Мясной рулет, в оригинале meat loaf, - так по доброте душевной называл Марвина Ли Эдея (Marvin Lee Aday) его школьный тренер по футболу. Большой, неуклюжий, грузный, на футбольном поле Марвин вызывал скорее сочувствие и, в общем-то, вполне заслуживал такого нелестного прозвища. Через каких-нибудь 10-15 лет «Мясной рулет» прославится на весь мир, запишет мировой бестселлер «Bat out of Hell», станет рекордсменом продаж и пребывания в мировых чартах, будет сниматься в кино и писать саундтреки, объявлять себя банкротом и с триумфом возвращаться на сцену. Большой, нескладный, некрасивый, Марвин Ли Эдей не стал знаменитым футболистом, зато записал одну из самых красивых и трагичных любовных рок-баллад «I’d Do Anything for Love…»
Марвин Ли Эдей родился 27 сентября 1947 года в Далласе, штат Техас, в семье музыкантов, исполнявших госпел-музыку. Детство Марвина кончилось в 15 лет, когда умерла от рака его мать. Промыкавшись несколько лет с отцом, который так и не смог справиться с алкоголизмом, Эдей отправился в Лос-Анджелес. В 1967 году в Городе ангелов его стараниями появилась новая психоделическая рок-группа Popcorn Blizzard. Амбиции Марвина не ограничивались только музыкальной карьерой, поэтому время, свободное от репетиций и выступлений на разогреве у Теда Ньюжента (Ted Nugent), The Who и Stooges, он тратил на кастинги и прослушивания в театрах.
Ему повезло: он оказался в числе счастливчиков, отобранных для новой постановки мюзикла «Волосы» («Hair»). Гастролируя вместе с труппой, в Детройте он познакомился с вокалистом Шоном Мерфи (Shaun Murphy), который выступал под псевдонимом Стоуни (Stoney). Быстро сориентировавшись, на пару с новым приятелем Марвин взялся за запись студийного дебюта, озаглавленного «Stoney & Meat Loaf». Пластинка вышла в 1971 году и едва не отбила у Марвина охоту к подобным проектами: ему не нравились ни песни, записанные по указке лейбла Mowtown, ни сами отношения с рекорд-компанией, которая, не поставив их в известность, вырезала вокальные партии Марвина и Стоуни из тех немногих треков, которые вызывали у них хоть какую-то симпатию. Этот безвестно канувший альбом был реанимирован лейблом уже после того, как Meat Loaf стал мировой знаменитостью, и, разумеется, с его вокалом.
В 1972 году вместе со своим приятелем и по совместительству композитором Джимом Стейнманом (Jim Steinman) Meat Loaf снова занялся подготовкой музыкального альбома. Дело шло медленно - слишком много было работы в театре. В 1972 году на Бродвее открывалось шоу «National Lampoon Show», и артиста пригласили в качестве дублера Джона Белуши (John Belushi), исполнявшего главную роль. Именно на этом шоу Meat Loaf познакомился с Эллен Фоули (Ellen Foley), солисткой мюзикла, которая в скором будущем запишет вместе с ним хитовый дуэт «Paradise by the Dashboard Light» для его самого знаменитого альбома.
Когда работа в шоу подошла к концу, Meat Loaf решил оставить театр и полностью сосредоточиться на музыкальной карьере. Безуспешно вдвоем со Стейнманом они обивали пороги рекординговых компаний. Их музыка категорически не вписывалась в существующие стандарты. Единственный человек, проявивший живой интерес к их материалу, - Тодд Рандгрена (Todd Rundgren), который согласился заняться продюсированием альбома, а заодно и записать все партии лид-гитары. Поиски рекорд-компании продолжались еще не один месяц. Наконец, в октябре 1977 года под эгидой лейбла Cleveland International Records вышел в свет долгожданный альбом «Bat out of Hell».
Можно только догадываться, как кусали себе локти все те рекорд-менеджеры, зацикленные на формате, которые прозевали такую сенсацию. Правда, на первых порах меломаны вели себя так же, как и представители музиндустрии. Первый концерт в поддержку «Bat out of Hell» Meat Loaf и компания провели в Чикаго на разогреве у Cheap Trick. Поначалу зал недовольно гудел и даже проявлял враждебность, но к концу выступления уже не хотел отпускать музыкантов. Следующее шоу Meat Loaf предстояло отыграть в Нью-Джерси. Зал был набит битком, толпа оккупировала входные двери за несколько часов до начала концерта. Все турне проходило с аншлагами, а после появления команды в эфире вечернего телешоу «Saturday Night Live» гудела уже вся музыкальная Америка.
Недоволен был только компаньон и соавтор Марвина Джим Стейнман, который затерялся где-то в свите фронтмена и чувствовал себя незаслуженно обделенным вниманием. Между тем в жизни Meat Loaf тоже началась черная полоса. Во время концерта в Торонто он упал со сцены и сломал ногу, часть запланированных дат пришлось отменить, но несколько выступлений он все-таки отыграл, выезжая на сцену в кресле-каталке. Вся эта кутерьма, травма, сорванный тур, шумиха вокруг его персоны тяжело отразились на психическом состоянии музыканта. Он нашел временное утешение в кокаине, чем, конечно, только навредил себе: все кончилось тяжелым нервным срывом и попыткой выброситься из окна в Нью-Йорке.
А альбом «Bat out of Hell» тем временем завоевывал одну страну за другой. Самые горячие страсти бурлили вокруг музыки Meat Loaf в Европе и Австралии. В Великобритании пластинка, хоть и добралась только до 9-й позиции в поп-чарте, не покидала первой сотни хит-парада 474 (!!!) недели подряд, то есть больше девяти лет. Это абсолютный рекорд британского шоу-бизнесе. В Австралии альбом стал платиновым целых 22 раза и до сих пор остается национальным рекордсменом продаж, в Штатах «Bat out of Hell» разошелся 14-миллионным тиражом. Сегодня альбом входит в пятерку самых продаваемых записей всех времени - его тираж превышает 35 миллионов экземпляров по всему миру. Каждый из семи треков издавался отдельным синглом и фигурировал в чартах разных стран. Особенным успехом пользовались песни «Two Out of Three Ain’t Bad» и «Bat Out of Hell». За пластинкой числится еще одно достижение: начиная с 1977 года она никогда не покидала Тор 200 британского рейтинга альбомов, установив еще один абсолютный мировой рекорд.
В декабре 1978 года Meat Loaf отправился в Вудсток, где планировал поработать с Джимом Стейнманом над новыми песнями. Во время студийных сессий он познакомился с вокалисткой Лесли Джи Эдмондс (Leslie G. Edmonds), которая уже через месяц стала его женой. Однако довести до конца запись нового альбома «Bad for Good» артисту так и не удалось - у него неожиданно пропал голос. Видимо, сказались перегрузки предыдущего тура. Врачи пришли к заключению, что физически он в порядке, а причина его безголосия скорее психологическая. Стейнман не стал ждать выздоровления напарника, продолжил запись без него и выпустил альбом под своим именем.
Очень кстати пришлись съемки в фильме «Roadie». В картине наряду с Meat Loaf были задействованы такие звезды, как Дебби Харри (Debbie Harry), Рой Орбисон (Roy Orbison) и Хэнк Уильямс (Hank Williams), что, увы, не спасло ее от провала. Зато возвращение голоса спасло Марвина Ли Эдея от погрязания в наркотической трясине и позволило вернуться к нормальной студийной работе. В 1980 году он снова скооперировался со Стейнманом, который написал все композиции для его третьего лонг-плея «Dead Ringer», изданного в 1981-м. После череды проблем с менеджерами, которые уговорили музыканта снять фильм «Dead Ringer», расхваленный критиками, но провалившийся в прокате, и, как выяснилось, не отличались ни финансовой честностью, ни моральной чистоплотностью, распространяя слухи о его жестокости и зверствах, Meat Loaf вынужден был объявить себя банкротом.
Ситуация казалась тем более странной, что альбом «Dead Ringer», частично спродюсированный самим музыкантом, отлично продавался, возглавив британский поп-чарт и оставаясь в рейтинге девять месяцев. Кульминацией альбома стала композиция «Dead Ringer For Love», записанная дуэтом с Шер и покорившая британский Тор 5.
Не доверяя больше никому, над новой пластинкой «Midnight at the Lost and Found» музыкант работал абсолютно самостоятельно. Композиторских талантов он никогда не проявлял, так что написанные им треки вызывали интерес лишь постольку, поскольку на конверте альбома стояло имя Meat Loaf.
В 1984 году, вынужденный искать выход из финансового тупика, артист приехал в Англию, чтобы записать лонг-плей «Bad Attitude», который включал дуэт с Роджером Долтри (Roger Daltrey) и две песни авторства Стейнмана. Сделав основной акцент на хардовой составляющей саунда, Meat Loaf невольно оттолкнул от релиза многих своих фанов. Однако песне «Modern Girl» это не помешало стать британским хитом.
Когда спустя два года Meat Loaf нашел нового соавтора и напарника по дуэтам Джона Парра (John Parr), дело, казалось, пошло на лад. В тандеме они записали альбом «Blind Before I Stop» (1986), спродюсированный и сведенный Фрэнком Фарианом (Frank Farian). Все было бы просто замечательно, если бы продюсер вдруг не решил разбавить мелодичный хард-рок танцевальными битами. И этим подписал альбому приговор. Критики охотно дали волю сарказму, а поклонники артиста дружно проигнорировали запись. 28 место в британском хит-параде - самый слабый коммерческий показатель за всю карьеру Meat Loaf. К тому же через 6 недель альбом и вовсе исчез из чартов. Музыканту пришлось уже во второй раз объявить себя банкротом - у него за душой не осталось ни копейки. Это сильно пошатнуло его отношения и с женой, и с давним напарником Джимом Стейнманом, с которым певец к тому же находился во взаимной судебной тяжбе.
40-летнему музыканту после оглушительного успеха пришлось начинать все сначала. Пабы, клубы, маленькие провинциальные залы - теперь здесь собирались те, кто хотел услышать звезду 70-х. Мало-помалу желающих становилось все больше, концерты переносились в большие театральные залы, а к концу 80-х и на 10-тысячные стадионы. Шесть лет посвятил Meat Loaf почти непрерывным гастролям, объездив по несколько раз Соединенные Штаты, Великобританию, Германию, Скандинавию, Италию, Испанию и Ближний Восток. Его хроникеры подсчитали, что с 1987 по 1991 годы он дал свыше 300 аншлаговых концертов в тысячных залах. В этот же период артист пополнил и свой кинематографический портфолио, сыграв эпизодические роли в фильмах «Wayne’s World» и «Leap оf Faith».
Только в 1993 году Meat Loaf взялся за старое, приступив к записи нового альбома с символичным названием «Bat out of Hell II: Back into Hell». На посту композитора снова трудился Джим Стейнман. Такого альбома стоило ждать целых семь лет - это был один из самых успешных камбэков за всю историю шоу-бизнеса. Релиз моментально возглавил поп-чарты США и Великобритании, надолго застолбив себе место среди фаворитов публики. Главным катализатором успеха выступила мощная, красивая баллада «I’d Do Anything for Love (But I Won’t Do That)», международный хит #1. Песня лидировала в хит-парадах 28 стран и принесла Meat Loaf премию Grammy за лучший рок-вокал. Оригинальное драматичное видео на этот сингл, обыгрывающее сюжет «Красавицы и чудовища» и «Призрака оперы», снимал Майкл Бэй (Michael Bay), работавший и над другими клипами к этому диску. Альбом «Bat out of Hell II» нашел свыше 15 миллионов покупателей по всему миру.
«Welcome to the Neighborhood» - так назывался седьмой студийный релиз Meat Loaf, опубликованный в 1995 году и следовавший той же стилистике, что и его предшественник. Поддержанный успешными синглами «I’d Lie for You (And That’s the Truth)» и «Not a Dry Eye in the House», альбом стал платиновым в США и Великобритании. Над материалом работали двое композиторов - Стейнман и Дайан Уоррен (Diane Warren).
А вот для компиляции хитов «The Very Best of Meat Loaf» 1998 года две новых песни написал не кто иной, как Эндрю Ллойд Уэббер. Еще одна ретроспективная коллекция этого периода «Live Around the World» включала лучшие концертные номера, записанные не только в разных уголках мира, но и в разных хронологических точках карьеры Meat Loaf.
После чего, по негласной традиции, в творческой биографии певца снова наступила многолетняя пауза, касавшаяся, правда, только его музыкальной карьеры. Съемочные площадки стали его вторым домом. Режиссеры, казалось, решили не давать ему прохода: только с 1997 по 2001 годы он снялся в 13 кино- и телефильмах.
Очередной камбэк состоялся уже в 2003 году, правда, от былых триумфов осталось одно воспоминание. Лонг-плей «Couldn’t Have Said It Better», созданный целым коллективом соавторов, включая Дайан Уоррен и Джеймса Майкла (James Michael), в мировые бестселлеры не выбился, но в горячей британской десятке благополучно провел 15 недель.
Во время промо-тура, проходившего в переполненных залах и на целиком распроданных стадионах, случился малоприятный инцидент. Выступая на стадионе «Уэмбли» в ноябре 2003 года, Meat Loaf потерял сознание и был госпитализирован. Врачи диагностировали синдром Вульфа-Паркинсона, и после хирургического вмешательства запретили артисту выступать на сцене дольше полутора часов. Meat Loaf честно предупреждал тогда своих фанов, что этот тур может стать последним в его карьере, однако в 2005 году объявил очередной концертный марафон, включавший 160 выступлений. Билеты были распроданы задолго до начала турне.
Сотрудничество с Джеймсом Майклом певец решил продолжить и на следующем студийном альбоме «Bat out of Hell III: The Monster Is Loose», вышедшем в свет в октябре 2006 года. Помощников и соавторов у Meat Loaf на этот раз было немало: Никки Сикс (Nikki Sixx) из Mоtley Crue, гитаристы Брайан Мэй и Стив Вай, незаменимый Джим Стейнман, написавший семь песен, и Дезмонд Чайлд (Desmond Child), в тандеме с которым Meat Loaf решал и продюсерские задачи.
Дискография:
1971 Stoney & Meat Loaf
1977 Bat out of Hell
1981 Dead Ringer
1983 Midnight at the Lost and Found
1984 Bad Attitude
1986 Blind Before I Stop
1987 Live at Wembley
1993 Bat out of Hell II: Back into Hell
1994 Heaven & Hell
1995 Welcome to the Neighborhood
1996 Live Around the World
2003 Couldn’t Have Said It Better
2006 Bat out of Hell III: The Monster Is Loose
Источник: lastfm.ru