В одной из популярных телепередач ведущий спросил музыкантов из финского виолончельного квартета Apocalyptica, гастролировавшего в то время в Москве, можно ли считать их ансамбль (наряду со знаменитой водкой и телефонами Nokia, разумеется) символом Финляндии. «Нет, нет!», – замахали смычками патлатые ребята во фраках и кожаных штанах. «Вот Leningrad Cowboys, они – символ…». Да, Leningrad Cowboys – символ и легенда, живой миф, тщательно поддерживаемый и участниками группы, и их поклонниками…
Эта феерическая команда уже более десяти лет представляет родную Финляндию по всему миру, не оставляя равнодушными даже вежливую Японию и видавшие виды Арабские Эмираты.
Leningrad Cowboys – это четыре золотых альбома, нашумевшие общественно-культурные акции, фантасмагорический глэм-имидж: полуметровые залакированные рокабилльные коки (чубы по-русски) и не менее длинные острые носки ботинок, черные очки, строгие «бюрократические» костюмы с орденскими планками (или же куртки с блестками и облегающие брюки а-ля Элвис), плюс фантастическо-урбанистической формы цветастые гитары, которым позавидовали бы сами KISS. Уму не постижимо, как весь этот цирк мог появиться в холодной и темной Финляндии. Впрочем, относительно национальной принадлежности Leningrad Cowboys всегда царила намеренно организуемая путаница: на концертах парни безапелляционно объявляли себя «самой известной рок-н-ролльной группой из Америки», ну, а наши слушатели держали их за своих. Впрочем, как раз в Ленинграде-то ковбои ни разу и не были, да и вообще об их творческом пути у нас известно не столь многое, несмотря на название группы и огромную любовь финнов к нашей с вами стране.
Доказано, что участники Leningrad Cowboys начали свою музыкальную деятельность еще в конце 70-х, в первой финской панк-группе Sleepy Sleepers, выливавшей на неподготовленного слушателя ушаты дурновкусицы и скабрёзщины. Затем в их биографии следует провал, до тех пор, пока на последней волне нашенской перестройки на сцене не появились собственно «Ленинградские Ковбои».
Причем тут перестройка? Да при том, что финны быстро осознали, что все происходящее у их соседей, то есть у нас – по сути своей балаган, эдакий серпасто-молоткастый матрешечно-ушаночный китч. Немалую пользу тут принес информационный прорыв. Все советское тогда резко стало модным, включая рок, который в конце 80-х начали просачиваться за границу. Так родилась концепция группы, скрестившей в своем названии символы двух конфронтирующих сверхдержав, так эмблемой «Ковбоев» стал орден с дедушкой Лениным, у которого вместо положенной кепки на голове тоже красовался устремленный в светлое будущее кок, а глаза были прикрыты черными очками. Между прочим, в те времена газеты дремучих капстран на полном серьезе писали о том, что блюз в СССР проник благодаря… Ленину, который любил слушать его в минуты отдыха! При этом Leningrad Cowboys никогда не являлись просто китч-группой, как не являлась таковой и русская «АВИА», пародировавшая советский масскульт и искусство «баракко». На голом китче и конъюнктурщине далеко не уедешь. А Leningrad Cowboys всегда были настоящими профессионалами, и собственно исполнительская сторона дела их интересовала не меньше, чем «внешняя форма».
Сегодня в Финляндии «великолепную девятку» ковбоев относят к числу ведущих музыкантов. Главная движущая сила ансамбля – Маури Сумен, основной композитор, аранжировщик, звукорежиссер, исполнитель на клавишных и аккордеоне, а поначалу также и продюсер. Состав группы неоднократно менялся, и сегодня из «ветеранов» остались только Сакке Ярвенпаа (вокал) и Силу Сеппала (бас). Нынче в команду входят также Твист-Твист Эркинхарью (ударные), Типе Йонсон (вокал), Ирьо Путкинен (хорошая фамилия? мне тоже нравится; гитара), Веса Каапа (гитара), Пемо Ойала (труба), Антти Снелман (саксофон) и еще куча приглашенных музыкантов, играющих на медных духовых, струнных щипковых и прочих инструментах. Картину дополняют великолепные «ленинградские леди», бэк-вокалистки Тина Изоханни и Мари Хаттака. В целом состав порой достигает чуть ли не 20 человек.
Слава Leningrad Cowboys началась с кино. В 1989 году музыканты громко заявили о себе, снявшись в фильме знаменитого финского режиссера Аки Каурисмяки «Leningrad Cowboys Go America», по следам которого был выпущен саундтрек. Картина повествовала об авантюрной миссии некой известной сибирской рок-группы, которая отправлялась из родной тундры -– куда бы вы думали? – конечно, в Америку, и далее в Мексику, где даже попадала в местные чарты. В саундтреке к фильму звучали военные марши, кабацкие полечки, неополитанские песенки, гангстерские свинги, картавые блю-грассы, а венчала все ленивая «Баллада Ленинградского ковбоя». Эта шумная и веселая картина была показана в 24 странах мира (к счастью и у нас на тв).
В 1994 году было отснято продолжение фильма, «Leningrad Cowboys Meets Moses», в котором группа под предводительством своего лидера Владимира, называвшего себя Моисеем, проделывала обратный путь из Америки в родную сибирскую деревню.
А в 1998 на кинофестивале в Торонто был продемонстрирован фильм брата Аки, Мики Каурисмяки «Los Angeles Without a Map», в котором наших героев, согласно задумке режиссера, запечатлели выступающими на клубной сцене (три ковбойские песни из этого фильма также вошли в саундтрек).
Заключением сей многотомной одиссеи стал альбом «Leningrad Cowboys Go Space» (1996), в котором наши герои, как вы догадываетесь, улетали в далекий космос.
Поначалу Leningrad Cowboys делали упор на кавер-версии известных рок- и поп-композиций, а также traditional’ов всех времен и народов. Невзирая на авторитеты, ковбои пародировали, переиначивали и обсмеивали все и вся, причем делали это столь серьезно и обстоятельно, что от этого становилось еще веселее. Уже на первой пластинке выделялись диско-переложение психоделик-хита «L.A. Woman» (The Doors); второй альбом «We Cum From Brooklyn» (1992) тоже блистал каверами. «Those Were The Days» (известная у нас со словами «Дорогой длинною») превращалась в забойный хард-рок, бюргерский вальсок «Herzilein» украшался мелодией «Нерушимого Союза» (соло трубы), кантри-стандарт «These Boots Are Made For Walking» (которую ковбои посвящали своим необыкновенным ботинкам) звучал почти как панк-хит.
Но особенно полюбились финским парням русские песни. Лейтмотивом через все их творчество проходят три знакомые всем и каждому из нас темы: «Эй, ухнем» (появилась уже на первом диске в песне «Rocky VI»), залихватская «Kasakka» (на мелодию «Полюшка-Поля») и жалостная «Katjusha», которая на концертах объявляется нашими любителями попудрить мозги как «самый известный рок-н-ролл Америки», хотя исполняется на чистейшем русском языке. Специально для этого «гвоздя программы» Leningrad Cowboys ангажируют еще одну гостью, шоу-вумен Тину Хаккинен, более известную широкой публике как «генеральша русской армии Галина Гулакова». В средней части она скороговоркой сетует на то, что не приедет к бойцу на дальнее пограничье, поскольку не может достать детали для своих «Жигулей». Покряхтыванием мотора все тех же «Жигулей» начинается у ковбоев и бессмертная битловская «Back In USSR», ставшая для финнов программной композицией.
Бесспорно, Leningrad Cowboys – это прежде всего шоу. Энергичная и слаженная концертная игра огромного бэнда (включая брасс-секцию) буквально ставит зал на уши. Костюмы, причесоны, декорации, элементы буффонады и конферанса, травля баек, какие-то сюрные персонажи, появляющиеся на сцене по ходу действия (помимо генеральши, это «космонавт Илья Лиманов, проживший на Луне 12 лет, из них последние 5 без пищи», некий бедолага Петр, родившийся в туалете «Макдональдса» и даже… сам Элвис со здоровенной золотой бляхой вместо пряжки на поясе!) – восторгу публики нет предела. Ну, а когда ковбои исполняют свою рок-н-ролльную версию зажигательного «Танца с саблями» А. Хачатуряна (как это было на фестивале Provinssirock в 1992), способных усидеть на месте просто не остается!
Самой грандиозной культурной акцией Leningrad Cowboys стало «Total Balalaika Show», созданное финнами совместно с нашим Ансамблем песни и пляски Красной армии им. Александрова. В июне 1993 года в присутствии 70.000 зрителей это шоу было показано на центральной площади Хельсинки, где была специально построена огромная сцена, вместившая всех александровцев, включая 80 человек хора, 40 инструменталистов и 35 танцоров. Великолепное действо при поддержке фирмы Nokia было в 1994 году повторено также в Берлине, откуда по спутниковой связи транслировалось по всему миру. Народ мог слушать «коронки» Бетховена, исполнявшиеся во вступлении, лицезреть марширующие войска и расцвечивающий небо грандиозный фейерверк (по своему размаху это шоу конкурировало со «Стеной» Уотерса, поставленной в Берлине в 1990 году – в нем, кстати, тоже принимали участие наши военные музыканты).
Все тот же режиссер Аки Каурисмяки снял документальную ленту «Leningrad Cowboys Meet The Alexandrov Red Army Ensemble». Студийная версия программы вышла на диске под названием «Leningrad Cowboys & The Alexandrov Red Army Ensemble: Happy Together» (1994). Успех акции был невероятным и вызвал широчайший общественный резонанс. Безусловно, бывшего советского человека могли одолевать раздумья: как это, старейший академический коллектив-орденоносец, в исполнении которого мы привыкли слышать «Священную войну», и вдруг выступает с рок-н-ролльными хитами! Но ничто не стоит на месте, и косность – не признак мастерства. Такие шлягеры, как «It’s Only Rock’N’Roll» (The Rolling Stones), «Gimme All Your Lovin’» (ZZ Top), «Knockin’ On Heaven’s Door» (Bob Dylan), «Yellow Submurine» (The Beatles) в исполнении Ансамбля Александрова прозвучали действительно впечатляюще. Помпезная аранжировка, мощнейшие тутти, перемежающиеся с нежными тремоло домр и балалаек, хорошо поставленные голоса наших солистов-вокалистов, активно мешающих английский с нижегородским и очень серьезно выпевающих всяческие «йе-йе-йе», «ду-уоп» и «мэйкс ми ванда» – на фоне рок-группы это уже само по себе выглядело забавно. Но ковбои не были бы ковбоями, если бы не разложили тут и там многочисленные «мины-ловушки» – как, например, тот же «Союз нерушимый», с которым хор гарно вступал в припеве «Gimme All Your Lovin’», без всякой заминки переходя к возгласам «Алиллуйя», или незабвенная «Катюша», контрапунктом включающаяся в кульминационный момент цеппелиновской «Stairway To Heaven». Воистину, все это рок-н-ролл, которому не могут помешать ни границы, ни различия в культурных взглядах и общественно-политическом строе!
После данной работы Leningrad Cowboys действительно записались в мировые знаменитости, и даже удостоились признания в самой Америке, куда их вместе с александровцами в 1996 году пригласили на 11-ю церемонию «Video Music Awards Show», проводимую MTV. Финны отыграли на одной сцене с такими рок-звездами, как Том Петти, Брюс Спрингстин и The Rolling Stones. При этом любой желающий мог и может поныне пригласить ковбоев выступить на корпоративной или приватной вечеринке, как это уже сделали Мадонна, Арнольд Шаврцнеггер и Элизабет Тэйлор. Ну, а у себя на родине ковбои давно стали героями, их сценические костюмы в качестве экспонатов заняли место в одном из музеев Хельсинки, а физиономии украсили пивные и водочные этикетки.
Чем дальше, тем больше ковбои уделяли внимание самостоятельному материалу, как, например, в «Leningrad Cowboys Go Space», над котором ковбои работали совместно с Пером Гесслом из Roxette, или в «Mongolian Barbeque» (1997), где, наряду с каверами («There Must Be An Angel» Eurythmics) и ультрарадикальными техно-ремиксами на любимые «Katjusha» и «Kasakka», прозвучало немалое количество собственных композиций, включая заводные «Home Town», «Drink Beer Polka» и «Ivan The Birdman». Окончательно разбил представление о Leningrad Cowboys как о кавер-группе их последний, и, несомненно, лучший альбом «Terzo Mondo» (2000). Отныне в объективе ковбоев оказался весь мир, преломились всевозможные музыкальные традиции. Недаром само название альбома с латинского переводится как «Третья Вселенная», что не может не вызывать ассоциаций с синтетическим музыкальным «третьим течением». Ска, регги, арабская и турецкая попса, африканские ритуальные песнопения, русская частушка, французская шансон, ирландский танец, рок-н-ролл, буги, диско, хэви-метал, панк и «классика» – все это объединено идеей путешествия и, конечно, тотального пародирования. Внимая жуткому английскому Ярвенпаа, старательно проговаривающему все читаемые и нечитаемые гласные и согласные а-ля Боб Марли («Happy Being Miserable»), слушая залихватскую песню девушки из тайги, колющей в лесу своим «свингующим топором» дрова и мечтающей при этом о женихе («Limberjack Lady Siberia»), цепляясь ухом за «подколы» над британским и американским гимнами («Bumberstick Rock»), притоптывая ногой под рок-казачок «Da Da Harasso», невозможно удержаться от здорового, животворного смеха, который, как известно, заменяет стакан сметаны. Нестареющие ковбои надели новые расписные костюмы и поддали молодецкого драйву. Их музыка, безусловно, ценна сама по себе, а не только лишь как пародия, иначе ее не хотелось бы слушать снова и снова. Она – словно воспетый рекламой энерджайзер, не дает расслабиться ни на секунду, помогает строить и жить. Андерстенда, йолкаллапалкалла?
Дискография группы:
1989 «Leningrad Cowboys Go America»
1992 «We Cum From Brooklyn»
1993 «Live In Provinzz» (Live)
1993 «Total Balalika Show» (Live)
1994 «Leningrad Cowboys & The Alexandrov Red Army Ensemble: Happy Together»
1996 «Leningrad Cowboys Go Space»
1997 «Mongolian Barbeque»
1999 «Thank You Very Many» (компиляция)
2000 «Terzo Mondo»
2006 «Zombies Paradise»
Источник: lastfm.ru