К концу 60-х, когда Rolling Stones начали называть величайшей рок-н-ролльной группой в мире (World’s Greatest Rock & Roll Band), они уже несли полную ответственность за этот громкий титул. Выступая поначалу как (не самая удачная) альтернатива Beatles и всему «британскому вторжению», со временем Rolling Stones начали создавать собственный вариант рок-н-ролла, замешанного на блюзе. Демонстративный мачизм и подспудная агрессия Мика Джаггера (Mick Jagger) превратили его в символ рок-фронтмена, который умеет проделывать свои выходки с невозмутимой иронией. Остальные участники были ему под стать. Кейт Ричардс (Keith Richards) и Брайан Джоунс (Brian Jones) написали свой «сборник рецептов» для пружинящих, ярких, насыщенных ритм-гитар. Опираясь на сильную, но ненавязчивую ритм-секцию басиста Билла Уаймана (Bill Wyman) и барабанщика Чарли Уоттса (Charlie Watts), Rolling Stones открыли новую эпоху в истории британского блюза. На протяжении своей бурной карьеры с блюзом они так и не смогли расстаться, но приобретя популярность в Великобритании, принялись экспериментировать со своим саундом, учитывая достижения своих современников Beatles, Kinks, The Who. Опробовав на себе преимущества хард-рока, они не оставались равнодушны к веяниям эпохи хиппи, позднее - к новой рок-культуре. «Катящиеся камни» не останавливались никогда.
…1962 год застал в Лондоне четырех горящих энтузиазмом юношей, объединившихся из любви к музыке под названием Rolling Stones. Начинающих музыкантов, которые к этому времени уже год играли вместе, звали:
Мик Джаггер (полное имя Michael Philip Jagger, родился 26 июля 1943 года; вокалист)
Кейт Ричардс (родился 18 декабря 1943 года; гитарист)
Брайан Джоунс (настоящее имя Lewis Brian Hopkin-Jones, родился 28 февраля 1942 года, умер в 69-м; ритм-гитарист)
Айан Стюарт (Ian Stewart, родился в 1938, умер в 1985; пианист).
Джаггер и Ричардс познакомились еще в начальной школе в Дартфорде, потом не виделись почти десять лет, а когда встретились в 1960 году, то сразу же возобновили дружбу - на почве самоотверженной любви к ритм-н-блюзу и особенно к творчеству Чака Берри (Chuck Berry), Мадди Уотерса (Muddy Waters) и Бо Диддли (Bo Diddley). Ричардс в это время учился в Школе искусств, Джаггер был студентом Школы экономики в Лондоне и играл в блюз-группе Little Boy Blue and the Blue Boys. Вскоре к ним присоединился и Ричардс. Через год они познакомились с гитаристом Брайаном Джоунсом, который бросил школу и зарабатывал на жизнь игрой на саксофоне и кларнете. В свои 19 он уже многое повидал: в 16 лет сбежал в Скандинавию, успел стать отцом двоих внебрачных детей, поучаствовать в нескольких блюзовых командах. Оказавшись в Лондоне, он устроился в клуб Ealing Blues, познакомился с барабанщиком Чарли Уоттсом, а затем с Миком и Кейтом. В это время они входят в состав группы Blues Inc. наряду с Диком Тейлором и виртуозным пианистом Айаном Стюартом. Записав демо-кассету, которая была отвергнута лейблом EMI, группа прощается с Тейлором и - начинает новую жизнь. Первым делом надо было подумать о названии. Пятерка, включающая Джаггера, Ричардса, Джоунса, Стюарта и барабанщика Мика Айвори (Mick Avory), отныне именует себя Rolling Stones - по имени одной из песен Мадди Уотерса.
Музыкальным патроном группы на тот момент был известный музыкант Алексис Корнер (Alexis Korner), который организовал их дебютный концерт 12 июля 1962 года в лондонском клубе Marquee. Почитатели джаза и блюза сразу невзлюбили Rolling Stones за недостаток музыкальной «чистоты», поэтому оригинальный состав перетряхивался несколько раз. Вскоре штатным бас-гитаристом стал Билл Уайман (он же William George Perks, родился 26 октября 1936 года). Поиски барабанщика затянулись, пока наконец в январе 1963 в группу не пришел старый знакомый Чарли Уоттс (он же Charles Robert Watts, родился в 1941), успевший после ухода из Blues Inc. поработать рекламным агентом.
В Ричмонде команде удалось получить резидентство в клубе Crawdaddy, которым заправлял Джорджио Гомельски (Giorgio Gomelsky). Хиппующая публика оценила темперамент пятерых музыкантов, и особенно их харизматичного фронтмена. Положил глаз на Мика Джаггера и Эндрю Луг Олдхэм (Andrew Loog Oldham), разглядевший в бьющей через край сексуальности вокалиста огромный потенциал, в том числе и коммерческий. Не очень-то разбираясь в музыке, он становится менеджером Rolling Stones и привлекает энергичного агента Эрика Истона (Eric Easton), который обеспечил им неплохую финансовую поддержку.
За считанные недели Oлдхэм спродюсировал их первые студийные записи, делая ставку на образ «плохих мальчишек» по контрасту с «чистенькими» битлами. Он же устроил им контракт с Decca Records.
Для официального дебюта выбрали композицию Чака Берри «Come On». Песня получила раскрутку в престижной телепрограмме «Thank Your Lucky Stars» и принесла группе некоторую известность. Однако пианист Айан Стюарт, по мнению Oлдхэма, был недостаточно похож на поп-звезду, выбивался из общего ряда, и его бесцеремонно выдворили из состава. Он еще много лет помогал коллегам во время гастролей, оставаясь концертным и сессионным пианистом вплоть до самой смерти в 1985 году.
Проехав по Великобритании с туром и выступая на разогреве у Everly Brothers, Литтл Ричарда (Little Richard), Джина Винсента (Gene Vincent), команда выпускает второй сингл - песню Джона Леннона и Пола Маккартни «I Wanna Be Your Man». Синглу повезло больше, чем первой попытке: он попал в британский Тор 10. Третий сингл, кавер «Not Fade Away» Buddy Holly, поднимается уже до 3 строки на родине и даже вызывает некоторый резонанс в Америке (48 место в чарте синглов).
Длинноволосые и угрюмые на вид, вызывающе сексапильные, Stones становятся популярны на родине. Это слава с привкусом скандала. Газетные заголовки с вопросом «Позволите ли вы своей дочери выйти замуж за члена Rolling Stones?» - становятся обычным явлением. Пока критики сурово размышляют, достойны ли «роллинги» права на существование, музыканты готовят первый EP и альбом, названные одинаково - «The Rolling Stones». Пластинки состояли почти полностью из чужого материала, по которому легко было проследить истоки группы, а также оценить их умение играть в разных стилях. Вдохновленный их успехом, Олдхэм превзошел сам себя, устроив им американский тур, который, правда, оказался преждевременным и стал скорее разочарованием.
По возвращении на родину квинтет записал убедительный кавер «It’s All over Now» из репертуара Valentinos, который стал их первым номером один в Великобритании. EP «Five by Five», английский бестселлер, сцементировал их крепнущую репутацию. А популярность музыкантов была уже нешуточной. Промо-тур превратился в серию истеричных выплесков энергии, которые нередко переходили от восторга к агрессии. На одном из шоу фаны начали крушить канделябры в зале и растрощили концертный рояль «Стейнвей». Для полусотни зрителей вечер закончился в больнице. Истерия сопровождала Rolling Stones по всей Европе. Тем не менее, Америка так и не пала к их ногам. Пока.
Вышедший в ноябре 1964 года сингл «Little Red Rooster» стартовал в чарте New Musical Express на первой строке. Хотя песня ассоциировалась с Beatles, а еще раньше с Элвисом Пресли (Elvis Presley), новая интерпретация Rolling Stones обладала своим шармом, усиленным слайд-гитарой Брайана Джоунса.
Эндрю Олдхэм, взяв за образец успешный тандем Леннона-Маккартни, решил переориентировать и Rolling Stones на создание авторского материала. Действовал он кардинально: запер музыкантов в комнате и держал до тех пор, пока они не представили работы, которые бы его устраивали. Первые пробы пера Джаггера-Ричардса звучали не очень уверенно. Однако сингл «The Last Time» уже возглавил английский чарт и добрался до первой американской десятки. Да еще тогдашняя подружка Джаггера Марианн Фейтфулл (Marianne Faithfull), исполнив их трогательную песню «As Tears Go By», сходу стала тинейджерской звездой.
В 1965 году муза «Роллингов» оправдала возложенные на нее надежды: три хита авторства Rolling Stones возглавили чарты. Америка наконец взглянула благосклонно на британскую пятерку: перед очарованием сингла «(I Can’t Get No) Satisfaction» устоять было трудно. Он стал первым хитом номером один группы в США. Концептуальная лирика, актуальная для «лета песен протеста» - того времени, когда появился сингл, - вокальная манера Джаггера, предстающего прожженным повесой, но главное - оригинальный рифф, «услышанный» Ричардсом во сне и ставший одним из самых известных гитарных ходов в истории поп-музыки, подхваченным и растиражированным несколькими поколениями гараж-групп.
Эстафета ударных хит-синглов была подхвачена крепким концертным EP «Got Live If You Want It», попавшим в Тор 10, и альбомом «The Rolling Stones No. 2».
Вызывающее поведение музыкантов (арест Джаггера, Джоунса и Уаймана за то, что они мочились на стену бензозаправочной станции), связанные с их именами скандалы только укрепляли официальное отношение к ним как к «молодым дегенератам».
Когда помощником Олдхэма стал известный агент Аллен Клейн (Allen Klein), Rolling Stones заставили Decca Records пересмотреть условия контракта. Тем более что как раз в это время в Соединенных Штатах стали польховаться большой популярностью синглы «Mother’s Little Helper» и «Lady Jane», включенные в их четвертый альбом «Aftermath». Пластинка представила Rolling Stones вдохновенными рокерами и авторами крепких баллад. Материал для альбома создавался как ответ на все более сложные записи Beatles, в которых Stones вольно или невольно видели своих главных конкурентов. Альбом поднялся до 2 строки американского рейтинга продаж. Впечатляющая композиция «19th Nervous Breakdown», сумбурная по тематике и усиленная виртуозными гитарными партиями, вернула имя группы в британские чарты синглов. Воображение слушателей поражали такие разные по настроению песни, как «Under My Thumb», «Stupid Girl», «Paint It Black».
Одним из самых вызывающих произведений в карьере команды стала песня «Have You Seen Your Mother Baby, Standing in the Shadow?», в которой нигилизм музыкантов и их тяга к скабрезностям достигли пика. Промо-кампания сингла тоже отличалась экстравагантностью. Музыканты провели фотосессию, для которой облачились в женские платья, чем лишний раз сделали акцент на сексуальной составляющей своего имиджа. Попиратели общественных условностей оставались верны себе.
1967 год начался с издания двойного сингла «Let’s Spend the Night Together»/ «Ruby Tuesday», которому не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать номером один. Последовавший поп-орентированный альбом «Between the Buttons» (1967) был последним приложением продюсерских талантов Олдхэма. Вскоре, устав от богемной жизни «роллингов»? он сложил с себя менеджерские обязанности, передав бразды правления Клейну. Возможно, чувствовал, что дело пахнет жареным?
В феврале Джаггера и Ричардса арестовали по обвинению в хранении наркотиков, через три месяца такое же обвинение предъявили Брайану Джоунсу. Состоявшийся в июне суд приговорил первых двух к крупному штрафу и тюремному заключению. На защиту нарушителей неожиданно встала газета «The Times», а из коллег - The Who. В июле приговор был пересмотрен. Джаггеру дали условный срок за хранение амфетамина. Через три месяца Джоунса приговорили к девяти месяцам лишения свободы. Приговор был отменен только в конце года.
Скандалы, постоянное внимание прессы, тюремные злоключения печально сказались на творчестве музыкантов. Совсем не песней протеста, а не очень внятным излиянием эмоций стал изданный летом сингл «We Love You», который, однако, поднялся в Тор 10. Этот бурный год своей биографии команда завершила ответом на битловский альбом «Sgt Peppers Lonely Hearts Club Band». Экстравагантно названная «Their Satanic Majesties Request», пластинка представляла новейшие космически-психоделические эксперименты группы, весьма далекие от ритм-н-блюзовых корней, которые уже стали синонимом саунда Rolling Stones. Наркотики побудили их к плодотворным поискам, но привели к более размытому и вялому звучанию.
Только к лету 68 года творческий потенциал участников начал восстанавливаться, о чем свидетельствовал сингл «Jumping Jack Flash» (британский номер 3). Новый альбом «Beggars Banquet» (1968), спродюсированный Джимми Миллером (Jimmy Miller), тоже подтверждал пребывание в хорошей рабочей форме. Альбом включал социально-политический трек «Street Fighting Man» и макабрическую вещь «Sympathy for the Devil», в которой мрачный вокал Джаггера сопровождают гипнотические африканские ритмы и подвывание дервиша.
Пока остальные музыканты мало-помалу восстанавливали форму, Брайан Джоунс погружался в наркотическую пропасть. Приговор, вынесенный ему в конце 68 года, поставил под угрозу его участие в американском туре Rolling Stones. Его вклад в студийную работу группы становился все меньше и меньше. Проблему усугубляли личные конфликты Джоунса и Ричардса. Кончилось тем, что в июне 1969 Брайан Джоунс официально попрощался с «Роллингами». Через месяц, 3 июля 69 года, 27-летний гитарист был найден мертвым в плавательном бассейне во дворе дома в Сассексе. Согласно официальному медицинскому заключению, причиной смерти стал несчастный случай.
Концерт в Гайд-парке через два дня после его гибели собрал более 250.000 зрителей - символическая дань памяти погибшему музыканту. Во время шоу Джаггер выпустил в небо несколько тысяч бабочек и прочитал стихотворение Шелли. Еще через три дня бывшая возлюбленная Джаггера Марианн Фейтфулл предприняла попытку самоубийства. Это было поистине концом первого периода эпохи Rolling Stones.
Последние месяцы 69 года прошли под знаком трагедии на фоне громкого коммерческого успеха. Почти все лето сингл «Honky Tonk Women» возглавлял британский рейтинг продаж. Кто бы взялся предсказать, что он станет последним лидером британского чарта синглов в карьере Rolling Stones?
Новый альбом 1969 года «Let It Bleed» (явный парафраз битловского «Let It Be») был отличной по качеству работой. Он включал навеянный кантри трек «Country Honk», красиво оркестрированный «You Can’t Always Get What You Want» и мрачный блюз «Midnight Rambler». На записи дебютировал новый гитарист Мик Тейлор (он же Michael Kevin Taylor, родился в 1948 году), который занял место Джоунса всего за несколько недель до его смерти. Попытка удалась. Альбом вышел в лидеры британского чарта.
Конец года был окрашен еще одной трагедией. После трехлетнего перерыва группа отправляется на встречу в американскими фанами и бьет рекорды посещаемости (именно сейчас их и начинают называть величайшей рок-н-ролльной группой в мире). Свой бесплатный (и скверно организованный) сет на фестивале в Алтамонте группа проводила под охраной байкерского клуба «Hell’s Angels», по вине которых был убит чернокожий парень. Эти трагические события легли в основу фильма, который вышел на экраны в следующем году.
После такого бурного 69-го, 1970 год стал годом относительного затишья. Закончив сотрудничество с лейблом Decca изданием живого альбома «Get Yer Ya-Ya’s Out!» (1970), Stones создали собственный лейбл, незатейливо названный Rolling Stones Records и ставший вскоре подразделением Atlantic. Первым релизом на новом лейбле был сингл из трех треков: «Brown Sugar», «Bitch» и «Let It Rock». Это были лучшие образцы творчества команды, но в английских чартах они остановились на второй позиции.
В 1970-м году Джаггер попробовал себя в кинематографе, снявшись в культовом фильме «Performance» режиссера Николаса Рега (Nicolas Roeg), и женился на никарагуанской модели Бианке Перес (Bianca Perez Morena de Macias).
Готовившийся в это время лонг-плей «Sticky Fingers» (1971), дебют на собственном лейбле, был работой отличного качества, сохранившей характерное роллинговское звучание. Он включал сильные композиции «You Gotta Move», «Moonlight Mile», «Wild Horses» и «Sister Morphine», одну из самых отчаянных историй о наркотиках. Композиции были насыщены образами секса и смерти, но в этом не было ни самодовольства, ни слезливой сентиментальности.
Очарованность группы темой секса нашла свое воплощение и в обложке пластинки, которую разработал Энди Уорхол (Andy Warhol). На конверте были изображены джинсы от пояса и до колен, под которыми, если расстегнуть настоящую молнию, можно было увидеть красные губы и нагло высунутый язык - вскоре они станут корпоративной эмблемой «Роллингов».
Спустя год после «Sticky Fingers» группа вернулась с двойным альбомом «Exile on Main Street». Подборка быстрых песен, виртуозно сыгранных Кейтом Ричардсом, была принята поначалу весьма критично, хотя со временем отношение к альбому кардинально изменилось.
Постепенное вливание Rolling Stones в мейнстрим началось, видимо, с 1973 года, когда в их жизни все больше места начали занимать посторонние музыке вещи. Светская жизнь Мика Джаггера набирала обороты, пока Ричардс по мере сил боролся с наркоманией, и у него снова начались нелады с законом. Пластинка 1973 года «Goats Head Soup» получилась неровной, но включала несколько сильных вещей. В частности сингл «Angie» поднялся до номера один в США. Мало чем примечательный диск «It’s Only Rock and Roll» (1974) включал кавер-версию «Ain’t Too Proud to Beg» Temptations.
После ухода гитариста Мика Тейлора в конце 1974 года оставшиеся участники еще очень долго не могли найти ему замену. Новый альбом они взялись записывать только в 1976-м, когда в составе появился Рон Вуд (Ronald David Wood, 1947-го года рождения), бывший участник группы Faces. На альбоме «Black and Blue» (1976) музыканты пытались пойти в каком-то новом направлении, в частности пробовали играть вариации реггей, но впечатлить результатом им никого не удалось.
Во второй половине 70-х паузы между релизами и гастрольными пробегами Rolling Stones становились все длиннее. Они уже давно не делали шума на рынке синглов и даже знаменитый концерт 1976 года в Кнебуорте не был приурочен к промоушену нового альбома, а ограничился подборкой старых хитов.
К 1977 году умами активных меломанов и вниманием прессы завладел молодой панк, и многие списали Rolling Stones со счетов как пережиток прошлого, потерявший всякую связь с современностью. Группа The Clash недвусмысленно резюмировала настроение времени, выдвинув слоган: «Нет Элвису, Битлз, Стоунз» в «1977». Тем временем музыканты разбредались по сольным проектам, в частности Уайман и Вуд регулярно выпускали сольные альбомы.
Однако объявлять Rolling Stones покойниками было еще рано. В 1978 году они вернулись с сильным альбомом «Some Girls», их ответом панку, новой волне и диско. Крепкая и энергетически насыщенная работа включала великолепные треки «Shattered» и «Miss You» (очередной номер один в Соединенных Штатах). Лонг-плей был лучшим доказательством того, что группа не закрыта для новых идей и готова постоянно совершенствоваться.
Свои сюрпризы преподносила им и личная жизнь. Ричардсу в очередной раз удалось избежать тюремного заключения, которое на этот раз грозило ему как никогда серьезно. Он был арестован за хранение героина, а отделался штрафом и обязательством сыграть несколько благотворительных концертов. На радостях музыкант даже помирился с отцом. Тем временем Джаггер шумно и с большими финансовыми потерями разводился со своей женой.
В такой обстановке записывался новый студийный альбом «Emotional Rescue» (1980). «Роллинги» предстали в весьма облегченном варианте, перегрузив запись диско-ритмами. Но тем не менее, альбом был встречен с энтузиазмом, и ему удалось впервые с 1973 года возглавить британский рейтинг продаж. Заглавный трек попал в первую десятку по обе стороны Атлантики. В начале 81-го года Rolling Stones предпринимают масштабный тур по Соединенным Штатам, сопровождаемый восторженными рецензиями. Самые яркие моменты тура попали на концертный альбом «Still Life» (1982).
Изданный в 1981 году диск «Tattoo You», основанный исключительно на старом материале, получился неожиданно сильным. Сингл «Start Me up» был отголоском лучших моментов группы в 60-е, когда музыканты выдавали на-гора синглы, признанные классикой. «Tattoo You» провел девять недель во главе британского чарта. Это был последний период, когда группа одинаково доминировала как в чартах, так и на стадионах. Дела команды явно шли на спад.
Одним из остроумнейших выходов, которые Rolling Stones нашли в 80-е, состоял в том, чтобы отсутствие регулярной работы компенсировать случайными вспышками вдохновения. Искусный лонг-плей «Undercover» 1983 года мог похвастаться не только отличным заглавным треком («Undercover of the Night»), но и одним из лучших промо-видео тех лет. Критики в массе своей давно воротили нос от команды, а они тем временем продолжали работать, выпуская вполне пристойные вещи, хоть и в небольших количествах.
Трехлетний перерыв в студийной работе закончился в 1986 году с появлением альбома «Dirty Work». К этому времени Stones подписали новый контракт с лейблом CBS Records и объединили свои усилия с продюсером Стивом Лиллиуайтом (Steve Lillywhite). Неожиданно самым громким хитом с этого альбома оказалась не оригинальная композиция, а кавер-версия песни Bob And Earl «Harlem Shuffle».
Хотя переход на новый лейбл зачастую вызывает всплеск активности, у RS получилось наоборот: участники все больше сосредотачивались на собственных проектах. Басист Билл Уайман еще в 1983 году почувствовал вкус успеха с сольным номером «Je Suis Un Rock Star». Никого особо не удивило, когда и Мик Джаггер выпустил сольный альбом «She’s the Boss» в 1985-м. Его конфликты с Кейтом Ричардсом уже давно перестали быть тайной. Так что спекуляции на тему роспуска Rolling Stones расцветали пышным цветом. Второй сольный альбом Джаггера «Primitive Cool» (1987) только подлил масла в огонь. Когда годом позже Ричардс разродился и своим сольным дебютом «Talk Is Cheap», казалось, в самую пору писать некролог британской команде.
Но «роллинги» опять пошли наперекор общественному мнению, уже почти похоронившему их, и объявили, что принимаются за новый альбом и готовятся к гастрольному туру.
На скорую руку записанный лонг-плей «Steel Wheels» (1989), как это ни странно, критики встретили в целом доброжелательно. «Mixed Emotions» и «Rock аnd а Hard Place» стали популярными радиохитами. А музыканты пошли еще дальше. На пороге 30-й годовщины в шоу-бизнесе Rolling Stones, много раз списанные в архив, провели масштабное международное турне, которое - ни много ни мало - оказалось самым коммерчески успешным за всю историю современной музыки, собрав более 140 миллионов долларов. Итоги тура группа подвела концертным альбомом «Flashback» (1991).
Билл Уайман официально перестал быть участником группы в 1993 году (выпустив позднее мемуары «Stone Alone»). Его заменили опытным профессионалом Дэррилом Джоунсом (Darryl Jones, 1961 года рождения), который играл до этого со Стингом и Майлсом Дэвисом. Альбом «Voodoo Lounge», опубликованный в 1994 году, оказался одной из наиболее качественных записей группы последнего десятилетия, звучащей свежо и оригинально. Не только самые стойкие поклонники группы с восторгом отнеслись к этой работе, но и профессионалы шоу-бизнеса.
«Voodoo Lounge» принес команде Джаггера две первые (и пока последние) премии Grammy. Он был назван лучшим рок-альбомом, а видео на песню «Love Is Strong» названо лучшим среди короткометражных видеороликов.
В 1995 году они снова пустились в большую дорогу и объехали с концертами Соединенные Штаты, собрав щедрый денежный урожай. Что бы о них ни говорили, а «Роллинги» оставались наиболее востребованной рок-группой мира.
Оказавшись снова на гребне волны, в 1995 они выпускают диск «Stripped» («unplugged»). Поиски свежего саунда чувствуются в мощных акустических версиях «Street Fighting Man», «Wild Horses», «Let It Bleed». Авторский тандем Джаггер-Ричардс еще раз доказывает свою дееспособность.
Оставаясь в душе колючими подростками, они так и не научились сдерживать свои эмоции. Едкие комментарии Ричардса по адресу R.E.M. и Nirvana отнюдь не способствовали популярности Rolling Stones у молодого поколения. Для многих подростков появление британцев в числе все еще активных рок-музыкантов стало откровением.
Еще одно обновление звучания продемонстрировал альбом «Bridges to Babylon» (1997), в котором с небывалой ранее силой проявил себя барабанщик Чарли Уоттс. Его игра не только сама по себе отличалась исключительным мастерством, но и при сведении материала была выдвинута на первый план, придав записи гораздо более четкое звучание. Ричардс во время студийных сессий всецело погрузился в процесс работы, и его вокальный вклад на этот раз был как никогда значительным.
Еще один успех ждал группу во время промо-тура в поддержку «Bridges to Babylon». Они проехали по самым отдаленным уголкам мира - от Голландии до Миссури, от Германии до Аргентины. Лучшие моменты турне попали на альбом «No Security», на котором произведения ветеранов исполняют музыканты разных поколений, присоединявшиеся к ним во время некоторых концертов, - от Дэйва Мэттьюза (Dave Matthews) до Taj Mahal.
В 2002 году Rolling Stones провели грандиозное мировое турне, приуроченное к 40-летию карьеры. Изданная в том же году компиляция сильнейших вещей группы «40 Licks» включала четыре новых песни. А тем временем лейбл Decca Records переиздал весь каталог команды.
Ни одной другой группе за всю историю современной музыки не удавалось с таким постоянством расти и совершенствоваться, так долго, петляя и впадая в крайности, продержаться на гребне славы. Звание величайшей рок-н-ролльной группой в мире обязывает.
Источник: lastfm.ru