Сэмюэль Карторн Риверз (Samuel Carthorne Rivers) - американский джазовый музыкант и композитор. Владеет инструментами: сопрано и тенор-саксофон, басс-кларнет, флейта, губная гармошка, а также играет на фортепьяно.
Сэм Риверз - один из величайших джазовых импровизаторов в музыкальной истории. Энергичный 84-летний мультиинструменталист хотz и сменил шумный Нью-Йорк на тихий городок во Флориде, но до сих пор отдаёт всего себя музыке и совсем не собирается прерывать свою творческую и концертную деятельность.
Сэм настоящий джазовый революционер, однако, к сожалению, его необычная, своеобразная концепция создания композиций для трио и оркестра в значительной степени недооценена музыкальными кругами.
Риверз родился в Рено, Штат Оклахома, 25 сентября 1923 года (долгое время считалось что он родился в 1930 году), и рос, постоянно переезжая с места на место. Риверз вспоминает: «Моя мать и отец (Отец Риверза был госпел-певцом, пел в известных коллективах вроде the Fisk Jubilee Singers и the Silverstone Quartet), дедушка и обе сестры были музыкантами. Моя мать была весьма дотошной, и заставляла очень старательно заниматься музыкой, делая упор на практическую часть. Я занимался, учился, и в конце концов был способен выявить свою собственную философию создания музыки, которая возможно используется многими музыкантами, но в то время я действительно не следовал ни за кем. Самое главное - это быть джазовым музыкантом, быть индивидуумом, делать что-то свое. Некоторые, возможно, больше зарабатывают, но новаторы должны продолжать работать и осуществлять свой вклад в развитие музыки. «
В 1947ом году Риверз переехал в Бостон, Штат Массачусетс и поступил в Бостонскую Консерваторию, где учился и выступал с такими известными музыкантами как Алан Ховхейнсс (Alan Hovhaness),Куинси Джонс (Quincy Jones), Эрб Померой (Herb Pomeroy), Тад Дэмерон (Tadd Dameron) и другими.
Первая популярность пришла Риверзу в середине 50-х, когда он работал ещё в составе легендарного бостонского джаз-бенда Эрба Помероя, но национальную славу музыкант обрел в 1964 году, когда присоединился к Miles Davis Quintet. Риверз со своим товарищем Джеки Маклином (Jackie McLean) к этому времени уже покинул Бостон. В 1959 Риверз начал выступать с 13-летним вундеркиндом-барабанщиком Тони Уильямсом (Tony Williams), которому, к слову, также было уготовано блестящее музыкальное будущее. Майлз Дэйвис (Miles Davis) по рекомендации Тони Уилльямса пригласил Риверса к участию в записи альбома Miles in Tokyo. Сэм вспоминает: «Тони дал послушать Майлзу мои записи, и тот мгновенно захотел пригласить меня в группу. Единственная причина, по которой я в тот момент пошёл к Майлзу Дэйвису - это мой ударник Тони.» К сожалению, стиль игры Риверза был слишком хаотичен и свободен, что абсолютно не сочеталось с музыкой Дэйвиса, и вскоре его место в квинтете занял Уэйн Шортер (Wayne Shorter).»Интересная штука: Майлз, не предупредив меня, подписал соглашение с Артом Блэки (Art Blakey), согласно которому по приезду Шортера, я ухожу работать к Арту. Такой наглости я стерпеть не мог и ушёл из квинтета с еще одним участником Эндрю Хиллом (Andrew Hill).
Вскоре Риверз, уже довольно популярная фигура в джазе, подписал контракт с крупным звукозаписывающим джаз-лейблом Blue Note records и записал несколько пластинок (Fuchsia Swing Song, Contours, Involution) вместе с такими выдающимися музыкантами, как Эндрю Хилл, Тони Уильямс, Бобби Хачерсон (Bobby Hutcherson), Лэрри Янгом (Larry Young). Самое главное то, что на этих записях Риверз наконец-то выступил в роли бэнд-лидера, что означало полную свободу в своих творческих изысканиях и нестандартном построении композиций. Также Сэм в качестве солиста поучаствовал в записях альбомов Яки Бьярда (Jaki Byard), Эрби Ханкока (Herbie Hacock), Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard), Тони Уилльямса, Эндрю Хилла и Лэрри Янга.
Корни музыки Риверза в бибопе, но всё же Сэм - адепт фри-джаза и креативный музыкант. Первая его пластинка на Blue Note, Fuchsia Swing Song, многими расценена как шедевр подхода к особому построению композиции, называемого «внутри-снаружи» («inside-outside»). То есть Исполнитель часто стирает явную гармоническую структуру («идущую снаружи»), но сохраняет скрытую связь, для преодоления разрывов. Риверз вывел концепцию гармонии бибопа на новый уровень, а в мастерстве импровизации на саксофоне превзошёл возможно самого Лестера Янга (Lester Young). Rомпозиторский талант Сэма также великолепно проявился в этот период: пьеса «Беатрис» («Beatrice») с пластинки Fuchsia Swing Song стала популярным джазовым стандартом для тенор-саксофонистов. Пьеса подробно проанализирована в книге «The Jazz Theory Book» Марком Левином (Mark Levine).
Хотя музыка на пластинках эры Blue Note считается авангардом, в основе её лежал классический джаз, и это был резкий поворот в сторону от всего основного пути развития джаза, от мэйнстрима.
позже Риверз играл в Cecil Taylors Unit с Джимми Лионсом (Jimmy Lyons) и Эндрю Сирильом (Andrew Cyrille), описывая данный этап как «поворотный в карьере».
Подобным поворотом было создание «Интуитивно-креативного трио Риверза», в составе Сэма Риверза, контрабасиста Дейва Холланда (Dave Holland) и ударника Барри Алчула (Barry Altschul), которое могло вдохновенно импровизировать на протяжении многих часов, а лидер переходить от тенора к сопрано саксофону, затем к флейте, к фортепьяно и обратно, порой радостно восклицая.
В течение 1970-ых годов, Риверз и его жена, Беа, организовали и управляли «Нью-Йоркским джазовым чердаком» - площадкой выступления официально именуемой Studio Rivbea, которая была расположенна в нижней части Манхэттена, округе North of Houston Street.
«Я оказался там в нужное время и в нужном месте», - полагает Сэм,- потому что так случилось, что был приток музыкантов, в те времена они все хотели прибыть в Нью-Йорк во что бы то ни стало. У меня же была площадка для выступлений, где я до поры до времени только репетировал, но как только мы начали давать концерты, то стали всемирно известными. »
Риверз продолжал выпускать альбомы на различных лейблах, включая несколько пластинок для Impulse!. Streams (live at Montreux) и Hues - оба альбома содержат различные выступления трио, позже представленное как Trio Live; Sizzle - запись квартета и первый диск с оркестром - Crystals); а также, возможно самая известная работа того периода - выступление на Conference of the Birds Дэйва Холланда (Dave Holland’s Conference of the Birds) в компании с Брэкстоном и Алчулом.
Wildflowers, сборник из пяти пластинок, который был записан в течении всего одной недели выступлений, показывал, кто есть кто во фри-джаз движении на данный момент. В записях приняли участие Ахмед Абдулла (Ahmed Abdullah), Хамье Блюйе (Hamiet Bluiett), Энтони Брэкстон (Anthony Braxton), Мэрион Браун (Marion Brown), Дейв Беррелл (Dave Burrell), Джером Купер (Jerome Cooper), Эндрю Сириль (Andrew Cyrille), Олу Дара (Olu Dara), Джулиус Хемфилл (Julius Hemphill), Оливер Лэйк (Oliver Lake), Джимми Лайонс (Jimmy Lyons), Кен Макинтайр (Ken McIntyre), Роско Митчелл (Roscoe Mitchell), Дэвид Мюррей (David Murray), Санни Мюррей (Sunny Murray), Риверз, Лео Смит (Leo Smith) и Генри Тридджилл (Henry Threadgill), многие из которых до этого были известны в США в узких кругах.
Немногим позже релиза пластинок, Риверз закрыл Rivbea и переехал в Нью-Джерси. Он вспоминает: «Я закрыл площадку и уехал из Нью-Йорка, потому что, как только парни становились известными, другие клубы начали нанимать их. Я же не мог платить таких денег, которые предлагали те клубы. Можно было взять ссуду. Но я не продавал виски. А если бы вы хотели пиво, вы бы встали и принесли его себе.» В течение 80-ых годов, Риверс возглавляет несколько прогрессив электрик-джаз квартетов, включающих гитаристов Кевина Юбанкса (Kevin Eubanks), Дэррела Томпсона (Darryl Thompson) и Эда Черри (Ed Cherry). Последний привёл Риверса к весьма неожиданной встрече, с Диззи Гиллеспи. «Эд Черри был моим музыкантом, а Диззи как раз организовал новый бэнд и настойчиво приглашал Эда.Вспоминает Сэм
«Я позвонил Диззи и сказал, С Рождеством, Диззи, [было как раз Рождество], если тебе будет нужен тенор, звони. Он ответил, ’ Как тебя зовут и какой номер телефона? ‘… На следующей неделе он позвонил мне. Это было началом нечто нового. Игнасио Берроа (Ignacio Berroa) за ударными. Джон Ли (John Lee ) - контрабас, Эд Черри, я и Диззи. Очень хорошая группа, превосходная группа, я обожал играть с ними. Также я играл в United Nations band, оркестре Диззи. В общей сложности я играл с Диззи на протяжении четырех лет. »
В то же время Риверз переехал в Орландо. «Мы путешествовали везде, и я мог поехать куда угодно, - вспоминает Сэмб - Мы планировали уехать из Нью-Йорка и, вы знаете, мы имели возможность поехать в Нью-Мехико, Аризону, Калифорнию или Сиэттл. Было множество предложений преподавать. Но я не хотел учить, а тут как раз музыканты из Орландо, сказали, что есть оркестр, ждущий меня и мою музыку. Именно поэтому я и прибыл в Орландо, а музыканты были по-настоящему хороши. Все музыканты в моем оркестре, моем джазовом оркестре, являются профессорами музыки. Они преподают музыкальную теорию. Это - серъёзно. Я подразумеваю, мне весьма повезло, потому что я могу ввести всю мою музыку, всё то, что я пишу, а музыканты всегда способны сыграть её. Помимо всего прочего, это - очень, очень, очень большой опыт для меня. »
Более традиционные работы, пластинки Сэма Риверса «Inspiration» и «Culmination»,записанные совместно с Rivbea All-Star Orchestra), были номинированы на Грэмми, а «Aurora» (совместно с the Orlando orchestra), наиболее точно отражает текущую музыкальную деятельность.
В основе каждого оркестра - то знаменитое трио Риверса с 12-летней историей, теперь уже с Дугом Матюсом (Doug Mathews) и Энтони Коулом (Anthony Cole); которое он с гордостью характеризует, как «уникальное» в истории джаза. Союз этих трех мультимузыкантов - наиболее разносторонняя музыкальная группа из тех, что делают музыку сегодня. Также иногда они экстраполируют стиль более ранних трио или напоминают World Saxophone Quartet (Cecil Taylors Unit).
Риверс поясняет: «Дуг - больше классический музыкант. Он играет на басс-кларнете, на виолочели, контрабасе, а также на бас-гитаре и барабанах. Энтони играет на ударных, тенор-саксофоне, на фортепьяно. У нас есть возможность играть в два фортепьяно, а затем, к примеру, Энтони играет на электро-басу, Дуг на ударных. Такого никогда не делалось прежде. Когда мы оканчиваем своё выступление, люди уверены что видели и слышали нечто неповторимое и подобное волшебство больше никогда не произойдет в их жизни. Так и есть, однако они имеют возможность снова прийти на мой концерт. »
На недавнем концерте в Сан-Диего, к группе присоединились тромбонист Джордж Льюис (George Lewis) и пианист Энтони Дэвис (Anthony Davis). Совсем немного осталось до концерта всех звёзд в the Iridium Rivers.
Сейчас Риверз живет недалеко от Орландо, Флорида. Он регулярно выступает со своим трио. В 1998 он записал два альбома на лейбле RCA Victor совместно с RivBea All-Star Orchestra. Это Inspiration, 1999 (заглавная пьеса - усложнённая переделка композиции Гиллеспи «Tanga») и Culmination, 2000. Также недавно вышли альбомы Portrait, соло-запись на лейбле FMP, Vista, трио с барабанщиками Адамом Рудольфом (Adam Rudolph) и Харрисом Эизенстадтом (Harris Eisenstadt) на лейбле Meta.
В 2006, Сэм записывает пластинку Aurora, которая включает как пьесы the Rivbea Orchestra, так и the Orlando orchestra. Риверз и the Rivbea Orchestra в настоящее время записывают нескольких новых композиций в Sonic Cauldron Studios в Winter Springs, Florida.
Сэм говорит: «Нам не нужны композиции, у нас просто есть несколько свободных тем, мелодий, на основании которых мы импровизируем. Нет никакого трэк-листа. Мы любим удивлять самих себя также, как и вас. Я обожаю это состояние неведения, относительно того, что произойдёт дальше. И с нетерпением жду этого. Ведь когда ты знаешь, что будет дальше - это невыносимо скучно…».
Изменив в своё время курс развития джаза, Сэм Риверз продолжает смотреть в будущее. «Есть у меня некоторые задумки. Я бы снова организовал площадку подобную Studio Rivbea, на собственные деньги. Тогда появится возможность изменить музыку …, потому что я знаю, как сделать это. «
Источник: lastfm.ru