Образованная в 1974 году хард-рок-группа KROKUS один из немногих швейцарских коллективов, добившихся признания и коммерческого успеха за рубежом. В первоначальный состав вошли вокалист/гитарист Томми Кифер (Tommy Kiefer), бас-гитарист Ремо Спадино (Remo Spadino), барабанщик/пианист Крис Фон Pop (Chris Von Rohr) и гитарист Ханси Дроз (Hansi Droz), записавшие одноименный дебютный альбом KROKUS с «гостевым» вокалистом Питером Ричардом (Peter Richard). Впоследствии, однако, не раз менялись как участники группы, так и распределение обязанностей между ними. Следующий альбом «То You All» был записан уже новым составом - Спадино и Дроза сменили бывшие участники группы MONTEZUMA, гитарист Фернандо Фон Арб (Fernando Von Arb), барабанщик Фредди Стэди (Freddy Steady) и басист Йорг Негели (Jurg Naegeli), в то время как Фон Pop переключился на клавишные и вокал. Некоторое время музыканты репетировали еще и с дополнительным вокалистом, Генри Фрайзом (Henry Friez), но главным вокалистом на следующем альбоме KROKUS «Painkiller» был тот же Фон Pop. Надо сказать, что первые годы существования группы пришлись на пик популярности панка, соответственно, её музыка оставалась практически незамеченной. Ситуация изменилась в 1978 году, после выхода диска «Painkiller», когда KROKUS, уже имевшие определенную известность в музыкальных кругах, ре шили всерьез подготовиться к завоеванию мировой хард-роковой аудитории. С этой целью в группу был привлечен вокалист Марк Сторас (Marc Storace), бывший участник швейцарского джаз-рокового коллектива TEA.
Кроме того, Фон Pop еще раз сменил квалификацию, став на этот раз басистом группы, в то время как Негели взял на себя клавишные партии. Записанный в этом составе альбом «Metal Rendezvous», появившийся в 1980 году - вероятно, лучший в творчестве KROKUS. Коллектив тогда считался чем-то вроде «материкового» аналога «новой волны британского хэви-металла». Если до тех пор KROKUS чаще всего играли на разогреве у зарубежных гостей во время их европейских турне, то на этот раз музыканты выступили с серией собственных концертов в Великобритании, с молодыми группами GIRLSCHOOL, MORE и ANGEL WITCH на разогреве. В дальнейшем KROKUS отправились в небольшое американское турне, где играли на разогреве у SAMMY HAGAR, AC/DC и CHEAP TRICK, а летом вернулись в Соединенное Королевство, выступив на рок-фестивалях в Лох-Ломонде и Ридинге. Phonogram, фирма звукозаписи KROKUS, поспешила закрепить успех, выпустив сборник лучших песен из первых трех студийных альбомов коллектива. Звучание KROKUS к тому моменту стало жестче, в полном соответствии с музыкальной модой начала 80-х, и до записи пятого альбома «Hardware» клавишник Негели покинул группу, уже не нуждавшуюся в его услугах. Выпущенный в 1981 году «Hardware» стал первым альбомом KROKUS, попавшим в британский хит-парад (на 44-е место), а появившийся в следующем году шестой диск коллектива, «One Vice At A Time», отметился также в американской первой сотне. Тем временем из коллектива ушел один из его основателей, Томми Кифер. На записи альбома «One Vice At A Time» его заменял Мэнди Мейер (Mandy Meyer), позднее основатель группы COBRA и участник KATMANDU и GOTTHARD, а новым постоянным гитаристом KROKUS стал Марк Колер (Mark Kohler, ex-DETROIT). После очередного американского турне в 1982 году группа отправилась в студию с продюсером Томом Алломом (‘Colonel’ Tom Allom, JUDAS PRIEST, DEF LEPPARD) для записи очередного альбома, получившего название «Headhunter». В ту же студию заглянул и вокалист JUDAS PRIEST Роб Халфорд (Rob Halford), спевший одну из композиций с альбома дуэтом со Сторасом. Фредди Стэди, тем временем, еще до записи альбома сменил новый барабанщик Стив Пейс (Steve Pace). Увидевший свет в 1983 году «Headhunter» стал лучшим коммерческим достижением KROKUS в США (платиновый диск, 25-я позиция чарта), однако дальнейший прогресс коллектива был остановлен новыми кадровыми перестановками.
В 1983 году Колер оставляет коллектив, и некоторое время в составе KROKUS играл Патрик Мэйсон (Patrick Mason, ex-CROWN). Чуть позже группа осталась еще и без ритм-секции, с уходом Фон Рора и Пейса. Обязанности басиста поначалу взял на себя вернувшийся в строй Марк Колер, однако впоследствии в коллективе появился басист Энди Тэнас (Andy Tanas, ex-BLACK OAK ARKANSAS), a Колер вновь взял в руки шестиструнную гитару. За ударную установку тем временем сел Джефф Клэвен (Jeff Klaven, ex-COBRA).
К моменту выхода альбома «The Blitz» в конце 1984 года уровень популярности KROKUS уже позволял им ездить в американские турне в качестве хэдлайнеров. Группа успела, однако, провести лишь одно такое турне (с ACCEPT на разогреве), прежде чем её состав вновь подвергся изменениям - на этот раз дверью хлопнул Тэнас, а новым басистом KROKUS стал еще один бывший участник COBRA Томми Кайзер (Tommy Keiser). Коллектив провел весь 1985 год в разъездах, зато в следующем году появились два новых альбома от KROKUS - студийный «Change Of Address» и концертный «Alive And Screamin’». Оба диска попали в первую сотню американского хит-парада, но коллектив ждала грустная весть - в канун Рождества их бывший коллега Томми Кифер свел счеты с жизнью.
В 1987 году в группу возвращается Фон Pop, заменив Кайзера, а новым ударником взамен ушедшего Клэвена становится Дэни Кривелли (Dani Crivelli, ex-KILLER). В этом составе KROKUS записали альбом «Heart Attack», вышедший в начале 1988 года, и поехали знакомить с новым материалом своих американских поклонников. Этот тур стал, однако, последней каплей для Фернандо Фон Арба и Марка Стораса, бывших все эти годы костяком коллектива. Трое оставшихся участников коллектива (Фон Pop, Колер и Кривелли) попытались заменить их вокалистом Бьерном Лодином (Bjorn Lodin, BALTIMOORE, BEDLAM) и гитаристом Мэнни Море-ром (Manny Maurer, KILLER, AIN’T DEAD YET), однако дальше нескольких репетиций дело не продвинулось, и KROKUS были официально расформированы. В 1989 году Колер и бывший барабанщик KROKUS Фредди Стэди объединились в составе STEVE THOMSON BAND, в то время как Фон Арб, еще один бывший участник родного коллектива Йорг Негели и Крис Фон Pop, укрывшись под псевдонимами, записали два альбома кавер-версий под вывеской THE HEAVYS. Еще через год Фон Арб восстановил KROKUS в абсолютно новом составе, с вокалистом Питером Тэннером (Peter Tanner, BLOODY SIX, HEADHUNTER, THE HEAVYS), переключившимся на бас-гитару Мэнни Морером, и двумя бывшими коллегами Морера из группы AIN’T DEAD YET - гитаристом Тони Кастеллом (Tony Castell) и барабанщиком Питером Хаасом (Peter Haas). Новый состав не был, однако, признан поклонниками группы, и альбом «Stampede», увидевший свет в 1990 году, был фактически проигнорирован аудиторией. Следующую попытку вернуть коллективу былую популярность Фон Арб предпринял лишь 4 года спустя, выпустив макси-сингл с кавер-версией классического хита BACHMAN-TURNER OVERDRIVE «You Ain’t Seen Nothin’ Yet».
«Более привлекательное» возрождение KROKUS состоялось в 1995 году, когда в коллектив один за другим вернулись Марк Сторас, Марк Колер и даже Фредди Стэди. Новый студийный альбом с приличествующим случаю названием «То Rock Or Not То Be» был записан почти в том же составе, что и классический «Headhunter», и, несмотря на прежнюю популярность KROKUS в США, оказался более успешным на европейском рынке. KROKUS существуют и активно выступают по сей день.
Источник: lastfm.ru