Если в начале 1990х вы слушали только-только появившиеся в нашей стране FM-радиостанции, вам наверняка знаком голос и уникальная манера этого бразильского музыканта. «Moro num país tropical» - «Я живу в тропической стране» - начиналась одна из самых известных его песен, гимн радости людей страны футбола и карнавала.
Жоржи де Лима Менезес - настоящее имя музыканта - родился 22 марта 1942 года в северном пригороде Рио-де-Жанейро. Его отец, грузчик, сам сочинял песни для карнавалов. В 17 лет Жоржи уже пишет тексты, стихи, музыку и организует свою первую группу «Copa 5», назвав ее в честь Копакабаны, района Рио, где он в то время жил. Среди первых его песен были те, которые остаются популярными до сих пор - «Mais que nada», «Chove Chuva», «Por Causa de Você, Menina». В маленьких клубах, где выступала группка, с их неформальной обстановкой и джем-сейшнами, оформилось его желание стать профессиональным музыкантом, а не футболистом, о чем он мечтал прежде, и не юристом, о чем мечтали его родители. Однажды ему выпал шанс сыграть в более престижном ночном клубе, и он выступил под именем Жоржи Бен (Jorge Ben), взяв фамилию своей матери-эфиопки.
Новый талант разглядел продюсер Philips Арманду Питтильяни и предложил ему контракт с этой звукозаписывающей компанией, в рамках которого вскоре вышла его первая запись, пластинка на 78 оборотов «Samba Esquema Novo». Было это в 1963 году. Благодаря записи о нем узнала страна, она стала стартом его карьеры.
Обладатель исключительной, индивидуальной манеры пения и композиции, с трудом классифицируемой в системе жанров, Жоржи Бен, тем не менее, успешно взаимодействовал с бразильскими музыкальными движениями 1960х - «Jovem Guarda» (течение, положившее начало бразильскому року), тропикализмом и босса-новой. Что касается босса-новы, то он даже представлял на бразильском телевидении программу «O Fino da Bossa».
Соединив ритм самбы со звучанием электрогитары, Жоржи Бен экспериментирует со звуком, африканскими ритмами и инструментами, благодаря чему его признают пионером «world music». 1960е были в Бразилии временем музыкальных движений, но тот факт, что Жоржи Бен никогда не был лидером какого-либо из них, не означает, что его вклад не оценен историками бразильской музыки. Опередив тропикалистов на несколько лет, Жоржи Бен первым использовал электрогитару при исполнении самбы. Десять лет спустя, и снова на пару лет раньше Каэтану Велозу с Жилберту Жилом - и снова с большим успехом - он соединяет самбу с африканскими и негритянскими североамериканскими ритмами, достигая вершины в альбоме 1976 года «Africa Brasil», представившем синтез стилей - самба, босса, афро-самба, тропикалия, фанк, блюз, фолк…
Малосодержательные подчас и очень забавные тексты усиливают впечатление самобытности-первобытности музыки, в очень хорошем смысле слова. Особенно хотелось бы выделить в этом плане песни «Taj Mahal» и «Umbabarauma». «Dê dê dêdêredê, Dê dê dêdêredê, Dê dê, Taj Mahal, Taj Mahal», «Rere rere rere jogador, rere rere rere corocondô. Tererê, tererê, tererê, tererê homem gol», «Ôôôô ariá raiô, obá, obá, obá» - бежит строка субтитров, сопровождающих концерт. Прекрасный гитарист - его игра подобна его пению, с едва заметным синкопированием, с индивидуальным, своим собственным ритмом…
В 1970е его имя уже заняло свое место в числе самых популярных музыкантов в Бразилии. К этому времени относится ряд очень удачных его альбомов, представивших песни, до сих пор находящиеся в ротации радиостанций. 1980е закрепляют успех, в это десятилетие Жоржи Бен получает известность за рубежом. Последнее обстоятельство породило, однако, путаницу в прессе из-за сходства его имени с американским джазовым певцом и гитаристом Джорджем Бенсоном. В 1989 году, чтобы избежать этого впредь, Жоржи Бен видоизменяет имя - с этих пор он Жоржи Бен Жор (Jorge Ben Jor). Певец считает, что это принесло ему удачу. После некоторого затишья он возвращается на верх чартов с социально-сатирической песней «W/Brasil».
В начале 1990х начинается новая волна популярности Жоржи Бена, на этот раз среди молодого поколения, которого еще не было на свете, когда он уже пел свои «Fio Maravilho» и «Pais Tropical». Действительно, его песни 1960-70х невозможно назвать ретро. «Mas que nada» в 1998 году была выбрана для рекламы кубка Бразилии по футболу, спустя 37 лет после ее написания. Что касается этой песни, то она выпускалась, записывалась автором и другими музыкантами в общей сложности 200 раз.
В 1990е он активно гастролирует в Европе, США и Японии, время от времени преподнося слушателям сюрпризы в виде танцевальных хитов, альбомы с которыми становятся то Платиновыми (1993 г., продано свыше 250 тысяч копий в Бразилии), то Дважды Платиновыми (1994 г., свыше 500 тысяч копий). В 1995 году Жоржи Бен Жор подписывает контракт с Sony Music, выпущенный под этим лейблом альбом «Homo Sapiens» сопровождается очень напористой для Бразилии рекламной кампанией. В результате быстро достигает верхних позиций на радиостанциях сначала сингл «Gostosa», затем «Rabo Preso». Впервые он пишет песню на испанском языке»Maria Luisa», хотя аранжировка ее полностью бразильская.
Автор более 700 песен, многие из которых включали в свой репертуар многие бразильские группы и музыканты, среди которых Каэтану Велозу, Гал Коста, Арналду Антунес, Сержиу Мендес, «Paralamas do Sucesso», «Skank», «Barão Vermelho», и зарубежные - Элла Фицджералд, Диззи Гиллеспи, Хулио Иглесиас. Зрители теленовелл знакомы с ним по сериалу «Тропиканка», где в качестве темы Франшику звучит его песня «Princesa»
Источник: lastfm.ru