Робби Валентайн (Robby Valentine), родившийся 4 декабря 1969 года в голландском городе Хильверсум. С детства любимыми игрушками этого парня были родительские фортепиано и аккордеон. Уже к шести годам, начав брать регулярные уроки игры на этих инструментах, он точно знал, чем хочет заниматься. Откровение снизошло на него с телеэкрана в конце 1975 года в образе «Bohemian Rhapsody» Queen. Что ж, у многих бывает, но лишь у отдельных маньяков проходит. Музыку Queen легко любить - куда сложнее соответствовать ей, как примеру для подражания. А еще были Beatles и Electric Light Orchestra…
В 14 лет, не доучившись в колледже и не имея никаких планов про запас, Робби Валентайн присоединился в качестве клавишника к группе T. Vistix, игравшей ска и регги. Позиции обоих упомянутых жанров в ту пору были едва ли ни сильнее, чем сейчас. Однако Робби эта команда была нужна главным образом для приобретения необходимого опыта. Попутно он для общего развития освоил еще и игру на гитаре и басу. Через год T. Vistix развалились, Валентайн пересел в состав Spoiled Brats, где оттачивал способности к сочинению песен.
Первый успех пришел к Робби в составе группы Line, однажды прославившейся на просторах старушки-Европы с хитом «Solitary Nite». Судя по дошедшим до наших дней видеозаписям, команда представляла собой сливки (во всех возможных смыслах) новой волны образца середины 80-х. В ассортименте были представлены: хлопающий рабочий барабан на первом плане, вокалист в широченном пиджаке неонового цвета, пиротехнический басовый слэп и ультраэлектронные звуки клавиш-расчески, на которых, собственно, Робби и играл, успевая по ходу дела отхватывать у фронтмена часть вокальных партий.
Примерно тем же Валентайн впоследствии занимался и в собственной команде 1st Avenue. К этому моменту его уже несколько тяготила роль «идиота, прыгающего за клавишами». Отчаянно хотелось петь во весь голос самому - чему с завидной регулярностью мешали астма, приступы хронического бронхита «и миллион аллергий». Однако парень не сдавался. Позже, в песне «Everyday Hero» он коснется этой темы, поклонившись заодно родителям, которые помогли ему пережить трудные дни.
Несмотря на поддержку небезызвестных братьев Болланд (Bolland), дела 1st Avenue шли не особо бодро. Конец 80-х Валентайн встретил между работой на проект Zinatra и записью собственного демо. В 1990-м году - добился сольного контракта с «Polydor». Год спустя - выпустил первый сингл с песнями «Over And Over Again» и «Love Takes Me Higher». К началу 1992 года, уже почти записав дебютный альбом, сформировал группу, куда вошли Arthur Polini (бас), Rob Winter (гитара), Hans Eijkenaar (барабаны) и John Ewbank (клавишные). «В студии я делал очень много вокальных наложений, - говорит Робби, - Но в те дни использовать на концертах записанные подпевки считалось дурным тоном, а расширять состав ради вокальной группы я не хотел. Так что все музыканты группы тоже должны были петь, и не говорить, что я их эитм требованием терроризирую…»
Программа «Robby Valentine» (1992), хотя и не имела всемирного успеха, была чрезвычайно сильной. Скрестив экспрессивную хайр-металлическю подачу материала с развернутыми сонатными формами только лишь начинающего поднимать голову прог-метал, Валентайн неожиданно получил гремучую смесь. Едва оперившаяся прог-металлическая тусовка начала врубаться, что ее любимая музыка может быть не только умной, но еще и красивой. Что до хайр-метал, который в ту пору почти сгубила собственная легковесность вкупе с нашествием гранжа, это был просто глоток свежего воздуха. По сути, Робби сделал для поколения 90-х то же самое, что скрестившие некогда арт-рок с глэмом Queen - для поколения 70-х.
Этот альбом и сейчас слушается на едином дыхании. Открывающий программу прог-металлический эпик «No Turning Back» с хоровыми атаками и частыми сменами ритмов, помпезная пауэр-баллада «Over And Over Again», элегантный акустический номер «Angel Of My Heart» и боевик «Love Takes Me Higher» с реактивными пробежками по басовому грифу… Эх, если бы на пути Робби к этой программе было бы меньше преград, и реализовать ее удалось бы хотя бы парой лет раньше! К сожалению, первый удар несколько запоздал, а потому прошел мимо цели. Хайр-метал впал в кому до конца века. Прог-метал стал вотчиной типов таких же угрюмых и неряшливых, как и гранжеры, только постарше. И одной группе, даже очень хорошей, едва ли удалось бы переломить ситуацию.
В 1993 году, вскоре после записи второго альбома «The Magic Infinity», группе Робби Валентайна поступило предложение открывать концерты Брайана Мэя (Brian May) на германском участке тура «Back To The Light». Спешно введя в состав нового барабанщика (им стал Juan van Emmerloot), команда ринулась в бой. Однако, подобные удачи выпадали на долю музыкантов не часто, и уже в 1995 году, после записи альбома «Valentine», первый состав был распущен. В гостеприимной для подобной музыки Японии, однако, ждали новых концертов. Робби и оставшийся с тех пор его постоянным барабанщиком Джуан сколотили новый состав: Vinnie Kay (гитара), Bert Dijkema (бас), Giovanni Pileri (клавишные). К сожалению, в концертную программу не вошел переполненный струнными в исполнении цыганского оркестра Tata Mirando симфо-роковый номер «The Mourning Minstrel». Зато на «Where Do We Go From Here» был снят эффектный видеоклип с экологическим подтекстом.
С выходом альбома «United» (1997) Валентайн сделал попытку вырваться за пределы японского рынка. Песня «I Belive In Music» попала в европейские хит-парады, и дела вроде бы пошли на лад, но тут скончался отец музыканта, и Робби оказался на некоторое время выбит из колеи. Зато в следующем году закусил удила и вернулся к работе с утроенной энергией.
В 1998 году музыкант выпустил очередной альбом «No Sugar Added». Странное название? «О да, я украл название для него с жестянки из-под ананасов». Помимо нового материала альбом содержал несколько извлеченных из архива песен. В треках «Blinded By Love» и «The Sulky Shuffle» можно вновь услышать гитару Роба Винтера, а первая версия «Love Never Dies» исполнялась еще Zinatra. В том же году Валентайн сочинил музыкальное сопровождение для выступлений голландского иллюзиониста Ханса Клока (Hans Klok), а также помог с записью клавишных своему соотечественнику Арьену Энтони Люкассену (Arjen Anthony Lucassen) на альбоме его группы Ayreon «Into The Electric Castle». Голландия - страна маленькая, и два арт-роковых фанатика просто не могли здесь не встретиться. «То, что я сыграл ему на гитаре, он превратил в настоящую симфонию!» - восторгался Арьен.
Наконец, осенью того же года Робби Валентайн объединился с таким же арт-глэмовым экстравертом и мультиинструменталистом, как и он сам. Альдо Байрон Кларксон (Aldous Byron Clarkson), точно также с начала 90-х направлял против течения моды собственный one-man-band Valensia. Сотрудничество «братьев по разуму» вылилось в альбом «Valensia/Valentine», полный уморительных стилизаций под песни любимых обоими с детства Beatles, Queen, Sweet и E.L.O. Касательно дальнейшего сотрудничества у друзей были обширные планы (даже контракт с «Polygram» был заключен сразу на три альбома), но тут умерла мать Кларксона, и работа снова забуксовала.
В 2000 году Валентайн вернулся к сольной деятельности. Альбом «Believing Is Seeing» содержал ломовейший номер «Fear Of Heights», звучащий подобно лобовому столкновению «Kashmir» Led Zeppelin и «10538 Overture» E.L.O. Эта композиция была вдохновлена знаменитым номером Ханса Клока с исчезновением слонов. Также удалась ностальгически-мюзикхолльная миниатюра «What In The World I’m Waiting For» с явным влиянием ABBA и Sparks.
2002 год Робби вновь провел в компании старого приятеля Альдо Кларксона за записью очередного альбома проекта «Valensia/Valentine». В 2005 - вновь заглянул в студию Ayreon, записавшись на одной из песен альбома «The Final Experiment». А в 2006 году, перебравшись на более дружелюбный к музыкантам его полета лейбл «Frointers», неожиданно разродился сокрушительнейшим релизом «The Most Beautiful Pain». С микшеровкой «Supernova», очередного реверанса в сторону Led Zeppelin, помог по старой памяти Арьен Люкассен. А в «Magical Memories» Валентайн шутя реконструировал водевильную сторону Queen: кажется, песня была записана во время тех же сессий, что и «Lazing On A Sunday Afternoon» или «Seaside Rendez-Vous». При этом в целом альбом тяжелый и мрачный. Однако именно с ним Валентайну наконец-то удалось впервые с 1995 года прорваться на CD-рынок за пределами родины и Японии.
Что дальше? В 2007 году Робби выпустил «Falling Down In Misanthropolis» - альбом концептуальный, жесткий и мрачный, чем-то перекликающийся по сюжету с «Brutal Planet» и «Dragontown» Alice Cooper. Первоначально программа вовсе должна была называться «Who Killed Robby Valentine?» (чем не «Alice Cooper Go To Hell»?) Песенку «4th Rate Razorback» сам автор характеризует в стиле «Marilyn Manson встречает Beach Boys». Исполнив лично все инструментальные и вокальные партии, помимо собственных песен он включил в программу кавера на «S.O.S.» ABBA и «Flick Of The Wrist» Queen. «Frointers» наконец-то переиздает на европейском рынке ряд старых работ музыканта в бокс-сете, озаглавленном «Androgenius». А со дня на день должен появиться третий из запланированных альбомов с Альдо Кларксоном, возглавляющим сейчас группу Metal Majesty (рабочее название проекта - «Nymphopsychoschizophonic», уфф…).
На протяжении всей своей весьма запутанной карьеры Робби Валентайн не раз мог бросить свои эксперименты и заиграть что-то более востребованное, или же вовсе уйти в сессионные музыканты или продюсеры. Но предпочел остаться собой. И пускай недоумки из международных рок-журналов восприняли его девятый альбом как первый. Дело сделано. Он сумел обратить на себя внимание рок-общественности - пускай на это ему потребовались полтора десятка лет.
Источник: lastfm.ru