Уважение. Пусть в последние годы основными пунктами в биографии стали получение разнообразных премий, но самой весомой монетой в хип-хопе до сих пор остается (и надеемся, останется) респект. Весомый, наглядный, такой, чтоб не купить его. Такой, чтоб потерять его было самым большим позором для артиста. Жирный, тяжелый, крепко пахнущий… Заработать его – мечта всех мс, кроме разве тех, кого интересует только заработок. Ну да не будем о грустном.
Почему мы заговорили об уважении? Видимо, потому что, говоря о Mos Def, обойти эту тему никак нельзя. Mos Def, будучи совсем необласканным продажами, премиями и гостевыми участиями на альбомах поп-звезд, на данный момент является одним из самых знаковых и заметных персон хип-хопа.
Родился Dante Terrell Smith в районе Бруклин, что в Нью-Йорке, а случилось это 11-го декабря 1973-го. Уже с самого раннего возраста окружающие замечали в нем художественную одаренность: мальчик любил играть в домашний театр и пытался сочинять стихи. А в 9 лет он попробовал написать свой первый рэп-текст. Повзрослев и окончательно пропитавшись хип-хопом «золотой эры», Mos, его младший брат DCQ и сестра Ces создают группу “Urban Thermo Dynamics”, которым повезло получить контракт с Payday Records в 1993г. Молодые люди были очень воодушевлены этим, но дело закончилось выпуском лишь двух синглов, а готовый альбом «Manifest Destiny» так и остался лежать на полке (и пролежал там аж 10 лет, пока на волне интереса к Mos Def его не издали). Знатоки утверждают, что уже тогда Mighty Mos Def выделялся среди всех своим флоу и совсем небанальной лирикой. На пару лет рэппер немного отошел от хип-хопа и продолжил свою актерскую карьеру, которую начал в 14 лет в телевизионном сериале «Cosby Mysteries». Но в 1996-ом началось такое, что съемки отложились на долгое время.
К этому времени «гангстеризация» хип-хопа уже вошла в полную силу и лишь небольшой армии из разрозненных отрядов Native Tongues, Gangstarr Foundation и Public Enemy удавалось сопротивляться и продвигать рэп с более человеческим лицом. Благо, телеканалы и радиостанции пока предоставляли им для этого площадку. Новобранцы, конечно, приходили, но такого, чтобы дать новый толчок «сознательному» движению, не было. А ведь знамя начинало потихоньку крениться. И тут DJ Maseo из De La Soul встречает актера Mos Def, который занимался съемками на ТВ и о продолжении хип-хоп карьеры не задумывался. Maseo был впечатлен талантами рэппера/актера и уговорил его не зарывать свой талант в землю. Результатом стало появление куплета Моса на «Big Brother Beats» из легендарного альбома De La Soul «Stakes is High» 1996-го года и в треке Da Bush Babees «S.O.S.». В это же время Mos Def знакомится с Talib Kweli – знаковая для них и всего хип-хопа встреча. Их подписывает восходящий лейбл Rawkus, который к этому времени отметился альбомом Company Flow, и началась совсем другая история. Красивая и водушевляющая история о том, как лейбл, выпускающий только «правильный» хип-хоп добился успеха и признания. И надо сказать, что без Mos Def Rawkus таковым бы не стал. Его первый сингл «Universal Magnetic»/»If You Can Huh You Can Hear» был продан невиданным для маленького лейбла и малоизвестного артиста тиражем в 30 000. Потом была легендарная компиляция «Lyricist’s Lounge», где Def, вместе с Q-Tip и Tash, выдал еще одну свою «нетленку» «Body Rock».
Годом позже Mos Def и Talib Kweli скооперировались вместе и выдали, пожалуй, лучший свой релиз «Mos Def and Talib Kweli are Black Star», который стал образцом нового «conscious» рэпа. Не такой злой, как у PE, не такой беззубый, как у Arrested Development. Просто отличный хип-хоп от образованных, интелигентный и энергичных людей, которых совсем не устраивал тот образ хип-хопа, который сложился у обывателя. И их слушатели - молодые и не очень, сознательные, внимательные к слову, соскучившиеся по «теплому» звуку, благодарно восприняли их плновесный дебют.
Годом спустя Mos выпускает и полностью свой сольный альбом “Black On Both Sides”. Эта пластинка развивала все сказанное и услышанное в «Black Star»: неприятие гангста-рэпа, упреки в сторону белого населения Америки, исламские настроения рэппера, джазовое и порой рок-н-ролльное звучание. Над альбомом порабтали Hi-Tek, Ayatollah, dj Premier, Beatnuts, а зачитали в совместных треках Busta Rhymes, Q-Tip и Talib. Это был первый релиз Rawkus, который получил «золото». Песни «Ms. Fat Booty» и
«Umi Says» помогли ему достичь этой планки, а буквально за месяц до этого «Black in Both Sides» допродался до миллионного рубежа.
В 1997-ом Mos Def возобновил свою актерскую деятельность. Сначала это были эпизоды в телевизионных сериалах, но потом появились и блокбастеры, а роли Dante Beze (под таким именем рэппер иногда снимается) становились все больше. Отечественный зритель мог его видеть в таких фильмах как «Monster’s Ball» (Бал монстров - 2001), «Showtime» (Шоу начинается - 2002), «Brown Sugar» (Жженый сахар - 2002), «Italian Job» (Орабление по-итальянски - 2003), «The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy» (Путеводитель: Автостопом по галактике - 2005) и недавно вышедшем в прокат «16 блоков» с Брюсом Уиллисом в главной роли. Сейчас в производстве находится еще 4 фильма с Def – его актерская карьера явно на подъеме. Он не раз номинировался на независимые кино-премии, а за роль в сериале «Something the Lord Made» его выдвигали на премию Emmy – аналог Оскара для тв-фильмов.
Занятый съемками рэппер не выпускал ничего аж до 2004-го. Одним из заметных его появлений был магнетический совместный трек с отцами трип-хопа Massive Attack «I Against I» на саундтреке к первому «Blade», вероятно, лучший на том сборнике, где знаменитые электронщики сливались в творческом экстазе с рэпперами.
В 2004-ом Mos Def возвращается с новым альбомом «The New Danger». Те, кто ждали прежнего звука, остались разочарованы, те, кто был готов к экспериментам (все-таки 5 лет прошло с предыдущего), не были удивлены. Еще на первом альбоме рэппер заявлял, что белые люди украли рок у негров, на «The New Danger» любовь рэппера к року вылилась в собственную группу Black Jack Johnson с культовыми черными музыкантами: клавишник Bernie Worrell (Parliament /Funkadelic), гитарист Dr. Know (Bad Brains), барабанщик Will Calhoun (Living Colour) и басист Doug Wimbish (the Sugarhill Gang, Grandmaster Flash, Living Colour). К сожалению, коллектив не продержался долго. В таком составе они дали несколько выступлений в Нью-Йорке, а некоторые их песни вошли в этот релиз, что нельзя не заметить по аранжировкам.
Выпуск пластинки сопровождался двумя громкими скандалами. Для начала Mos Def наехал на лидера Limp Bizkit Фреда Дерста. «Он очень хочет котироваться в гетто, но при этом совсем не умеет рифмовать». При этом он вообще выступал против смешения рока и рэпа. «Я против того, чтобы хип-хоп заигрывал с роком. Я слушаю Black Sabbath, Bad Brains, Fugazi и Pantera, но не хочу ничего слащавого или гламурного».
Второй скандал также был связан с невоздержанностью рэппера на язык. Будучи поборником прав мусульман, чернокожих и хип-хопа вместе, он не боится выглядеть шовинистом. Так, на предложение Jay-Z перейти на Roc-a-Fella он ответил так: «Jay-Z и Roc-A-Fella никогда не позволят мне выпустить те песни, которые я хочу. Я не хочу быть причастен к такой коммерциализации, а то на следующем альбоме у меня появятся всякие фальшивки от George Bush до 50». А на первом издании «The New Danger» был трек «The Rape Over» – пародия на «The Takeover» от Jay-Z со следующим текстом:
«Старые белые мужчины управляют рэпом,
Корпоративные отряды управляют рэпом,
Один худой израильтянин управляет рэпом,
Мы подставляем наши жопы, чтобы получить выгоду.
Кокаин управляет рэпом,
Гидропон, коньяк и таблетки управляют рэпом,
MTV управляет рэпом,
Viacom управляет рэпом,
AOL и Time Warner управляют рэпом,
Гомосеки управляют рэпом».
Досталось, как видите, всем: и хозяину The Island Def Jam Music Group - Lyor Cohen («tall Israeli»), и крупным медиакомпаниям и всему современному хип-хопу. На следующих изданиях альбома этой песни не было.
Летом 2005-го, Mos Def, по слухам, женился на канадке Allana, бывшей невесте канадского же рэппера Saukrates, и продолжил свою борьбу с «неправильным» хип-хопом.
На этот раз под его прицел попал сам Suge Knight. Во время своего выступления в Калифорнии он задал вопрос Шугу (которого, конечно, не было в зале): «Кто убил Тупака, Шуг? Просто скажи, кто сделал это?! Хватит уже этого дерьма. Скажи, мы не боимся». Реакция начальника Death Row неизвестна. В сентябре рэппер выпустил сингл «Katrina Clap», критикующий действия президента и его администрации в связи с ураганом «Катрина». Минусом послужила музыка к «Nolia Clap» Juvenile – рэппера из пострадавшего от урагана Нового Орлеана. Досталось недавно и Paris Hilton за то, что она привлекла для записи своего альбома Fat Joe и Jadakiss
На 26-ое сентября 2006-го года заявлен выход третьего сольника Mos Def под названием «True Magic». Конечно, хочется, чтобы волшебство действительно свершилось. Ведь насилие, культ денег и прочие радости рэпа никуда не делись и прекрасно себя чувствуют в текстах хип-хоп звезд. Так может, Boogie Man, все-таки сможет помочь, а? Как когда-то смог?
Источник: lastfm.ru