.
Следующим релизом группы стал полноформатный альбом Morbid Visions (в пер. с англ. «Нездоровые видения»), вышедший в 1986 году в Америке на лейбле New Renaissance Records, который принадлежал Энн Болейн (англ. Ann Boleyn). Альбом был полон интересных гитарных риффов, которые впоследствии стали важнейшей отличительной чертой музыки Sepultura. Лейбл New Renaissance Records стали сильно критиковать в СМИ из-за контракта с Sepultura и поддержки этого коллектива. Но несмотря на это песня «Troops of Doom» попала в радиоэфир и стала хорошо узнаваемой в Бразилии, что дало участникам группы возможность организовать турне по родной стране. Эти два альбома коллектива рассматриваются современными критиками как основополагающие в становлении дэт-метала. Но вопреки всему гитарист Гуэдэс покидает Sepultura, чтобы попробовать себя в других метал-группах. На замену ему в группу приглашён Андреас Киссер, талантливый гитарист из Сан-Паулу. Sepultura перемещается в Сан-Паулу для продолжения карьеры.
Период трэш-метала
После выпуска успешного альбома Schizophrenia группа (несмотря на затруднения в деловом общении на английском языке и свою локацию в Бразилии[3]) подписала контракт с датским лейблом Roadrunner Records. Первым альбомом на крупном лейбле стал Beneath the Remains (в пер. с англ. «Под останками»), выпущенный в 1989 году. Продюсером был Скотт Бёрнс (ранее он продюсировал флоридские дэт-метал группы Death, Morbid Angel и Obituary), который несмотря на скромный бюджет альбома был приглашён из США. Благодаря его опыту на новом альбоме в большей мере проявился профессионализм участников Sepultura.[7] Бёрнс также микшировал запись и произвёл её мастеринг в США, что было доселе невиданным для бразильских групп. Всего на запись было выделено 8000 долларов США, но Скотт Бёрнс согласился оказывать свои услуги всего лишь за 2000 долларов, потому что Бразилия была «интересна для него».[5] Как бы то ни было, к моменту окончания записи общая стоимость почти вдвое превысила исходную сумму. Sepultura записывала альбом вторую половину декабря 1988 года, работая с восьми вечера до пяти утра[5] в студии Nas Nuvens Studio в Рио-де-Жанейро.
Альбом незамедлительно привёл группу к коммерческому успеху.[2] Более того, на сингл «Inner Self» был снят первый видеоклип Sepultura. После выпуска пластинки группа отправилась в турне по Европе (играя «на разогреве» у Sodom), США. Путешествуя по разным странам, Sepultura не только продвигала свою музыку, но и делала родную страну всё известнее.[3] В январе 1991 года турне завершилось рядом концертов в Бразилии, включая шоу Rock in Rio, которое посетили несколько сотен тысяч человек и смотрели по телевидению около 540 миллионов.[3] Sepultura выступала вместе с такими культовыми группами как Guns N' Roses, Megadeth, Metallica и Motörhead.
Журнал Terrorizer включил Beneath the Remains в список двадцати лучших альбомов трэш-метала — новый альбом был практически полностью исполнен в этом жанре. Это же издание поместило пластинку в «40 лучших дэт-метал альбомов всех времён» — некоторые элементы направления остались в музыке группы.