Легендарная в определённых кругах команда Portishead из английского города Бристоля (Bristol, UK). Название группы - это название небольшого городка в 12 милях от самого Бристоля. Читается оно как «Портисхед».
Музыка этой группы - сочетание джазовых элементов с характерным lo-fi звучанием аранжировок, и всё это положено на структуру трип-хопа (trip-hop).
О влиянии на своё творчество группы сегодня говорят многие именитые музыканты, например, гитарист Limp Bizkit Уэс Борланд, фронтмен группы 7раса Саша Растич, группа Karyon, звезда хип-хопа Kanye West и ремикс-артист DJ DangerMouse. Jay-Jay Johanson, в 1994 году услышав вышедший тогда их дебютный альбом «Dummy», решил не бросать музыку.
Группа была образована в 1991 год клавишником-мультиинструменталистом Джеффом Бэрроу (Geoff Barrow) и певицей Бет Гиббонс (Beth Gibbons). Cо времени основания Portishead выпустили три студийных альбома и не терпят спешки в этом деле, как и многие другие трип-хоп исполнители.
Определенную путаницу в дискографию вносит якобы третий студийный альбом группы под названием «Pearl». На самом деле это альбом «Empathy» группы Mandalay.
Музыку Portishead и творчество других подобных ей по стилю групп ассоциируют с жанром «трип-хоп», хотя сами группы избегают этого термина, аргументируя это попытками масс-медиа категоризировать их не поддающееся категоризации творчество.
Не Portishead изобрели трип-хоп, не они, а Massive Attack являются пионерами жанра, и тем не менее, без этой группы биография трип-хопа была бы намного скучнее. Трудно назвать более активных и самозабвенных популяризаторов трип-хопа, особенно в Америке. Проникшись неторопливой атмосферой и эластичными ритмами, которые доминировали на альбоме «Blue Lines» Massive Attack, добавив элементы кул-джаза (cool jazz) и эйсид-хауса (acid house), сплавляя хип-хоп (hip-hop), рок (rock) и эмбиент (ambient) вместе с характерными приемами звуковых дорожек, Portishead создали свой уникальный, ни на что не похожий, соблазнительный, мрачный саунд.
Своим названием группа Portishead обязана сонному портовому городку на юго-западном побережье Англии, в окрестностях Бристоля, где прошла юность Джеффа Барроу. Ещё подростком он начал играть на барабанах, а в 18 лет, получив работу в студии Coach House Studios, научился создавать сэмплы и занимался мастерингом. Здесь же он познакомился с Massive Attack, а через них и с Трики (Tricky), для которого продюсировал трек, попавший на благотворительный альбом «Sickle Cell». Специально для Нене Черри (Neneh Cherry) он написал несколько композиций, одна из них, «Somedays», вошла в её альбом «Homebrew» (1992). К моменту создания Portishead у него была крепкая репутация продюсера ремиксов, среди его работ - треки Primal Scream, Пола Уэллера (Paul Weller), Gabrielle и Depeche Mode.
С вокалисткой Бет Гиббонс, выступавшей в пабах со своей программой, Джефф Барроу познакомился совершенно случайно в 1991 году. Она поразила его исполнением песен Дженис Джоплин (Janis Joplin). С момента их знакомства обязанности распределяются таким образом: Джефф пишет музыку и занимается аранжировками, Бет создает тексты и исполняет песни. Аргументы в пользу создания собственной группы у Барроу были простыми: «Я хотел делать интересную музыку, записывать песни определенной направленности, которые в перспективе заняли бы свое скромное место в домашних коллекциях записей».
Однако первым проектом тандема Барроу-Гиббонс стал не альбом, а короткометражный фильм «To Kill a Dead Man», дань любви шпионским лентам 60-х. Барроу и Гиббонс не только написали саундтрек к фильму, но и сыграли в нем, поскольку «не могли найти никого, кто справился бы с ролями». Звуковая дорожка фильма попала в поле зрения одного из боссов лейбла Go! Records. Осенью 91-го года Portishead подписали контракт с Go! Records и приступили к работе над своим дебютным альбомом, который вышел в 1994-ом. Рождением на свет первенец Portishead «Dummy» обязан таким персонам, как Дэйв Макдональд (Dave McDonald, звукоинженер и владелец студии State Of The Art) и Эдриан Ютли (Adrian Utley, джазовый музыкант, поработавший со многими артистами и озвучивавший несколько саундтреков). Последний стал третьим постоянным участником Portishead.
Многое в этой группе с самого начала делалось не по правилам. Мало того, что играли они весьма странную музыку, они еще и вели себя, кажем так, неадекватно статусу. Будучи людьми скорее застенчивыми, Джефф Барроу и Бет Гиббонс отказывались от всех интервью, а кроме того, не горели желание концертировать, то есть совсем не вписывались в типичную схему промо-кампании. Неудивительно, что британская музыкальная пресса никак не откликнулась на выход «Dummy». Тогда лейбл Go! Records изменил тактику и сделал упор на видео: очень своеобразные и запоминающиеся клипы просто не могли пройти мимо зрителей. Еще один оригинальный ход - расставленные в наиболее людных точках Лондона раскрашенные манекены, рекламирующие альбом («dummy» в переводе и значит «манекен»).
Так или иначе, дебют был оценен. Авторитетные издания «Melody Maker», «Mixmag», «The Face» назвали «Dummy» альбомом 1994 года, а в январе 95-го трек «Glory Box» неожиданно дебютировал на 13 месте в чартах, еще не успев ни разу попасть в радиоэфир. Примерно в это же время сингл «Sour Times» получил стабильную ротацию на американском MTV. И уже через считанные недели и лонг-плей «Dummy», и трек «Sour Times» становятся альтернативными хитами в США. Альбом разошелся тиражом более 150.000 копий еще до первых концертов группы в Америке, а журнал «Rolling Stone» называет «Dummy» в числе «Главных записей 90-х». Переплыв обратно Атлантический океан и вернувшись на родину, альбом вливается в мейнстрим, надолго обосновавшись в британском Top 40. В 1995-м «Dummy» выигрывает Mercury Music Prize в номинации «Альбом года», превратив этот дебют в настоящую сенсацию, ведь соперниками никому неизвестных Portishead были Blur, Suede, Oasis и Pulp.
Только подержав в руках Mercury Music Prize, Барроу решается оставить Coach House Studios, чтобы начать работу над вторым альбомом Portishead. Несмотря на очевидный международный успех первой записи и, как следствие, появление множества подражателей и просто плагиаторов, музыканты сохраняют здравомыслие. А Джефф Барроу остается верным своему перфекционизму, который в один прекрасный день чуть не погубил все дело. За время работы над альбомом, которая длилась два года, у Барроу бывали периоды творческого тупика, так что не однажды он готов был распустить группу. Альбом, получивший название «Portishead» наконец-то вышел в сентябре 1997 года, был прекрасно встречен критикой (журнал «Spin» отвел ему 6 место в списке «Top 20 альбомов года»), но, как ни странно, продавался довольно вяло. Музыканты остались приверженцами того же экзотического, мрачного саунда, с которым дебютировали. От гитарных пассажей Эдриана Ютли по спине пробегают мурашки, неповторимый вокал Бет Гиббонс превращает ее в Билли Холидей (Billie Holiday) электронной музыки, а сама группа так и напрашивается на звание королей трип-хопа. В поддержку «Portishead», смирившись с неизбежным, группа проводит большой концертный тур по Великобритании, Европе и Америке.
В следующем, 1998-м году, Portishead выпускают концертный альбом «Roseland NYC Live», записанный по материалам концерта в Нью-Йорке, в зале Roseland Ballroom совместно с симфоническим оркестром Нью-Йорка. Хотя творчество Portishead ассоциируется прежде всего со студийными экспериментами, live-альбом оказался явной удачей. Он интересен уже одним количеством привлеченных музыкантов, особенно духовой и скрипичной секции. На «Roseland NYC Live» звучат 12 скрипок, четыре альта, три виолончели, альт-флейта и тенор-саксофон, тромбон, баритон-саксофон и гобой. Душой записи остается голос Бет Гиббонс, богатая палитра гитар дает ощущение спонтанности и импровизации, а мастерство ди-джеев завершает этот насыщенный, яркий, непредсказуемый эксперимент.
В середине 2001 года новый американский лейбл группы, Island Records сообщил о начале подготовки третьего студийного альбома. Барроу, Гиббонс и Ютли, подключив ди-джея Энди Смита (Andy Smith), раздумывают, в каком направлении им двигаться дальше. Без сюрпризов не обошлось и тут. Джефф Барроу уведомил прессу, что записываться музыканты будут, скорее всего, в Австралии, а именно в Сиднее. Барроу и Ютли успели разведать обстановку на зеленом континенте и пришли к выводу, что более подходящего места им не найти. Оставалось надеяться, что известный перфекционизм Джеффа Барроу не станет помехой на пути к долгожданному новому альбому всегда неожиданных Portishead.
Новостью о работе над новым альбомом «Third» группа порадовала поклонников 2 октября 2007 года. Сначала выпуск альбома был запланирован на конец марта, позже он был перенесен на начало апреля, а в итоге альбом, куда вошло 11 композиций, увидел свет 28 апреля 2008 года.
Примечательно, что, помимо традиционных носителей, альбом также планируется выпустить на 1-гигабайтной «флешке», на которую также войдут различные видеоматериалы группы.
До даты официального выхода альбом был представлен на Last.Fm, чем привлек более 327.000 слушателей в течение всего-лишь 24 часов. Это первый случай, когда альбом на Last.Fm доступен для прослушивания до даты официального выхода. По оценкам сайта, четверть миллиона человек посетили сайт исключительно ради знакомства с новым творением Portishead.
Источник: lastfm.ru