Какая нация самая талантливая? Совершенно неправомочный вопрос. Как можно сравнить китайца с русским, или немца с японцем. Они все разные, в силу исторических особенностей развития, ментальности. Каждая из них по-своему талантлива.
Джо Завинул (настоящее имя Йозеф Эрих Завинуль), сердце современной музыки был рожден с кровью смешанной: чешско-венгерско-цыганской. И видимо от каждой взял самое лучшее.
Его жизнь началась в 1932 году в Вене. Там же получил образование: премудростям музыкального искусства учили его в классический консерватории. После того, как Вену начали бомбить, его, вместе с многими вывезли в Чехию. После войны, Завинул вернулся в Вену, и к двадцати двум годам он уже переиграл со всеми основными джазовыми музыкантами Австрии. В 27 лет он добился места и стипендии в легендарной Американской Беркли и переместился в штаты для обучения.
Америка стала для Джо мощным толчком в мир музыки. Само обучение в столь легендарном колледже уже стоило очень многого. И завершающем штрихом его образования стала девятилетняя работа в оркестре великого Кэннанбола Эдерли. Уже здесь он впервые окажется за электрическим инструментом. Здесь он достигнет своего собственного высочайшего уровня мелодизма, который был характерен для всех написанных им композиций. Сам он уважал Эдерли. Любил его, восхищался им, как музыкантом. "Люди спят под Эддерли - они по-прежнему не догоняют его. Он был велик и ужасен - потрясающий музыкант. Я играл с ним девять с половиной лет. Он никогда не останавливался и никогда не повторялся."- говорил сам Завинул. Восхищался, однако не боготворил.
После Оркестра Эдерли, Джо участвовал в записи двух первых джаз-роковых альбомов трубача Майлса Девиса. И что примечательно, среди всего, довольно большого коллектива музыкантов, которые участвовали в этом проекте, Завинул был единственный, кто числился в соавторстве с Дэвисом. Больше Майлс этого никому не позволил.
Еще один примечательный факт, Завинул был единственным, из всех музыкантов этой группы, кто позже отзывался об этой музыке не очень лестно: "Мне не нравится, что мы делали и как это вышло."
После выхода этих альбомов, началась эпоха джаз-рока. И Завинул стоял у истоков этой эпохи вместе с Дэвисом, а не после него. Вместе с саксофонистом Уейном Шортером они образовывают группу Weather report (сводка погоды). Группа на многие годы захватила первенство в мире джаза, да что там джаза, в мире всей музыки. Это была группа Завинула, он был основным автором произведений. Музыке группы присущ не простой, милый мелодизм рок-н-ролла. Каждая мелодия отдельна, закончена, идеальна. В произведениях нет ни одной лишней ноты, все на своем месте. Некоторые композиции состоят из отдельных штрихов, маленьких мелодических рисунков, каждый из которых дополняет другой. Каждый из которых при этом является полностью самостоятельным, и возникает ощущение, что в любой мо момент он может оторваться от всего, и выйти на первый план, и не будет при этом ущербным. К этому добавляется ненавязчивая ритм-секция, и маленьких прелести вроде спокойных, взвешенных хлопков ладоней самого пианиста. Однако в 1986 году группа прекратила свое существование. Вот что сам Завинул говорил, отвечая на вопрос, о причинах распада группы: "Наш контракт истек - это во-первых. Само название Weather Report душило меня и Уэйна Шортера. Weather Report была более известна, чем мы, и у меня не было времени заняться чем-либо еще." У Завинула была масса идей и проектов, которые не могли осуществиться, из-за висевшей на его плечах супер-группы.
Следующий коллектив, работавший под началом Джо назывался: The Zawinul sindicate. В основе выбора используемых инструментов все еще был джаз-рок, однако здесь клавишник решил обратиться к этнической музыке. Его интересовала африканская музыкальная культура, существующая в богатых африканских странах. Он ставил на первый план, в качестве основной мелодической линии вокальные партии африканских музыкантов, которые очень сильно отличаются от европейского представления о пении, и вокруг них создавал атмосферу глубины, как будто сам певец со всех сторон окружен водой, состоящей из великолепных синтезаторов и насыщенных ударных инструментов, с большим количеством меди. Направление музыки, в котором он работал на этих альбомах позже назовут этно-фьюжн. Он участвовал во многих проектах, он не забыл свою давнюю любовь к классике, и участвовал в качестве приглашенного музыканта в нескольких классических концертов. Собственно говоря с технической точки зрения ему все равно что играть. Его пальцам в одинаковой степени доступны Дюк Эллингтон и Рахманнинов. И возможно, если бы не было джаза, классическая музыка получила бы новый виток развития, которые даровал бы ей Джо Завинул
11 сентября 2007 года в Вене он скончался в возрасте 76 лет. Он умер в городе, где когда то жил Моцарт, и где когда-то мальчик по имени Йозеф Завинуль, 17 лет от роду навсегда влюбился в джаз.