Итальянский композитор, пианист и педагог. Род. в семье преподавателя греч. языка. Окончил Консерваторию им. Л. Керубини (Флоренция) по классам фп. Э. Консоло (1924) и композиции В. Фрацци (1931), где в 1934-67 вёл классы фп. и соч. Организовав со скрипачом С. Матерасси дуэт (1930), концертировал, пропагандируя совр. музыку. В 1945-47 был муз. критиком газ. «Il Mondo», в 1946-49 секретарём Об-ва итал. совр. музыки. В 1951-57 преподавал также в США (1951-52 - в Беркширском муз. центре в Танглвуде, штат Массачусетс; в 1956-57 профессор по классу композиции в Куинс-колледже, Нью-Йорк), в 1963-1964 - на летних курсах «Моцартеума» (Зальцбург). Д. - видный музыкально-общественный деятель, член Международного музыкального совета. Ранние композиторские опыты Д. относятся к 1918. В начале творч. пути он был близок неоклассич. направлению Дж. Ф. Малипьеро и И. Пиццетти, стремившихся возродить традиции староитал. мастеров. В 1935-36 появляются додекафонич. опусы Д. Однако он не отказывается от тональной системы, использует наряду с додекафонной техникой диатонику, напевную мелодику. Музыка его своей выразительностью близка музыке А. Берга. Д. - один из создателей нового камерного стиля, основанного на сочетании голоса с своеобразными инстр. ансамблями. Мн. произв. Д. возникли как выражение протеста против политики фашизма и национал-социализма в Италии, Германии и Испании. Широкую известность принесли Д. одноактные оперы «Ночной полёт» (по повести А. де Сент-Экзюпери, либр. Д., 1940) и «Заключённый» («Узник», по новелле «Пытка надеждой» Вилье де Лиль-Адана и роману «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» Ш. де Костера, либр. Д., 1948), кантата «Песни узников» для солирующих голосов в сопр. инструментов (на тексты молитвы Марии Стюарт перед казнью, фрагмента из трактата Боэция и последней проповеди Дж. Савонаролы, 1938-41).
Соч.: оперы - Ночной полёт (Volo di notte, 1940, Флоренция; 1960, Париж), Заключённый (Узник, Il prigioniero, 1944-1948, радиопремьера, 1949, пост.1950, Флоренция), Улисс (насюжет из «Одиссеи» Гомера, 1959-68, пост. 1968, Берлин); балет - Марсий (1943, пост. 1948, Венеция); представление в 1 д. Иов (для чтеца, солистов, хора и орк., 1950, Рим); для солистов, хора и орк. (также хора a cappella) - 2 канцоны (для меццо-сопрано, жен. хора и камерного орк., 1927), С моей земли (Dalla mia terra, для меццо-сопрано, хора и орк., 1928), 2 хора из «Калевалы» (для тенора, баритона, хора, 4 струн. и ударных инструментов, 1930), 6 хоров из Микеланджело Буонаротти (1-я серия - для хора a cappella, 1933; 2-я - для солистов, жен. хора и 17 инструментов, 1935; 3-я - для хора и орк., 1936), Песни узников (Ganti di prigionia, для хора и орк., 1941), Песни освобождения (Canti di liberazione, для хора и орк., 1955) и др.; для инструмента с орк. - Маленький концерт для Мюриель Кувро (для фп. и камерного орк., 1941), Тартиниана (для скр. и камерного орк., 1-я, 1951; 2-я, 1955), Диалоги (для влч. и орк., 1960), 3 вопроса и 2 ответа (3 Questions with 2 Answers, 1962); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Музыка для 3 фп. (1935); для фп. - Каноническая сонатина (1943) и др.; для голоса с орк. (и ансамблем инструментов), в т.ч. 3 этюда (для сопрано и камерного орк., 1932), Греческая лирика (Liriche greche, 5 фрагментов из Сафо, для сопрано и 15 инструментов, 1942; 6 стихотворений Алкея для сопрано и 11 инструментов, 1943; 2 стиха из Анакреона, для сопрано и 4 инструментов, 1945), Призывы (Preghiere, для баритона и камерного орк., 1962); для голоса с фп. (и др. инструментами) - Ронсеваль (1946), 4 поэмы на текст А. Мачадо (1948), Песни на стихи Гёте (для меццо-сопрано и 3 кларнетов, 1953), Подобно тени (Sicut umbra, для меццо-сопрано и 12 инструментов, исп. 1970); транскрипция оперы Монтеверди «Возвращение Улисса» (1942), и др. Лит. соч.: The genesis of the Canti di prigionia and Il prigioniero. An autobiographical fragment. «MQ», 1953, July, p. 355-72.
МЭ
Источник: lastfm.ru