Лучано Берио родился 24 октября 1925 года в Онелья (Лигурия) в семье органиста, который и был его первым учителем музыки.
Свое музыкальное образование Берио продолжил в Миланской консерватории, где обучался композиции у Федерико Гедини, а дирижерскому искусству - у Карло Марии Джиулини. «Магнификат» для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника впервые привлек внимание общественности к 25-летнему композитору. Уже в инструментовке «Магнификата» обнаружилось пристрастие Берио к звуковым экспериментам. В 1951 году он уехал в Танглвуд (США), где прослушал курс композиции у Луиджи Даллапик-Кола. В Америке композитор женился на фантастической певице Кэйт Бербериан (сопрано).
Вернувшись на родину в 1952 году, Берио вместе с Бруно Мадерной основал в 1953 году собственную студию для экспериментальных записей на радиостанции «RAI». Вплоть до 1959 года Берио был руководителем этой Студии музыкальной фонологии, кроме того, был ответственным за выпуск журнала «Incontri musicali» (до 1960). Параллельно с сочинением произведений для оркестра или для камерных ансамблей, например таких, как «Nones» (1954) и «Serenata I» (1957), Берио начал писать электронную музыку «Mutazioni» (1956). Он соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи, например в пьесе «Temar - Omaggio a Joyce» (1958) для голоса и магнитофона. В этом произведении, как и в других своих работах, Берио вступал в диалог с современной литературой.
Расширение возможностей звучания сопровождалось дополнением традиционной нотной записи образными картинками - так называемой графической нотацией. Дальнейшую известность «Секвенции» получили благодаря оркестровым переложениям. Издавая эти транскрипции, которые начиная с 1965 года стали выходить под названием «Кеминз», Берио расширил нотный текст своими комментариями. В 1965 - 1972 годах он был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке.
В 1977 году Берио принял приглашение композитора и дирижера Пьера Булеза и приехал в Париж, где тот с 1975 года возглавлял институт de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique (IRCAM). Берио возглавил отдел электроакустики. В 80-е годы Берио, живший в Сиене (Италия), представил публике среди прочего оперы «La Vera Storia» (1982) и «Un Re inAscolto» (1984), а так-же целый ряд оркестровых и камерных произведений. К его последним работам принадлежит и законченное в 1990 году вольное продолжение симфонического фрагмента Шуберта.
Берио беззастенчиво внедрил в авангард полистилистику - термин, который мы чаще всего применяем к Шнитке.
У нас Берио известен только профессионалам. Не было никаких заметных попыток организовать исполнение его больших опусов.
У Берио нет никакого убаюкивающего всемирного инфантилизма. Росший вместе с постструктуралистской мыслью, он всегда считал, что ответом на вопрос может быть только новый вопрос. Он возражал против увлечения грамматикой, технического фетишизма, считая, что ноты - всего лишь символы реальности и что нет абсолютной структуры, есть разные аспекты ее интерпретации. Этой мыслью порождены и скромные, но важные «Секвенции» - каждая для одного инструмента. В них сделана попытка внедрения новых форм полифонических условностей, которые уже не могут использовать привычный код традиционной музыки, но должны опираться на новые, более сложные и менее очевидные.
Умер патриарх музыкального авангарда Лучано Берио 27 мая 2003г.
Источник: lastfm.ru