Биография:
Согласно данным господина Овчинникова, автора учебника по истории джаза, площадь Конго в Новом Орлеане - культовое место в истории «черной» музыки. Эта площадь стала заповедным островком африканской культуры в тогдашней белой Америке, оазисом для невольников, собиравшихся здесь по праздникам и изливавших тоску по утраченной родине, Меккой чернокожих рабов, у которых остались только воспоминания. Участники харьковской команды «Танок на Майдані Конго», взявшие курс на хип-хоппизацию Украины и популяризацию украинской музыки, поначалу даже не подозревали о тех многочисленных потаенных смыслах, которые скрывались за выбранным наугад названием. Да и никто в Украине тогда не догадывался, что из детской причуды простых советских школьников, увлеченных спортом и рок-музыкой одновременно, вырастет самая популярная в стране альтернативная, креативная, суперпозитивная хип-хоп-команда.
Александр Сидоренко, давно скрывшийся от любопытных глаз за спиной гораздо более известного персонажа Фоззи, будучи школьником, серьезно занимался спортом и имел обыкновение коротать пионерское лето в спортивном лагере. В июне 1989 года в одной смене с ним оказался еще один харьковский тинейджер Константин Жуйков, в котором самые догадливые уже распознали нынешнего Котю. С этого знакомства началась история вокально-инструментального ансамбля «Новые дома», название для которого не пришлось долго искать. Микрорайон, в котором обитали Фоззи, Котя и примкнувшие к ним Ваня и некий Заяц, так и назывался - Новые дома. Для полного музыкального счастья «Домам» не хватало электрогитар и барабанов. Гитары выпросили у руководства школы, а ударную установку сконструировали из парты и трех пионерских барабанов. Где наша не пропадала! Сначала юных рокеров принял под свое крыло районный Дворец пионеров, но после злостной поломки единственного «дворцового» малого барабана, им пришлось искать понимания в Центральном Дворце пионеров города Харькова. Эксперименты начинающих музыкантов включали жестокую версию бессмертного хита «7-40» и первый речитативный трек «Мы жывём на Новых Домах».
Когда спортивные школы (специализация - футбол, бокс, картинг) остались позади, перед будущими звездами открывались широкие перспективы: с одной стороны, практическое освоение азов рыночной экономики, проще говоря - торговля на рынке, с другой стороны, музыкальное творчество, требовавшее выхода на просторы конкурсов и всевозможных смотров юных дарований. Первый конкурс «Юні зірки Харкова», проходивший в конце 1992 года, не признал своих героев, впрочем, как и четыре последующих. Зато к весне 1993 года на руках у музыкантов «Новых домов» была кассета с глубокомысленной надписью «Гірше з…» - первый сборник собственных песен разных лет.
В 1993 году коллектив начал разрастаться и втягивать в свою орбиту новых людей - гитаристов Ярослава «Мудрого» Верёвкина и Александра «J.Zee» Зеньковича, флейтиста по прозвищу Биг Мак, на тот момент студента музучилища, а также вокалиста и клавишника Эдуарда «Дилю» Приступу, бывшего участника группы «Demons».
Так, к весне 1994 года определился экипаж боевой музыкальной единицы, которую Бик Мак предложил назвать The Dance on The Kongo Square, или «Танок на майдані Конґо». Тем более что в репертуаре команды уже была песня «Танець на площі Конго» - плач по судьбе чернокожих невольников, которые триста лет назад танцевали на этой самой площади в Новом Орлеане. Тот же Биг Мак, башковитый парень, придумал и название для еще созревавшего стиля «ТнМК» - фьюжн. За несколько ночных (зато совершенно бесплатных) смен в студии звукозаписи группе удалось записать настоящий студийный альбом, озаглавленный «Локслі». По такому случаю был придуман виртуальный лейбл «Поканікакрекордzz», на совести которого - микроскопический тираж альбома: всего сто штук.
Осенью 1994 г. на фестивале «Доля проти Чорнобиля» творчество молодой команды снова не нашло понимания, зато сами «конголезцы» нашли еще одного коллегу по несчастью - некоего дядюшку Зи, игравшего на барабанах, соученика Дили по техникуму молочной промышленности, а по основному профилю - торговца на авторынке, где он сбывал дефицитные детали собственного производства.
Телевидение - вот что сыграло роль катализатора в судьбе «ТнМК». Весной 1995 года Фоззи стал штатным сотрудником телекомпании «Приват-TV». До конца 1996-го его можно было регулярно увидеть в программе «Рэп-обойма», где он вел рубрику «Рок-патрон». Телевидение подарило коллективу еще двух важных «партнеров по танцам». Во-первых, это один из инициаторов «Рэп-обоймы» Олег Михайлюта, aka Фагот, бывший участник команд «Казма-Казма» и «S.Y.D.» и тогда еще студент консерватории. В скором будущем он займет ключевую позицию в создании всего музыкального продукта и фирменного имиджа «ТнМК», а заодно станет постоянным аранжировщиком коллектива. Кстати, Фоззи и Фагот познакомились еще в 1993-м, и было это в харьковском казино «777», где юноши осваивали нелегкий труд крупье. Во-вторых, «Танкам» удалось склонить на свою сторону оператора «Приват-TV» Леонида Ермолаева, по совместительству актера театрального объединения «Чиз», который аккомпанировал «Танкам» на губной гармошке, за что и получил прозвище Губной.
В результате всех приобретений к середине 90-х в шоу-программах The Dance on The Kongo Square участвовало полтора десятка человек, в том числе DJ Слоник и брейкеры (би-бои) «Турбо», победители конкурса «Утренняя звезда» в Москве. На один из концертов каким-то ветром занесло настоящего американца Джамала из того самого Нового Орлеана. Он-то и открыл «Танкам» глаза на правду: площадь Конго на молодежном слэнге - это конопляный участок, а танцуя на нем голыми, собирают пыльцу. Через несколько лет еще один случайный знакомый команды, Патрикей Лисидзе, автор «Краткой истории музыки хип-хоп», поведает музыкантам, что в 30-х годах ХХ века существовал танец kongo square dance, который считается предтечей брейк-данса.
В декабре 1996 года Фагот на правах делегата от харьковских хип-хопперов отправился на московский фестиваль «Rap М’usіс». А тем временем выяснилось, что телеканал «Интер» больше не заинтересован в программе «Рэп-обойма». Тогда команда взяла курс на фестиваль «Червона рута», для которого «настрогала» боевичок «Ото таке» и заводную песенку «Зроби мені хіп-хоп» (последний шедевр родился буквально за два дня до начала отборочного тура). Команда с непонятным названием «Танок на майдані Конґо», исполняющая малоизвестный в Украине хип-хоп, была представлена на фестивале сразу в двух номинациях - рок и танцевальная музыка (причем во второй коварно спряталась под другим названием «Ото таке»). На роль героев украинского рока нашлись более достойные претенденты, зато среди танцевальных коллективов «ТнМК» были признаны лучшими, за что и удостоились первой премии. Композиция «Зроби мені хіп-хоп», названная лучшей песней, стала визитной карточкой команды.
Подтверждение высокого статуса украинских хип-хопперов дала и музыкальная Москва: в декабре 1997 года «Танки» удостоились второго места на специализированном фестивале «Rap Musіc». С этого момента треки «конголезцев» начали появляться в русских сборниках.
Жизнь «Танков» бурлила. Музыканты взялись за подготовку серии кассетных сборников «Харьківрапасіті», первый тираж которых вышел летом 1998 в Украине и России, приняли участие в фестивале «In Da House For», запустили в телеэфир видеоклип «Зроби мені хіп-хоп». После чего прибыли в российскую столицу, чтобы огласить украинским рэпом Красную площадь под самыми стенами Кремля перед 50-тысячной толпой (шоу было приурочено к чемпионату России по стритболу и акции «Граффити-2000»). Затем отметились на альтернативном фестивале «Нівроку-98», где Фагот провалился под сцену (гроза, два часа ночи, доски промокли и сорвались), но все обошлось благополучно. А вот Фоззбиндеру в похожей ситуации повезло меньше: в октябре 98 года во время шоу на Майдані Незалежности, исполняя бессмертный шлягер «Дибани мене», Фоззи, как гласит официальный сайт, «на полном скаку врезался мордочкой и печенью в камеру, закрепленную на кране. Видеокамера частично погибла, мальчик частично остался жив».
Вечно актуальная проблема барабанщика успешно решилась во время концертного тура по Украине, который «ТнМК» провели в компании с другими победителями фестиваля «Червона рута». На гастролях к ним присоединился киевлянин Виталий Корженко, который до этого барабанил в командах «So» и «Юр’їв день». Параллельно с концертами в харьковских и киевских студиях продолжалась работа над полноформатным альбомом «Зроби мені хіп-хоп», который был представлен украинской публике в конце 1998 года. В записи 20 номеров (9 песен и 11 «пургометок») принимали участие восемь приглашенных актеров в возрасте от 9 до 47 лет.
Под занавес 1998 года корпорация «Еврошоу», подводя итоги рейтинга «Профи», официально называет «ТнМК» самым успешным танцевальным проектом Украины. А видео «Зроби мені хіп-хоп» получает специальный приз на V Всеукраинском фестивале видеоклипов «Покоління-98».
Активность популяризаторов хип-хопа не прошла незамеченной. «Танки» начинают жить на два города: Диля, Фоззи и Фагот получают приглашение работать в школе-мастерской фестиваля «Червона рута». Они перебираются в Киев и берут шефство над конкурсантами: Фагот занимается аранжировками, Фоззи пишет тексты, а Диля обучает их вокальным премудростям (через его руки прошли около 40 юных дарований). С подопечными им везет. Диля становится шеф-продюсером талантливой конкурсантки Елены Янчук, которая выступает под псевдонимом Росава и побеждает на фестивалях «Червона рута» и «Майбутнє України». Проект «Росава» вовлекает и других участников «ТнМК»: в бэк-группе певицы играют гитарист Александр Зенькович и барабанщик Виталий Корженко.
Тем временем в музыкальных кулуарах взвешиваются все за и против и называются имена лучших артистов уходящего года. Премия «Золота Жар-птиця 1999» достается «ТнМК» с формулировкой «лучшей альтернативной группе» (через два года золотое перо еще раз достанется харьковчанам в той же номинации).
1999-й год пополнил каталог «конголезцев» еще одним проектом - «Татата» («Танок» та «Тартак»), который создавался в веселой компании с Александром Положинским, лидером и солистом «Тартака». Итогом их стараний стал сингл с тремя песнями, призванными популяризовать современный украинский язык. Композиции «Оля-ля» (в «Конго»-версії), «Но пасаран» и «Уимкни світлоу» написаны и озвучены, соответственно, с французским, испанским и английским прононсом.
Летом 2000 команда, всегда открытая для свежих идей, представила композицию «Мила», записанную вместе с Народной артисткой Украины Ниной Матвиенко. А в студийных сессиях «Танков» отметился трубач киевского ансамбля «Аби МС» Петруччо, записавший песню «А море де?».
На фестивале «Таврийские Игры» группа выступила с новой программой, включавшей и совместный номер с Ниной Матвиенко, а также с би-боями «Ultra Beat» и DJ Tonique (который через несколько месяцев официально станет новым «конголезцем»). После чего отправилась в первопрестольную и отыграли в российской столице семь концертов, поучаствовав по ходу дела в съемках программы «Антропология» на канале НТВ. До конца 2000 г. команда успела также отметиться на фестивалях «Бугаз-2000», «Золота осінь Славутича», «Екстрімізм», а в декабре Фоззи делегировали в Москву - заседать в жюри конкурса «Rap-Мьюзик’2000».
Лидер ивано-франковской команды «Фактично самі» Олег Артим стал главным куратором нового альбома «Танков», который создавался ровно два года, с мая 1999 по май 2001. Еще полгода ушло на улаживание технических вопросов. Наконец, в январе 2002 года фаны «ТнМК» получили на руки новенький компакт-диск «Нєформат». С подачи Олега Артима следующий диск команды представлял собой подборку ремиксов на лучшие треки, изданные на предыдущих альбомах. Такова была концепция танцевального лонг-плея «ReФОРМАТція», обнародованного весной 2003 года. В конце марта команда представила еще одну новую работу - документальный фильм «ШоПопалоШоу» в двух частях, плод почти годичной работы известного клипмейкера Виктора Придувалова и Фоззи.
А в конце апреля команда отыграла специальный акустический концерт «Ноу Кіпіш». Нечасто «Танки» выходили на сцену в таком экстравагантном составе: пианист Льопа Тарасич («Схід-Sіde»), перкуссионист Салман Оглы («Мандри») плюс губная гармошка Григория Махно («Second Breath»). Шоу было запечатлено на пленке и вскоре издано отдельным диском.
В 2005 году, по мнению рекорд-компании «Атлантик», команда уже достигла статуса легендарной и попала в серию дисков «Рок-легенди України», хотя к року никакого отношения не имела. С легковесной попсой «Танки» тоже как будто никак не пересекались, а между тем подготовили сюрприз своим фанам, сняв совместный клип с группой «Виа Гра».
Среди новых компаньонов «конголезцев» оказался джазовый пианист Алексей Саранчин, он же Льопа Тарасич, бывший участник «Торнадо» и «Схід-Side». В студии, специально приспособленной для записи живых ансамблей, в компании с Саранчиным команда занялась подготовкой свежего лонг-плея «Сила», изданного под конец 2005 года. Его выходу предшествовал сингл и видеоклип «Забув». Всего за несколько недель альбом с такой силой подействовал на воображение представителей СМИ, что возглавил списки лучших альбомов года в нескольких музыкальных изданиях.
В год Чемпионата мира по футболу «Танки» порадовали болельщиков футбольным гимном «VIVA Украина!», записанным, правда, на чужую, зато очень зажигательную мелодию «We Will Rock You» (Queen). «Изначальный посыл этой песни, - поясняет Фоззи, - стыд за ту музыку, которая звучит на футбольных матчах. Я часто хожу на стадион, и в перерывах между матчами сборной Украины постоянно выступает группа «Игрушки». Нужно называть вещи своими именами».
В марте 2006 г. режиссер Кадим Тарасов закончил работу над третьей частью документального фильма «ШоПопалоШоу». Она посвящена французскому туру группы и названа «Tour De France». Приятные новости шли косяком: вскоре «Танки» узнали, что победили в номинации «Hip-Hop and R&B» по версии «ShowBizAward». Летом 2006 их ждали уже традиционные «Таврийские игры», потом «Рок-Січ», потом турне «День Европы» по Украине. И, наконец, выступление на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи.
Первый иностранный фильм с украинским дубляжом «Пираты Карибского моря - 2. Сундук мертвеца» заговорил голосом Фагота, которому доверили дублировать Джонни Деппа. Этим его экскурс в мир кино не ограничился. Через какое-то время ему предложили озвучить одного из героев мультфильма «Веселі Ніжки», который под конец 2006 года появился в украинском прокате. Его коллега Фоззи не отказался также поучаствовать в адаптации на украинский язык датского мультика «Теркіль і халепа».
Надо сказать, что к этому времени Фоззи и Фагот уже успели и сами побывать в кадре, снявшись в российской кинокомедии «Ненасытные». Им достались не главные, но важные для развития сюжета роли рэп-музыкантов, несколько карикатурных персонажей, собравших стереотипные представления о хип-хопе. В картине прозвучали также три песни «Танков»: «Відривайся», «Homo українес» и «En autumne». Последняя исполнялась на французском языке вместе с участниками проекта «Пятница».
Всю осень 2006 года семеро музыкантов, составляющих нынешний экипаж «ТнМК», готовились отпраздновать десятую годовщину своего славного творческого пути (праздничное шоу «10 сезонів» состоялось 30 ноября 2006), а Фоззи наводил последний глянец на второй сольный альбом «Mono MetaMoreFozzey», который оказался еще более сильной, остроумной, убедительной работой, чем его прошлогодний дебют.
2007 год, открывающий следующее десятилетие истории «ТнМК», команда встретила концертом на главной площади Украины - Майдані Незалежности.
Источник: hhop.info
Источник: lastfm.ru