Кто знает, куда попадают музыканты после смерти? Возможно, существует некий рай для них. Отдельный. Чтобы никто не приставал с автографами. Или, например не просил сыграть что-нибудь эдакое. Особо эффектное. Однако у трубача Майлса Дэвиса всегда были трудности с эффектностью игры. Не cекрет - несовершенство техники его игры. бедное звучание трубы в верхнем регистре. Привычка недожимать клапаны.
Да, уроженец Альтона, 1926 года выпуска Майлс Дэвис не мог назваться виртуозным исполнителем. Но, Уроженец Альтона Майлс Дэвис мог назваться, да и назывался черным принцем джаза. Все, или почти все основные джазовые издания и музыканты с трудом могут подобрать фигуру, по значимости сравнимую с ним. Подбирают, конечно, Еще четверых, но не более.
Первым его прорывом в мире музыки было знакомство с Чарли Паркером. Оно произошло в годы, когда Дэвис обучался музыке в Джулиартском колледже. И именно Майлс Дэвис сменил на посту трубача, в ансамбле Паркера Диззи Гилеспи. К слову в те времена 90 процентов молодых трубачей звучали как Диззи. И в те времена сам Дэвис исключением не был. Но стать вторым Гиллеспи не цель для Девиса. Его исполнительское мастерство развивалось с того момента в уже совершенно ином направлении. Вот что говориться об этом в книге Корриела - становление джаза: :"Там Где Гиллеспи и другие бопперы исполняли длинные, текучие фразы, иногда продолжительностью в десять-двенадцать, Дэвис предпочитал обрубленные, лаконичные фигуры. Казалось, он кладет на музыкальное полотно лишь отдельные мазки, не вырисовывая тщательно всех деталей." Подобная манера не то, чтобы была совсем новой в мире джаза, однако в его исполнении она существовала законченной, устоявшейся.
После Дэвиса играть как играли раньше уже нельзя было. Диззи был эпохой, но его время начало уходить, и уходить именно в угоду времени Майлса. Его стиль, его манера с того момента стала эталоном игры на трубе, да и не только на трубе. До сих пор, даже сейчас, уже после смерти можно услышать трубу Девиса, когда играет молодой музыкант.
Кроме этого Дэвиса обвиняют, например в том, что он стоял у истоков кул-джаза. Правда эти обвинения наверное не совсем оправданы. Это были события периода приблизительно после 49 года, когда Майлс вышел из состава ансамбля Чарли Паркера. В поисках новой работы он натолкнулся на музыкантов из оркестра Торнхила. Он вошел в состав и вскоре стал им руководить. Однако по словам остальных Дэвис принимал довольно слабое участие в поиске исполнителей и разработке музыкальных идей. Так или иначе он там был.
Далее 58 год. Стоит остановиться на альбоме Milestones. Он занимает почетное место в просто огромной дискографии трубача, и еще потому, что здесь ему удалось сделать то, что до этого удавалось довольно не многим и делали они это скорее неосознанно. Майлс смог уйти от основного ритма. Он сумел оторвать мелодию от метрической пульсации. Создавалось впечатление, что темп композиции замедляется, несмотря на то, что ритм секция прекрасно поддерживала основной ритм. Это было невероятно, то как свободно Майлс манипулировал с темой, словно забыв о контрабасе и ударных.
Однако перейдем к следующему периоду его творчества. Это 69-70 годы. Это Вудстоковский фестиваль. Это расцвет рока. Джаз же начал терять свои позиции. Клайф Девис, глава фирмы Columbia, настойчиво убеждал Майлса обратиться к новому стилю. И трубач сделал это. Он собрал группу из молодых и талантливых музыкантов. Чика Кории, Джона Маклафлина, Джо Завинула. Она вместе выпустили два альбома: In a silent way и bitches brew. Дэвисом здесь были использованы только электрические инструменты, синтезаторы, электрогитара, электробас. Секция ударных состояла не из одного, а из нескольких музыкантов. Это был джаз-рок. Сейчас, по прошествии этих тридцати восьми лет, имея всю информацию можно сказать, что Майлс не был создателем джаз-рока. Lifetime Тони Вильямса, Soft machine Роберта Уайта экспериментировала в этой области еще в 67 году. Однако именно здесь, именно тогда джаз-рок обрел свой вид. Трубач собрал все правила, которые умудрились создать все вышеперечисленные группы, и систематизировать их. И создать свод законов, некую конституцию джаз-рока.
Его никогда не считали новатором. Да, он скорее популяризатор новых музыкальных идей. Но после его смерти, в своих интервью и Чик Кориа, и Джон Маклафлин скажут: "Мы все в некотором роде дети Майлса. А он наш крестный отец, как музыкантов."