Вне всякого сомнения, Джон Барри является одним из самых известных композиторов, когда-либо работавших в кинематографе. Джон Барри Прендергаст родился 3 ноября 1933 года в Йорке. Его отец владел сетью небольших кинотеатров, а мать некогда была концертирующей пианисткой с хорошей классической подготовкой. С детских лет он начал учиться игре на фортепиано, позднее подростком открыл для себя джаз и стал играть на трубе. Его кумиром был трубач Гарри Джеймс, а любимыми композиторами - Дюк Эллингтон, Вудди Херман и Бенни Гудмен. В пятнадцать лет он оставил школу и устроился киномехаником в кинотеатр, принадлежавший его отцу. Именно тогда к его основному увлечению - музыке, прибавилась любовь к кинематографу. В юные годы Барри играл на трубе в местном оркестре и брал уроки у органиста Йоркского кафедрального собора, который преподавал ему композицию и игру на фортепиано. Своих занятий музыкой он не оставлял и во время службы в армии в 1952-1955 гг.
Вернувшись домой, он собрал группу «John Barry Seven», в который вошли некоторые его армейские друзья и знакомые музыканты. В 1957 году они перебрались в Лондон. Помимо собственных выступлений, в качестве сопровождающей группы они играли с тогдашними британскими звездами вроде Томми Стила и Адама Фэйта и подыгрывали американскому певцу Полу Анке во время его гастролей по Великобритании. В разных составах группа просуществовала до 1965 года, и за это время успела записать несколько с ряд собственных композиций, ставших хитами. В это же время Барри начал работать как аранжировщик с разными исполнителями. Когда сотрудничавший с ним певец Адам Фэйт начал сниматься в психологической драме «Девочка-битник» (1960, реж. Эдмонд Т. Грэвилл), Барри предложили написать музыку к этому фильму. Эта картина стала для Барри первым опытом работы в кинематографе.
В 1962 году на экраны вышел шпионский боевик «Доктор Ноу» (реж. Теренс Янг), первый из серии знаменитых фильмов о секретном агенте Джеймсе Бонде, который прославил не только исполнителя главной роли Шона Коннери, но и Джона Барри, написавшего главную музыкальную тему к этой картине - «Тему Джеймса Бонда». Продюссеры «Доктора Ноу» Альберт Брокколи и Гарри Зальцман остались довольны и предложили композитору работать над следующей картиной Теренса Янга «Из России с любовью» (1963). С тех пор на протяжении более чем двадцати лет музыка Барри была неотъемлемой частью фильмов о Джеймсе Бонде. В 1964 году его саундтрек к очередному бондовскому боевику «Голдфингер» (реж. Гай Хэмилтон) потеснил c первого места в американских чартах альбом «A Hard Day’s Night» прославленных «The Beatles».
Однако своей известностью Барри обязан не только бондовским фильмам: в 1967 году он впервые получил премию «Оскар» как автор музыки и песни к фильму «Рожденная свободной» (1966, реж. Джеймс Хилл), а в 1969 вновь был удостоен этой награды за музыку к знаменитой исторической драме «Лев зимой» (1968, реж. Энтони Харви). Помимо сочиненной им инструментальной музыки, он также известен как автор ряда песен, звучавших в различных фильмах. Его песни исполняли Ширли Бейси, Том Джонс, Нэнси Синатра, а «We Have All the Time in the World» из фильма «На секретной службе ее величества» спел один из кумиров его молодости - Луи Армстронг. В середине семидесятых вместе со своим соавтором, поэтом-текстовиком Доном Блэком он сочинил мюзикл «Билли» по мотивам новеллы Кейта Уотрехауза и Уиллиса Холла «Билли-лжец». Мюзикл, главную роль в котором исполнял актер и певец Майкл Кроуфорд, имел большой успех и шел на лондонской театральной сцене на протяжении двух с половиной лет.
Говоря о работе Барри в кинематографе, невозможно не упомянуть такие картины как «Зулусы» (1964, реж. Сай Эндфилд), «Полночный ковбой» (1969, реж. Джон Шлезингер), «Кинг Конг» (1976, реж. Джон Гиллермин), «Робин и Мэриэн» (1976, реж. Ричард Лестер), «Ганновер Стрит» (1979, реж. Питер Хайамс), «Клуб Коттон» (Фрэнсис Форд Коппола), «Из Африки» (1985, реж. Сидней Поллак, премия «Оскар» за лучшую музыку). Всего же Барри написал музыку более чем к ста фильмам. Музыкальная палитра композитора на всем протяжении его карьеры была довольно разнообразна и простиралась от основанных на джазе и роке поп-мелодий до оркестровых композиций с насыщенными, богатыми аранжировками.
В конце восьмидесятых здоровье композитора значительно пошатнулось и по причине тяжелой болезни ему пришлось взять вынужденный отпуск на два года. С помощью опытных врачей он нашел в себе силы возобновить работу и в 1990 году состоялось его триумфальное возвращение с музыкой к вестерну Кевина Костнера «Танец с волками», за который Барри получил своего четвертого «Оскара». Спустя несколько лет он был вновь выдвинут на соискание этой премии за фильм Ричарда Аттенборо «Чаплин» (1992). В июне 1999 года за свои достижения в области музыки композитор был удостоен звания офицера Британской империи. Подписав в 1998 году контракт с фирмой «Decca», он впервые за много лет вновь начал записывать оригинальную музыку, не предназначенную для кино. Одной из таких работ стал записанный с Английским камерным оркестром альбом «The Beyondness of Things» (1999), состоявший из небольших оркестровых пьес. Барри по-прежнему продолжает работать в кино, хотя уже и не так интенсивно как прежде.
Избранная фильмография: «Доктор Ноу» (1962, реж. Теренс Янг), «Из России с любовью» (1963, реж. Теренс Янг), «Зулусы» (1964, реж. Сай Эндфилд), «Голдфингер» (1964, реж. Гай Хэмилтон), «Досье Ипкресс» (1965, реж. Сидней Дж. Фьюри), «Король Крыса» (1965, реж. Брайан Форбс), «Сноровка… и как ее приобрести» (1965, реж. Ричард Лестер), «Шаровая молния» (1965, реж. Теренс Янг), «Не тот ящик» (1966, реж. Брайан Форбс), «Меморандум Куиллера» (1966, реж. Майкл Андерсон), «Рожденная свободной» (1966, реж. Джеймс Хилл), «Живешь только дважды» (1967, реж. Льюис Гилберт), «Бум!» (1968, реж. Джозеф Лоуси), «Лев зимой» (1968, реж. Энтони Харви), «На секретной службе Ее Величества» (1969, реж. Питер Хант), «Полночный ковбой» (1969, реж. Джон Шлезингер), «Прогулка» (1971, реж. Николас Роэг), «Мария, королева шотландская» (1971, реж. Чарльз Джэрротт), «Война Мерфи» (1971, реж. Питер Йетс), «Бриллианты навсегда» (1971, реж. Гай Хэмилтон), «Человек с золотым пистолетом» (1974, реж. Гай Хэмилтон), «День саранчи» (1975, реж. Джон Шлезингер), «Кинг Конг» (1976, реж. Джон Гиллермин), «Лунный гонщик» (1979, реж. Льюис Гилберт), «Ганновер-стрит» (1979, реж. Питер Хаймс), «Осьминожка» (1983, реж. Джон Глен), «Клуб Коттон» (1984, реж. Фрэнсис Форд Коппола), «Вид на убийство» (1985, реж. Джон Глен), «Из Африки» (1985, реж. Сидни Поллак), «Танцующий с волками» (1990, реж. Кевин Костнер), «Чаплин» (1992, реж. Ричард Аттенборо).
© Ozon.ru
Источник: lastfm.ru