Во Франции существовали предпосылки появления такого стиля как рэп, ведь это страна трубадуров, которые славились богатствами языка и рифмы. Было необходимо лишь появление этого вдохновленного человека, который мог бы соединить свой талант со всей мощью поэтичного французского языка. По иронии судьбы этот человек появляется во Франции из Чада, минуя Сенегал. Он великолепно понимает историю и культуру Франции, словно там родился. И в каждой песне этот африканец преподает урок французского всем слушателям.
«Я родился в Сенегале, родители из Чада…», - заявляет Solaar в своей песне «Lève-toi et rap» («Вставай и занимайся рэпом» – «Cinquième As»). Он родился в Дакаре 5 марта 1969. Claude M’Barali (MC Solaar) в возрасте 6 месяцев приезжает в знаменитый пригород Парижа Saint-Denis. После окончания обучения его отец возвращается в Чад. Воспитывается Клод своей матерью. Его детство проходит в другом пригороде - Villeneuve Saint-Georges, который расположен пососедству. Мальчик увлекается футболом. В возрасте 12 лет уезжает к своему дяде в столицу Египта Каир на 9 месяцев, чтобы там учиться во французской школе. Solaar признается, что эта поездка уже тогда дала ему творческое вдохновение. Во Франции он сдает на бакалавра и начинает изучать английский, испанский и даже русский. В течение долгого времени он увлекается музыкой, особенно рэпом. Что касается его прозвища, он обращается ко времени, когда толстыми маркерами или баллончиками он расписывает стены надписями «SOAR», затем «SOLAAR».
Его творчество делится на 2 периода: 1990 - 1998 и 1999 - нынешнее время. Все лето 1990 года со своим единомышленником Jimmy Jay они записывают первые песенки, самая знаменитая из которых - ироничная «Bouge de là» («Катись отсюда»). Когда диск выходит, он занимает 5 место во французском Top 50 и получает музыкальную награду. В сентябре 1991 выступает на разогреве у американцев «De la Soul» в парижской Олимпии. В конце 1991 г. выходит его первый альбом «Qui sème le vent, recolte le tempo» («Кто сеет ветер, пожинает темп») – перефразированная французская пословица «Qui sème le vent, recolte la tempête» (Кто сеет ветер, пожинает бурю). Альбом был продан в количестве более 400 000 экземпляров. Отличный получился альбомчик, содержащий хиты, сделавшие Solaar’a знаменитым («Bouge de là», «Caroline»).Этот альбом приблизительно выстроил стиль MC Solaar’a. Его рэп мелодичный, тексты отточены, напичканы игрой слов, многое заимствовано из поэзии. Исполнитель известен своей любовью к литературе, постоянно читает газеты и коллекционирует словари. Solaar – пацифист, противник расизма и других видов гнета. Он окончил философский факультет, что также повлияло на его мировоззрение и творчество.
В декабре 1991 он участвует в акции организации «Международная Амнистия» – «30 фильмов против забвения» по случаю 30-летия организации. Режиссер Costa Gavras снял его в фильме вместе с французской рагга-группой «Saï Saï», чтобы добиться освобождения южнокорейского политического заключенного Kim Song Man.
В мае и июне 1992 MC Solaar затевает турне по Польше и по России. В декабре 12 стран Западной Африки его гостеприимно встречают на своих площадках. Известно, что он много сотрудничал с различными людьми. Тому же Jimmy Jay’ю он помог записать песню «Et Dieu créa l’homme» («И создал Господь человека») в апреле 1993 для альбома «Cool Sessions». Также с Américain Guru в июне 1993 г. он участвовал в записи дуэта «Le bien le mal». В феврале 1994 г. выходит его второй альбом «Prose combat» («Сражение прозой»). Без сомнения, это лучший альбом Solaar’a, по крайней мере, за первый период его творчества. Количество продаж – более 800 000 экземпляров (100 000 - за 10 дней). Карьера рэпера становится действительно международной. Диск появился в продаже в 20 англоязычных странах, чьи рынки были напрочь закрыты для французской музыки. Первые хиты альбома – «Nouveau Western», «Obsolète» и «La Concubine de l’Hémoglobine». Тексты стали еще серьезнее. Как вам такое, например: «Незнание – энергия войны. Нам говорят: «Мы все братья, Бог - свет», но утверждают, что свет погас. Я желаю, чтобы мы не совершали больше тех же ошибок. Тяжело сказать, но мне страшно… » (отрывок из «La Concubine de l’Hémoglobine») («Сожительница гемоглобина»).В записи принимали участие его друзья, в числе которых Bambi Cruz, Menelik (первый альбом которого – «Phénomenelik» (1995) продюсировал Jimmy Jay). Jimmy Jay по-прежнему остается DJ и продюсером Solaar’a.
В феврале 1995 MC Solaar получает награду на 10-й церемонии «Победы французской музыки» в номинации «Лучший мужской исполнитель». До конца года он участвует в турне по Франции и по Европе. Некоторые разногласия между ним и Jimmy Jay’ем приводят к их разлуке. Последний не покидает турне, Solaar вынужден насильно его заменить. В июне 1997 г. выходит его третий альбом «Paradisiaque» («Райский»), тексты которого он пишет на музыку Hubert Blanc-Francard, Pigale Boom Bass (один из диджеев Solaar’a на «Prose Combat») и Philippe Zdar, который стал крестным отцом коллектива «Funk Mob». Этого альбома очень долго ждали, благодаря успеху предыдущего. О Solaar’е в то время говорили, как о стабильно качественном рэпере, у которого нет мусора. Хитов достаточно много – «Paradisiaque», «Gangster Moderne», «Zoom», «Les temps changent», «Les boys bandent», «Protège-tibia» и некоторые другие. Bambi Cruz в очередной раз появляется на пластинке.
Будучи увлеченным лирикой, Solaar обращает внимание на творчество Сержа Гинзбурга (Serge Gainsbourg), нежели на лирику таких групп как IAM и Suprême NTM, которые заняты реалиями политики и современной социальной жизни. 9 и 10 января 1998 г. проходят выступления Solaar’a на Zénith в Париже, которые открывают его новое турне. Окруженный одним DJ и многочисленными танцорами, рэпер показывает всем новый спектакль, очень поэтичный и хореографичный. В первой части он представляет публике своего друга детства, музыканта и хореографа Bambi Cruz’a. Он был первым, кто удостоился записи на лейбле Solaar’a «Sentinelle Nord».
В начале 1998 г. выходит последний студийный альбом Solaar’a в первом периоде его творчества. Он так и назван «MC Solaar». Мнения о нем чрезвычайно различные. Альбом небольшой (всего 11 коротеньких треков), сугубо личный. Solaar раскрывает в нем многие детали своей биографии. Акцент делается не на MC Solaar’e, а на Claud’e M’Barali, как на личности. Он рассказывает о своем детстве, своей семье («Nouvelle Genèse», «Je me souviens»). На альбоме всего 2 ультрахита – «La cinquième saison» и «Galaktika». Обычно этот альбом рекомендуется исключительно для фанатов Solaar’a.
11 мая 1998 г. Solaar выступает на сцене Олимпии в Париже. Это выступление стало первым официальным концертным альбомом Solaar’a «Le Tour de la question», который был выпущен на 2-х CD. Хороший концерт, который позволяет ознакомиться с Solaar’ом на концертной площадке. Аранжировки некоторых песен слегка проигрывают оригиналам, но, тем не менее, достойны ознакомления с ними. Этот концертник логически завершает первый период творчества Solaar’a.
Через два дня после концерта Solaar’a уже замечают в составе жюри на 51-м Каннском фестивале. Вдвойне почетно, т.к. в тот год президентом кинофестиваля был американский режиссер Мартин Скорсезе.
В декабре 2000 г. Claude расстается с Orphélie Winter, роман с которой СМИ освещали в течение 4-х лет. Она, кстати, подпевала на пластинке «Le tour de la question». После этого Solaar начинает работать над следующим альбомом. Первый сингл вышел в конце 2000 г. – «Solaar pleure» («Solaar плачет»). Параллельно открывается его сайт в Интернете. Альбом «Cinquième As» («Пятый туз») выходит в феврале 2001 г. С этого времени Solaar становится собственным арт-директором и выбирает для совместной работы неизвестных композиторов: DJ Mac, DJ Curser и DJ Sample. Тексты колеблются между легкостью, танцевальностью («Baby love», «Hasta la vista’) и тяжестью («Colonies», «Arkansas»). Чрезвычайно непонятный альбом, т.к. его направление просто напросто непонятно. Симфоническая «Solaar pleure» сочетается с латиноамериканской «Hasta la vista», возвышенной «Si je meurs ce soir», до слез романтичной «La belle et le bad boy», розово-плаксивой «Playmate» и подобными гимнам «Le cinquième as» и «L’aigle ne chasse pas les mouches». Единственная песня на альбоме, которая хоть и слегка, но напоминает о прошлом стиле Solaar’a – вышеупомянутая «Lève-toi et rap».
В общем, в этом альбоме Solaar пытается себя репозиционировать, представить в другом амплуа, в образе более жесткого рэпера (хоть первый его сингл и называется «Solaar плачет»).Несколько месяцев спустя, после выхода альбома, рэпер начинает французское турне, которое традиционно начинается на парижском Зените 14, 15 и 16 ноября. Эта серия концертов немного ослабила удивление фанатов переменой стиля, т.к. шоу было очень грамотно поставлено. На самом деле, благодаря 2-м синглам «Hasta la Vista» и «RMI», альбом прополз в 10-ку первых альбом Франции по продажам на тот момент. Т.е. эти две песенки буквально вытянули альбом. А песня «La belle et le bad boy» даже стала soundtrack’ом к третьей части «TAXI» Люка Бессона. За 6 месяцев альбом продается в количестве 500.000 экземпляров.
В 2002 г. MC Solaar дает концерты в Марселе, помогая тем самым сети ресторанов «Les Restorants du Coeur». В конце 2002 г. появляется новость о том, что Solaar работает над французским проектом, над созданием музыкальной комедии «L’enfer des anges». И действительно это не было каким-нибудь слухом. Помогал ему его неизменный друг Bambi Cruz. Премьера была назначена на 2005 год. Битва, которую рэпер вел в течение 5 лет против своего бывшего «дома дисков» Polydor, наконец завершилась в 2002 году. Дело в том, что 1-го сентября 1997 г. Solaar заявил о том, что первые его 4 альбома не могут быть коммерчески использованы этой компанией. Суд решил дело в пользу Solaar’а и принудил компанию к выплате некоторой суммы денег артисту.
К 2003 г. было уже продано около 850 000 копий «Пятого туза», что обеспечило комфортные условия Solaar’у для подготовки следующего студийного альбома «Mach 6» («Мах шесть») в декабре 2003 г. Мах – физическая величина, «мах 6» означает, что скорость полета в 6 раз превышает скорость звука. понятно, что 6 – порядковый номер студийного альбома. Альбом вышел на лейбле «Black Rose Corporation», продюсеры - Eric K-Roz & Alain J. С ними Solaar уезжает в Москву, чтобы записать там партии струнных инструментов для альбома. Что касается текстов, то красноречие рэпера остается на том же высоком уровне. Он вспоминает о времени, которое он провел в Villeneuve Saint Georges. Первый сингл называется просто и незамысловато «La vie est belle» («Жизнь прекрасна»). По мелодике отдаленно смахивает на «Solaar pleure». MC Solaar решает бесплатно раздать 300 000 копий сингла у выходов из метро в крупнейших городах Франции.Эта акция проводилась с целью подавления музыкального пиратства путем закачивания MP3 из сети. Альбом музыкально больше напоминает «Cinquième As». Хотя появляются и другие нововведения. «Hijo de Africa» пропитана африканским духом, «Au pays de Gandhi» основана на индийской музыке, но беднота текста заставляет вспомнить о сингле «Inch’ Allah», который не вошел ни в один альбом, но по своему духу лежит между пятым и шестым альбомами. «J’connais mon rôle» – полуджазовая композиция, но несмотря на это, она не напоминает первые альбомы рэпера, которые буквально дышат джазом. Песенки «Today is a good day» и «Bling Bling» особо не загружают, написаны они с юмором, в хорошем настроении, как и кстати «Temps mort» и «La fin justifie les moyens» из «Prose combat». В этом альбоме слова лучше накладываются на симфоническую музыку, чем в предыдущем альбоме. Мне «Mach 6» понравился намного больше, чем «Cinquième As». Рэпер не стал устраивать никаких турне к выходу альбома и после него. 7 декабря 2003 г. он женился на Chloé Bensemoun. 7 мая 2004 Claude стал отцом мальчика, которого назвали Roman
Источник: lastfm.ru