Джо Долан (полное имя Joseph "Joe" Francis Robert Dolan) – известный ирландский эстрадный певец.
16 октября 1939 г. – 26 декабря 2007 г.
Жизнь и карьера
На протяжении всей своей творческой карьеры, которая продолжалась почти полвека, ирландский певец Джо Долан редко покидал сцену и еще реже оказывался за пределами различных чартов. Джо прожил жизнь, о которой можно только мечтать: от робких попыток помешанного на музыке подростка, играющего на самодельной гитаре, до величайшей звезды мирового уровня.
Джо Долан - единственный из ирландских исполнителей, чьи хиты входили в Top Ten пять десятилетий в ХХ и ХХI веке – в 60-х, 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х. И если сложить общее количество недель, которое певец из Муллингара провел на вершине хит-парадов, получится круглая цифра в 10 полных лет!
Но Джо был популярен не только у себя в Ирландии и Соединенном Королевстве, его известность простиралась далеко за пределы его родины. Джо занимал верхние строчки хит-парадов в разных странах мира – от Европы до Ближнего Востока. Его синглы были лидерами чартов в Южной Америке, Австралии, Азии. Страны с различной культурой, такие как Франция, Южная Африка, Израиль, Германия, Голландия, Бельгия, Бразилия, Аргентина, Австралия, Турция, Иран, Ливан, Италия, Португалия и некоторые другие европейские страны, – все они ставили Джо на первые строчки своих хит-парадов. Его самый известный хит - "Make Me An Island", написанный в соавторстве Альбертом Хэммондом (Albert Hammond) и Майком Хэзлвудом (Mike Hazlewood) - занял 3-е место в английском чарте синглов в 1969 г.; еще в 14 странах мира он взлетел на самую верхнюю строчку. Перезаписанный в 90-х, этот хит вновь стал лидером чартов в Ирландии.
Джо заметили благодаря его необычным вокальным данным. Силу и мощь его голоса отметили еще во время его первого публичного выступления на шоу юных талантов в его родном Муллингаре, когда Джо было всего 14.
Самый младший из 8 детей, Джо Долан родился 16 октября 1939 года в музыкальной семье в предместьях Муллингара (Mullingar) графства Уэстмит (Westmeath). Джо потерял родителей довольно рано – его отец, владелец магазина велосипедов, умер, когда Джо было 11; матери не стало, когда ему было 19. Музыка всегда звучала в скромном родительском доме, и юный Джо не стеснялся демонстрировать возможности своего вокала и музыкальные способности семье и друзьям. Он немного пел в школе, и его мама подтолкнула его к тому, чтобы он брал уроки игры на фортепьяно. На шоу юных талантов, проходившем в Муллингаре, Джо впервые проявил себя как настоящий шоумен. Именно тогда, при своем первом появлении на сцене, он отчетливо понял: его необычная манера пения в сочетании с танцем и чувством стиля в одежде – именно то сочетание, которое поможет стать ему известным.
Чтобы подстраховать себя, Джо по совету старшего брата Бена пошел работать учеником наборщика в местной газете The Westmeath Examiner (это была его первая и последняя «настоящая» работа). В это же время он приобрел свою первую гитару и вместе с Беном, который играл на саксофоне, начал играть в местных молодежных музыкальных группах. Вскоре они создали свою собственную группу The Drifters («Бродяги»). Сначала в ней все семь музыкантов были на равных, но мощный голос Джона, его раскованная манера поведения на сцене и растущая слава разбивателя женских сердец среди поклонниц группы быстро сделали его лидером. В результате группу переименовали, и она стала называться «Джо Долан и «Бродяги».
В 60-х годах в музыкальной жизни Ирландии преобладали музыкальные группы, которые исполняли песни тех популярных артистов, которых у ирландских слушателей не было шансов увидеть. The Drifters очень скоро стали самой популярной шоу-группой у себя на малой родине, но Джо было мало перепевать чужие песни. Он первым из ирландских поп-звезд записал оригинальную песню и стал первым ирландским эстрадным артистом, который вызывал настоящую истерию среди фанатов. Истерия превратилась в национальную эпидемию, которую журналисты окрестили «Дрифтерманией».
Его первый сингл “The Answer to Everything”, выпущенный в сентябре 1964-го, занял 4-е место в чартах, и Джо вместе со своей группой, под руководством директора группы Симуса Кейси (Seamus Casey) (он будет рядом с Доланом все 47 лет его творческой карьеры, вплоть до его смерти) – очень скоро атаковали танцплощадки и дансинг-холлы с множеством хитов, став самой популярной ирландской группой. Но летом 1968-го ирландцы были потрясены новостью о распаде группе на самом пике ее славы.
Джо остался один, но ненадолго – его ждал оглушительный успех с песней “Make Me an Island”, которая заложила фундамент его карьеры на международном уровне. Песня стала настоящим хитом в Англии, и после ее исторического появления в Top of the Pops «шлюзы» в Европу и в разные страны мира распахнулись – песня стала хитом №1 в 14 странах.
Еще большую известность в мире Джо принесли его синглы “Teresa” и “You’re Such a Good Looking Woman”. Хотя такие песни, как “It Makes No Difference” и “You and the Looking Glass” не стали известными хитами в Ирландии и Великобритании, они добавили Долану известности в мире. Когда в середине 70-х Джо стал сотрудничать с Роберто Данова (Roberto Danova), итальянским композитором и продюсером, и Питером Йеллоустоуном (Peter Yellowstone), написанные ими песни в исполнении Долана сделали его еще более известным и популярным - “Sweet Little Rock ‘n’ Roller”, появившаяся в 1974 году, была одним из многих триумфов. Позднее эту песню перезаписали Род Стюарт и Bay City Rollers.
Затем последовала песня “Lady in Blue”, ставшая самым продаваемым синглом, который занял самую высокую строчку чартов в Европе, Австралии, Африке и Южной Америке, но, как это ни удивительно, не у него на родине в Соединенном Королевстве. За границей этот сингл был продан миллионными тиражами. Такими же популярными хитами стали последовавшие затем песни “Crazy Woman”, “Sister Mary”, “Midnight Lover”, “Hush Hush Maria” и “I Need You”.
Песни-размышления, такие как “If I Could Put My Life on Paper” («Если бы я мог переложить свою жизнь на бумагу») показали совсем другого Джо, более зрелого. В то же время в его репертуаре были и такие песни, как “Danny Boy”, которые позволяли его слушателям по всему миру прикоснуться к Ирландии, как на концертах Джо, так и слушая его диски.
Концертный график Долана был сумасшедшим. В течение месяца он мог одну неделю выступать на Ближнем Востоке, вторую – в Австралии, затем лететь в Южную Африку, а еще через неделю вернуться в Европу и в его горячо любимую Ирландию. Чем больше хитов он записывал, тем больше получал многочисленных музыкальных наград и «золотых» дисков.
В 1978-м Джо Долан вошел в историю как первый западный эстрадный артист, приехавший с гастролями в Советский Союз. В эти предперестроечные дни западная музыка не приветствовалась в СССР, советские люди было мало знакомы с творчеством западных артистов, но музыка Джо тем не менее прорвалась за «железный занавес», и его принимали как одного из самых известных в Союзе артистов. За этим турне последовал международный успех и многочисленные концертные турне по всему миру с новыми хитами “More and More” и “It’s You, It’s You, It’s You”, так что в воздухе Джо проводил едва ли не больше времени, чем на земле.
Восьмидесятые стали временем перемен для Джо. Начал он десятилетие с того, что завоевывал Лас Вегас. Шесть недель в сентябре и октябре 80-го он выступал на концертной площадке огромного развлекательного комплекса Silverbird. Он никогда не любил надолго уезжать из дома, но в этот раз изменил своему принципу.
Он продолжал записывать и выпускать хиты один за другим, и ряд изменений в музыкальном направлении его творчества мало что изменили в отношении к нему его преданных поклонников.
Как большой мастер «живого» представления, Джо создал очень зрелищное шоу; его белый костюм, галстук с автографом (вручение такого галстука фанам стало неотъемлемой частью шоу) и, конечно, его песни, идущие от души, стали лучом света для его поклонников по всему миру и, конечно, в Великобритании и Европе, где он продолжал выступать с концертами. К началу 90-х Джо стал для Ирландии тем человеком, который повысил ее самооценку. Ему не столь важно было одобрение музыкальных критиков, сколько одобрение миллионов зрителей, которые знали, что «в мире нет шоу, равного шоу Джо». Билеты на все сольные концерты Долана раскупались мгновенно. В среднем, начиная с 1980 года, он давал ежегодно в Ирландии более 200 шоу, и ни одно из них не было похоже на другое.
В 90-х Джо основал свою собственную студию грамзаписи - Gable Records, а также построил свою звукозаписывающую студию в Муллингаре, что значительно облегчило ему запись новых песен, так как в своем плотном концертном графике на это ему всегда было трудно высвободить время. Это позволило Джо стать в 90-х самым продаваемым независимым певцом. Его новая песня "Ciara" попала в Top 20. Затем он записал альбом "Can't Give Enough". Были выпущены два сингла - "I'll Give All My Love To You" и "Endless Magic" - с будущего альбома "Endless Magic", который он выпустил в 1997-м. 9-я строчка в чартах показала, что популярность Джо по-прежнему высока.
С этим альбомом Джо побил другой рекорд. Он стал единственным ирландским певцом, который когда-либо входил в Top 10 с хитами в 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годах ХХ века. За успехом этого альбома последовало предложение подписать контракт с известной звукозаписывающей студией - EMI Records. Ему предложили записать несколько «новаторских» альбомов (таких как “Joe’s 90s”, “21st Century Joe” и “Home Grown”), оказавших значительное влияние на его творчество. Это был смелый эксперимент для артиста, который приближался к своему 60-летию: Джо Долан записал кавер-версии песен современных молодых исполнителей и групп, таких как Blur, Oasis, Pulp, Дэвид Боуи, U2, R.E.M, Брюс Спрингстин, The Coral, Mundy и его старый приятель Робби Уильямс (Джо дружил с отцом Робби и часто останавливался в доме Уильямсов, когда бывал в Великобритании). С песней Blur “The Universal”, которая стала одной из центральных в его шоу, Джо вновь поднялся на вершину ирландских чартов. На фестивале Oxegen в 2009 году, уже после смерти Долана, солист Blur Дэймон Альбарн (Damon Albarn) посвятил свою песню Джо. (Oxegen - самый представительный фестиваль ирландской музыки, проходящий ежегодно в течение трех дней. По оценке критиков, ежедневно его посещают 90 000 человек).
Чрезвычайно успешный альбом “Joe’s 90s” сделал Джо звездой нового поколения молодых слушателей, для них он больше не был «живой легендой», почивающей на лаврах былой славы. Джо радовало, что его «эксперимент» не нанес урона его репутации и не перечеркнул его прежние заслуги. Вклад Джо Долана в музыкальную культуру Ирландии наконец-то был признан значительным у него на родине. Другие певцы, такие как старый друг Джо, известный певец Том Джонс, повторили «формулу успеха» Долана, выпустив свои альбомы кавер-версий песен современных исполнителей.
Джо Долан был настоящим артистом, который никогда не останавливался на достигнутом. Он готов был рисковать во имя дальнейшей карьеры и всегда хотел удивлять меломанов. Многие из авторов песен, продюсеров, композиторов, аранжировщиков, с которыми сотрудничал Джо, являвшиеся знаковыми фигурами в современной музыке, начинали свою творческую деятельность в то время, когда Джо уже был известным певцом, и именно он отмечал их талант.
Альберт Хэммонд, Роберто Данова, Джорджио Мородер, Питер Йеллоустоун, Роджер Кук, Роджер Гринуэй, Джефф Линн, Тони Суэйн, Лайэм Рэйлли, Фил Каултер (Albert Hammond, Roberto Danova, Giorgio Moroder, Peter Yellowstone, Roger Cook, Roger Greenaway, Jeff Lynne, Tony Swain, Liam Reilly, Phil Coulter) и многие другие были широко известны во всем мире благодаря сотням написанных ими песен и открытым ими артистам. Джо записывал песни, выходящие из-под пера Уилли Нельсона и Бёрта Бачара (Willie Nelson, Burt Bacharach) задолго до того, как их имена стали известны в Европе, по другую сторону Атлантического океана.
При записи альбома “Let There Be Love” («Пусть живет любовь») Джо обратился к творчеству легендарных исполнителей классических произведений, как нельзя более подходящих его бархатному и по-прежнему сильному голосу. У Джо были далеко идущие планы относительно записи следующих альбомов и больших концертов, которые должны были подтвердить его звездный статус легендарного певца. В начале 2007 года ажиотаж, вызванный продажей билетов на концерты Долана, был велик как никогда.
На церемонии Meteor Music Awards в феврале 2008 года, два месяца спустя после неожиданной кончины Джо Долана, музыкальная индустрия отдала дань уважения этому легендарному исполнителю. Нескольким тысячам тинейджеров, собравшимся поприветствовать звезд ирландской поп-музыки, напомнили, что ни один из ирландских артистов не стоял бы на этой сцене, или, во всяком случае, не набрался бы смелости, чтобы сделать это, если бы не Джо Долан, который проторил им эту дорожку.
Уезжая в многочисленные заграничные турне и возвращаясь после них домой с множеством «золотых» дисков и различных наград, завоевавший международное признание и славу, Джо Долан воплотил в реальность мечту многих ирландских артистов о возможности успеха на мировом уровне. Начинающие музыканты больше не должны были думать, что Корк, Гэлуэй или Белфаст – вершина их успеха. Они могли пробовать добиваться успеха вне дома, могли стать звездами, вернуться домой и при этом, как и Джо, оставаться простыми скромными ребятами.
В 2008-м EMI Records выпустила «Платиновую коллекцию», в которую вошли три CD-диска. На них записаны 58 песен в исполнении Джо Долана, звучит его неподражаемый голос, которому могут позавидовать композиторы-классики и оперные певцы. Джо Долан – это человек-легенда, который навсегда останется с нами.
Автобиография
Перед смертью Джо начал работать над своими воспоминаниями вместе с ирландским журналистом, писателем и радиоведущим Ронаном Кейси, сыном Симуса Кейси, бессменного директора и друга Джо Долана, который был рядом с ним на протяжении 47 лет. Дописывать автобиографию великого артиста Ронану пришлось уже после ухода из жизни Джо – с благословения его родственников. После кончины певца автобиография Долана была выпущена в Ирландии издательством «Пингвин» в 2008 году под названием «Джо Долан: официальная биография». Книга оказалась коммерчески успешной, собрала много положительных отзывов профессиональных критиков, а слушателями радио-шоу Джо Даффи была внесена в список десяти лучших книг года. В июне 2009-го книга была издана в мягком переплете и запущена в продажу в Великобритании в Бугалу на Хайгейт-стрит. Это событие было посвящено памяти Джо. Поддержать начало продаж нового издания автобиографии Долана пришли Пит Доэрти и Дайра Стрейтс.
Личная жизнь
Джо Долан никогда не был женат, и всю жизнь его сопровождали слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации. Сам он игнорировал эти сплетни, называя их «кучей старого мусора».
Болезнь и смерь
В 2005 году Долан перенес операцию по замене тазобедренного сустава.
Его последний концерт состоялся 27 сентября 2007 года в небольшом ирландском городке Abbeyleix. В этот вечер он почувствовал себя очень плохо, и после исполнения четырех песен извинился перед зрителями и сказал, что не может продолжать концерт. Это было последнее появление на сцене мировой легенды. По совету врачей Долан отменил свои концерты на Vicar Street (популярная концертная площадка в Дублине) – как было официально объявлено, «в связи с нервным истощением». Несколько раз он ложился в Mater Private Hospital в Дублине на обследование.
16 декабря 2007 года на первых страницах газеты Sunday Independent появилась информация о том, что Долан страдает от «плохого вируса» и вынужден отменить все свои рождественские концерты. Несколько газет перепечатали эту заметку, и обеспокоенные поклонники творчества Джо Долана атаковали его сайт – гостевая книга очень скоро оказалась переполнена пожеланиями скорейшего выздоровления.
Но 26 декабря Долан, в связи с резким ухудшением здоровья, вновь был срочно госпитализирован из его дома в Фоксроке (Foxrock), куда его отпустили из больницы на Рождество, в частный госпиталь в Дублине (Mater Private Hospital), где и скончался от кровоизлияния в мозг около 15 час. того же дня.
После заупокойной мессы в местной церкви Джо был похоронен на кладбище Walshestown, недалеко от его родного Муллингара. Он похоронен рядом со своими родителями. Его каменное надгробье, на котором нет даты рождения, стало местом паломничества для тысяч его поклонников, около него всегда лежат живые цветы и множество записок. На центральной площади Муллингара, на Маркет Сквер, в июле 2008 г. был открыт памятник Джо Долану – скульптор запечатлел его в классической позе – с микрофоном в одной руке, другая вытянута в сторону зрителей. Сегодня этот памятник – одна из главных достопримечательностей Муллингара.
Елена Жернова
Источник: www.expert-tour.com