В июле 1993 года дирекция ирландского телевидения (RTE) обратилась к продюсеру Мойе Дохерти с просьбой срочно подготовить заставку для ирландских конкурсантов на конкурсе Евровидения. Сценарий был на скорую руку написан за выходные, и теперь оставалось только воплотить его в жизнь. Три часа пения и инструментальной музыки, решила Мойя, хорошо бы разбавить танцем.
Именно для этого и был придуман номер в исполнении Майкла Флэтли, Джин Батлер и большой группы танцоров в жесткой обуви в сопровождении ирландского хора «Ануна». Над номером под строгим присмотром Мойи Дохерти работали режиссер Джон МакКолган и хореограф Мэвис Аскотт . Писать музыку для номера пригласили Билла Уилана – композитора со стажем, имеющего большой опыт написания музыки в традиционном стиле. В свое время он сотрудничал с группой “Planxty”, во многом определившей лицо современного ирландского фолка. Такой человек не должен был подвести. Именно эта команда профессионалов заложила основы знаменитого шоу “Ривердэнс”.
30 апреля 1994 года 300 миллионов зрителей были потрясены увиденным. Ирландия, как и предполагалось, заняла первое место, однако тем дело не кончилось. Все прямо-таки жаждали «Риверданс», так что пришлось выпускать видео и сингл.
Этого оказалось мало. RTE предложило продюсерам подготовить номер к Рождеству, но Мойа, Джон и Билл решили вместо этого поставить двухчасовое шоу. Предварительный срок – ноябрь. Мойа почувствовала, что нужно набирать команду постановщиков и сценаристов, так как своими силами на этот раз ей не справиться.
Билл Уилан, как и раньше, взялся сочинить музыку. Три месяца напряженной работы в студии – и титанический труд завершен. Как только партитура была готова, подключились Мэвис Аскотт и Майкл Флэтли. Они занялись репетициями и постановкой танцев. Костяк труппы составили, отобранные фронтменом шоу Майклом Флетли победители и призеры открытого чемпионата Ирландии All Ireland по степовым танцам разных лет, а также наиболее перспективные воспитанники ирландских танцевальных школ.
После долгих споров было решено, что рамки ирландского танца слишком тесны, и что для большей привлекательности шоу должно носить интернациональный характер. В итоге кампания «мы ищем таланты» развернулась в мировом масштабе.
Поиски принесли желаемый результат, хотя состав получился довольно пестрым. Помимо ирландских танцоров степа в классическом варианте шоу принимали участие: одна из самых знаменитых танцовщиц в стиле фламенко Мария Пахес (Испания), ирландская поп певица Ани О’Келли, негритянские степисты из Гарлема Марсель Пено, Леон Хэйзелвуд и Джелли Герман и целый церковный хор «Deliverance», во главе с певцом Джеймсом Бигнаном. Помимо прочего, продюсеры решили добавить в новое шоу яркий славянский колорит. Ставка была сделана на безошибочно узнаваемые в околомузыкальном мире стереотипы. В начале семидесятых ирландские фолк-музыканты принесли в Европу интерес к славянской музыке с Балкан (из Сербии, Болгарии, Македонии). Необходимо было найти композитора, а также исполнителей, способных добавить в новое шоу узнаваемое “балканское” звучание. С этой целью из Венгрии был приглашен исполнитель и композитор Никола Паров.
Во всем мире также много лет остается незыблемым интерес к русской балетной школе. Необходимо было найти настоящих танцоров из России, которые органично вписались бы в новый проект, исполняя под “балканскую” музыку “славянские танцы в народном стиле”. Выбор продюсеров пал на группу танцоров из знаменитого ансамбля Игоря Моисеева. Они не были увлечены ирландскими танцами, но могли гарантированно выдавать номера высокого качества и к тому же имели возможность заработать неплохие деньги. Так в шоу “Riverdance” впервые появилась группа танцоров под звучным названием “Moscow Folk Ballet Company”.
Нельзя не сказать особо о музыкантах, составивших первый оркестр “Riverdance”. Многие его участники уже сказали свое веское слово в ирландской народной музыке и были основательно раскручены известными промоутерами, или же раскрутили себя сами. Так основным волынщиком классического состава “Riverdance” стал Дэви Спиллейн. Это -один из ведущих исполнителей прогрессивных обработок ирландского фолка, а также world music на ирландской волынке илен-пайп, который к тому же известен как удачливый бизнесмен, продающий волынки своей марки. Ходить на концерты можно было даже из-за него. Все основные партии на бойране (ирландском бубне) в классическом составе оркестра исполнял Томми Хэйес – колоритный полный ирландец, получивший известность благодаря своей видеошколе игры на бойране, популярной во многих странах мира и, кстати, доступной и в Москве. Этот вариант шоу и стал каноническим для Riverdance. Хотя теперь существует несколько трупп, но программа сама по себе не меняется. Индустрия была построена на наработанной вначале схеме. Два ярких танцора-лидера + большая труппа ирландского степ балета + черные танцоры степа для контраста + яркая танцовщица фламенко + русские танцоры, исполняющие номера в славянском стиле, + кельтский и негритянский хоры + оркестр, усиленный группой барабанщиков = красочное шоу, которое заработало не один миллион долларов с момента своего создания несмотря ни на что и не собирается останавливаться. Премьера шоу состоялась в Point Depot Theatre в Дублине 9 февраля 1995 года. Танцевальное шоу продолжалось в течение 5 недель, и все билеты расходились в считанные часы. По окончании выступлений в Дублине было выпущено видео классического состава “Riverdance, the show”, которое сразу же стало бестселлером в Ирландии. Агенты со всего мира охотились за шоу, однако целью номер один «Риверданс» избрали Лондон.
Источник: lastfm.ru