19.03.1930, Форт-Уэрт, шт. Техас
Альт- и тенор-саксофонист, трубач, композитор. Один из самых известных джазовых новаторов, пионеров фри-джаза (термин «фри-джаз» вошел в обиход после выхода в 1961 году одноименного альбома). Роль Коулмена в джазе приравнивается к роли Арнольда Шенберга в европейской музыке.
Саксофон освоил самостоятельно, играл в школьном духовом оркестре (вместе с Девью Рэдменом и барабанщиком Чарльзом Моффетом), в 14 лет начал выступать с местными ритм-энд-блюзовыми группами, некоторое время аккомпанировал вокалисту Биг Джо Тёрнеру. В 1952–59 работал в Лос-Анджелесе лифтером и брал уроки музыки, в 1957 году вместе со своими друзьями — трубачом Доном Черри, барабанщиком Эдом Блэкуэллом и другими единомышленниками — начал экспериментировать, играл на пластиковом альт-саксофоне в строе С (как самоучка, вначале он неверно транспонировал), вводил в импровизационную музыку мелодическую непрерывность, ритмическую асимметрию, отказывался от привязанности к тональности и от куплетной формы. Первые записи — Something Else! (1958) и Tomorrow Is The Question (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмена (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хейденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе Five Spot (1959). В 1959–63 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтерее), гастролировал в Европе.
В 1963–64 Коулмен прекратил выступления и потратил более полутора лет на освоение трубы и скрипки. В 1965 организовал квартет (с Чарльзом Моффетом и Дэвидом Айзензоном), а в следующем году журнал Down Beat назвал его «музыкантом года». В середине 60-х годов написал музыку к нескольким кинофильмам, а в 1972 году записал с Лондонским симфоническим оркестром альбом Skies Of America, использовав свою новую так называемую гармологическую теорию (построение одинаковых интервалов у транспонирующих и нетранспонирующих инструментов). В 1973 году начал новые эксперименты, соединяя африканскую музыку и рок-ритмы и вводя в ансамбль электрогитару (группа Prime Time).
Деятельность Коулмена разделила джазовый мир на два лагеря — на тех, кто видел в нем мессию, и на тех, кто считал его шарлатаном. Темпераментные и свободные импровизации Коулмена были неповторимо индивидуальны и наполнены огромной энергией, инструментальное мастерство покоряло любую аудиторию, но выработанные им концепции не всегда были понятны даже его партнерам по ансамблю. Любопытно, что Коулмен не сблизился с другими представителями фри-джаза ни в Америке, ни в Европе. Много времени уделял сочинению музыки для камерных ансамблей (три произведения были исполнены в 1985 году на фестивале в Хартфорде). Самая популярная тема Коулмена — Lonely Woman, менее известны Broken Shadows, Space Jungle, Comme Il Faut, Love And Sex, Focus On Sanity.
Источник: lastfm.ru