Есть такая категория музыкантов: гитаристы-извращенцы (в народе виртуозы). За долгую историю существования этого удивительного инструмента родилось их немало. Многие из ни так и не дошли то вершин всемирной славы. Многие из них поражали узкий круг друзей своей техникой, а за его пределами были никому не нужны. Многих из них можно назвать ремесленниками скорее, чем музыкантами, сколь бы не была оскорбительной подобная формулировка - это так. Однако некоторые все же добились известности. И хотя в сравнении с общей массой, этот процент маловат, все же наберется их достаточное количество, чтобы доставить удовольствие большинству меломанов.
Одним из самых главных в этом списке является Джон Маклафлин (John Mclaughlin). Его жизнь началась в 1942 году в Йоркшире. Мать была скрипачкой, он же изначально должен был стать пианистом. По крайней мере, именно за этот инструмент его посадили в возрасте девяти лет. Что случилось после? Как обычно, на волне подросткового духа противоречия и всеобщей моды он взялся за гитару, которая тогда находилась в низшем сословии музыкальных инструментов. Осваивал азы гитарного мастерства Джон, разучивая блюзы. Однако позже заинтересовался музыкой фламенко, исполнение которой является наиболее сложным в техническом плане. Это увлечение очень поспособствовало улучшению его владения инструментом. Но одной лишь технической стороной его погружение в музыку фламенко не ограничилось. Тогда он впервые услышал игру мастера фламенко, человека который являлся новатором и спасителем этого стиля. Это был Пако де Люсия. Маклафлин захотел сразиться с ним в мастерстве игры на гитаре. Это желание, а вернее довольно не скорое его исполнение сильно повлияло на жизнь Джона.
Вообще его жизнь можно разделить на несколько этапов. Первый. это тот, который я описал выше - становление его как музыканта. Второй начался в конце шестидесятых и начале семидесятых годов. В 69 году барабанщик Тони Вильямс приглашает Маклафлина в Америку для участия в его проектах. Самыми известными их совместными работами являются Emergency! с Ларри Янгом, записанный на довольно неудачной аппаратуре, о чем свидетельствует в одном из интервью сам Джон. Альбом выделяется некачественностью звучания. Однако все же стоит его прослушать из соображений, по крайней мере, общемузыкального развития. И “Trio of doom”, концерт 78 года на Havana Jam festival, в котором принимает участие кроме Джона и Тони легендарный бас-гитарист “Weather report” Жако Пасториус. Он представляет собой довольно жесткий, экспрессивный джаз-роковый альбом с довольно интересной ритм-секцией и солирующей гитарой Маклафлина. Здесь очевидно проявляется его виртуозность, которую заметил великий Майлс Дэвис. Джон был приглашен к нему в группу, где кроме него должны были, да и собственно участвовали такие музыканты, как Джо Завинул, Чик Кориа... Игра на гитаре Джона так поразила черного принца джаза, что он посвятил Маклафлину одну из композиций. Годами позже Джон отомстит Дэвису, назвав одну из композиций такого-то альбома в его честь. Однако Маклафлин все еще мечтал о соревновании с гениальным Пако де Люсия. Эта мысль приводила его в состояние жуткой депрессии. Именно тогда Джон начал серьезно увлекаться индийской культурой. Гитарист прошел обучение в индии и получил сан Махавишну. По словам самого Джона изначально его интересовало сопоставление религий. Но это его увлечение оказало огромное влияние на его жизнь.
Считается, что джаз-рок существовал еще до Bitches brew Дэвиса, однако считается также, что своей популярности джаз-рок обязан именно Дэвису. Bitches brew и In a silent way дали мощнейший толчок для целого поколения музыкантов. Среди них был Джон. Был чик Кориа. Был Джо Завинул. Был Херберт Хенкок. Три мощнейших джаз-роковых буксира тащили еще только зарождающееся музыкальное направление в три разные стороны, открывая при этом новые музыкальные земли. Return to forever, Weather report и Mahavishnu Orchestra. Состав новой группы Маклафлина, которая дала ему наибольшую известность был просто невероятным. Виртуоз на виртуозе, Ян Хаммер за клавишными, Билли Кобэм за ударной установкой, Джерри Гудмен на скрипке... в этом составе группой было выпушено несколько альбомов. Основным же считается Birds of fire. После этого Джон распускает группу. Это его решение не понравилось музыкантам, однако это решение Джон считал оправданным. Ему было необходимо развитие. К тому же в годы изучения индийской культуры полюбил их национальную музыку. Состав Shakti (следующей супер-группы, которую собрал Джон), состоял из самого гитариста и нескольких индийских музыкантов...
На самом деле индийскими здесь являются только инструменты. Ситар, таблы, они создавали соответствующую атмосферу, ритм здесь все же был более близок к джазовому. Название Shakti преследует его, много лет спустя Джон вновь соберет группу, назовет ее Remember Shakti. Здесь будут изменения в составе участников, и в некоторых инструментах. Са же гитарист предпочтет акустике электрический инструмент.
В 78 году сбывается мечта Джона, он выступает в составе трио с Ал ди Меолой и Пако де Люсией. Выходит несколько дисков этого трио. Самый известный из них Friday night in San Francisco. Три великолепных гитариста сидят на трех стульях на сцене и достигают всех возможных вершин технического мастерства в виртуозных импровизациях, играх друг с другом и как бы друг против друга.
Более сорока лет музыкальной деятельности сделали его гуру. В прошлом у него множество совершенно различных проектов, которые касались классического джаза, этнической музыки, фламенко, классики, блюза, рока. Такое разнообразие вовсе не означает, что он Махавишну Джон Маклафлин до сих пор, к 65 годам не нашел себя в музыке. Нет. Он просто нашел музыку для себя. А она безгранична.