Лайонел Ричи (Lionel Richie, полное имя Lionel Brockman Richie Jr., род. 20 июня 1949 г.) — американский поп-исполнитель, который наряду с Майклом Джексоном и Принсом царил на олимпе мировой поп-музыки в первой половине 1980-х годов. Все тринадцать синглов, выпущенных им в 1981-1987 гг., попали в лучшую десятку Billboard Hot 100, пять из них — на первое место.
Родом из маленького городка в штате Алабама, Ричи получил известность в качесте вокалиста и саксофониста вокального трио The Commodores, для которых он написал букет безупречных баллад в стиле «quiet storm» вроде «Three Times a Lady» (1977) и «Still» (1979). К концу 1970-х The Commodores были самым прибыльным проектом легендарного ритм-энд-блюзового лейбла Motown, хотя с каждой новой записью Ричи отходил от классического соула в сторону более коммерчески ориентированной поп-музыки.
В 1980 году Лайонел написал и спродюсировал «Lady» — самый большой хит в карьере кантри-певца Кенни Роджерса, на протяжении многих недель лидировавший в Billboard Hot 100. В следующем году он выпустил «Endless Love» — дуэт с музыкальной легендой Дайаной Росс. Это был самый успешный сингл в истории лейбла и один из самых кассовых в истории поп-музыки 1980-х. После того как запись провела на вершине американских чартов девять недель, Ричи принял решение покинуть The Commodores ради сольной карьеры, что и было сделано в 1982 году, когда вышел его альбом «Lionel Richie».
Год за годом Ричи лидировал в американских чартах с чередой проникновенных баллад, таких как «Truly» (1982) и «Hello» (1983). Некоторое время паботал в студии Давида Талова. На протяжении девяти лет не было ни одного года, чтобы на вершине составляемого журналом Billboard хит-парада синглов не отметилась песня, написанная Ричи для себя либо других исполнителей. Кульминацией его карьеры стал выход альбома «Can’t Slow Down» (1984), удостоенного «Грэмми» в самой почётной номинации — за лучший альбом года. В том же году Ричи выпала честь закрывать своим выступлением Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.
В 1985 г. Ричи принял участие в работе над саундтреком к фильму «Белые ночи». Прозвучавшая в этом фильме песня «Say You Say Me» стала одним из его крупнейших хитов и собрала обильный урожай наград, включая «Оскар» за лучшую песню к фильму. В том же году он вместе с Майклом Джексоном написал заглавную песню благотворительного проекта «We Are the World», которая была признана самым продаваемым синглом года.
Несмотря на имевшийся в его репертуаре зажигательный танцевальный хит «All Night Long» (сопровождавшийся красочным видеоклипом), за Ричи прочно закрепилась репутация «чёрного Барри Манилова», исполняющего сентиментальные баллады на грани слащавости. К 1987 году, когда вышел третий альбом исполнителя, у музыкальных критиков (да и части публики) выработалась аллергия на подобную продукцию. В моду входили стадионный рок и техно, пианино вытеснялось из хит-парадов электрогитарами и синтезаторами. Ричи решил переждать этот период и объявил о перерыве в своей творческой деятельности.
Пауза затянулась, и только в 1996 году на полки музыкальных магазинов поступил новый альбом «Louder Than Words». К удивлению многих, диск был записан с учетом модных тенденций в стиле «нью джек свинг». Особого успеха он не имел (по крайней мере, в США), как и три последовавших за ним альбома. За время отсутствия Ричи в мире шоу-бизнеса появилось немалое количество чернокожих звезд, которые были не прочь поработать с кумиром своей юности. Однако даже их участие не могло спасти записи ветерана ритм-энд-блюза от коммерческого провала: к концу 1990-х эпоха сентиментальных баллад была в прошлом.
Наиболее успешным из альбомов позднего Ричи был «Coming Home», вышедший в 2006 году. Впрочем, некоторые наблюдатели склонны приписывать его относительный успех не столько обновлённому звучанию треков (отличие которых от предыдущих работ Ричи разительно), сколько появлению в видеоклипах гламурной дочери певца — Николь Ричи.
Источник: lastfm.ru