Дженет Джексон (англ. Janet Damita Jo Jackson род. 16 мая 1966 г.) - американская певица, автор песен, продюсер, танцовщица, актриса и поп икона. Обладательница пяти премий Грэмми, суммарный тираж её записей более 100 миллионов копий.
Младшая из девяти детей в знаменитой семье Джексонов, неудивительно, что к сцене она была приучена еще с детства и уже в восьмилетнем возрасте выступала вместе с братьями. Начало сольной карьеры Дженет в более зрелом возрасте было логичным продолжением.
Но к середине 80-х результаты не были впечатляющими: вокальные данные – достаточно скромные по сравнению с голосами многих других черных певиц; два альбома, не ставшие успешными, хоть в их записи и принимали участие известные продюсеры (так, например, над вторым альбомом Dream Street работал Джорджио Мородер (Giorgio Moroder), автор культового саундтрека к фильму Flashdance), недолгий брак с Джеймсом ДеБарджем (James DeBarge) из музыкальной семьи DeBarge, плюс небольшие роли в телесериалах Good Times, Diff’rent Strokes и Fame. Вот, собственно, и всё. В то время гораздо больше внимания уделялось не самой Дженет, а ее знаменитому брату. Юной певице предстояло немало поработать, чтобы стать известной не только как сестра Майкла Джексона, но и как самостоятельная личность.
В конце концов ей это удалось. Всё началось с того, что один из продюсеров, Джон МакКлейн (John McClain) посоветовал Дженет поработать с Джимми Джемом (Jimmy Jam) и Терри Льюисом (Terry Lewis) из Миннеаполиса. Эти два музыканта и продюсера были участниками фанк-команды The Time, продвигаемой Принцем (Prince) и пропагандирующей стиль, схожий с его творчеством. Отец певицы, Джозеф Джексон, при встрече так и заявил Джему и Льюису: «Я не хочу, чтобы моя дочь звучала как Принц». Хотя сама Дженет как раз тяготела к тому самому «сырому» фанку. В итоге именно этот стиль и был использован ей и продюсерами, заодно они привнесли в него собственную изюминку. В первую очередь Джем и Льюис дали Дженет свободу самовыражения – возможность уйти от навязываемой опеки отца и просто взрослых знакомых, полностью освободиться и поведать миру о том, чего она действительно хочет. Так и получился альбом Control. Диск взлетел на первое место в поп- и R&B-чартах Billboard, хиты What Have You Done For Me Lately, Nasty, When I Think Of You, Control, Let’s Wait Awhile попали в первую пятерку. Помимо танцевальных ритмов и мелодики, Дженет покорила аудиторию блестящими хореографическими сценами в видеоклипах. Во время раскрутки альбома Control к танцевальным постановкам приложила руку Пола Абдул (Paula Abdul), хореограф, впоследствии сделавшая карьеру певицы.
К 1989 году лейбл A&M уже торопил Дженет с выпуском следующего диска. Руководители ждали еще одного варианта Control, но получили нечто совсем другое. Альбом Rhythm Nation 1814 содержал не только танцевальные ритмы, но и глубокие тексты, повествующие о социальных проблемах. (О названии альбома Rhythm Nation 1814 стоит сказать отдельно. Цифры 1814 расшифровываются просто: R – 18-я буква латинского алфавита, N – 14-я. Параллельно с этим, 1814 был годом, когда был написан национальный гимн США The Star Spangled Banner и когда женщины получили право на образование выше восьми классов. Последний факт стал ключевым для Дженет в ее концепции альбома.) Сначала первым синглом планировали выпустить необременительную танцевальную композицию вроде Escapade, но Дженет выбрала заглавный трек Rhythm Nation – и не ошиблась, хотя руководители лейбла смотрели на это скептически. Альбом стал по-настоящему революционным, а черно-белые клипы Rhythm Nation и Miss You Much с отточенной до блеска хореографией закрепили его феноменальный успех. Rhythm Nation 1814 стал первым альбомом в истории музыки, семь песен с которого занимали верхние позиции в чартах. Видеоклип Rhythm Nation принес певице первую награду «Грэмми». После выхода альбома певица отправилась в свое первое турне, позже признанное лучшим дебютом в истории музыки. Уже в 1990 году Дженет начинает менять имидж – она объясняет это нормальными переменами, связанными с возрастом. К тому времени ей исполнилось 24, это уже была женщина в расцвете лет, а не просто девочка-подросток, какой ее все привыкли видеть. Певица перестала носить одежду, полностью скрывающую тело, и полувоенную униформу, из-за которой ее часто сравнивали с Майклом. В клипе Love Will Never Do (Without You) она предстала перед зрителями в открытом топе.
Дальше – больше: в следующем альбоме, janet., вышедшем в 1993 году, больше внимания в текстах уделяется любви и сексу. Картину довершает скандальная обложка диска: Дженет обнажена до пояса, ее грудь прикрывают мужские руки. Звучание нового альбома меняется – оно подстраивается под мэйнстрим черной музыки 90-х, используются сэмплы из старых треков в стиле Soul и Funk, слышны отголоски популярного в то время подстиля New Jack Swing. Песня That’s The Way Love Goes (та самая, в клипе на которую «засветилась» Дженнифер Лопез), ставшая первым синглом, и сейчас считается одним из классических R&B-хитов. За нее Дженет получила «Грэмми» как за лучшую песню в стиле R&B. Хитами с этого альбома также стали композиции If, Again, You Want This и Any Time, Any Place. После выхода альбома janet. мисс Джексон была признана не только музыкальной звездой, но и бесспорным секс-символом.
В перерыве между релизами альбомов Дженет не сидит сложа руки. Помимо проведения еще одного турне, в 1995 году певица записывает вместе с братом Майклом хитовый сингл Scream – песня вошла в его альбом HIStory. Футуристический видеоклип на эту песню, признанный самым дорогим в истории, принес обоим Джексонам очередную «Грэмми». В конце того же года вышел сборник хитов Дженет Design Of A Decade с двумя новыми треками – Runaway и Twenty Foreplay.
Когда приходит время записывать новый диск, Дженет впадает в тяжелейшую депрессию, причина которой лишь одна – бремя славы. Запись альбома дается ей с трудом, она вынуждена регулярно делать перерывы, но в конце концов выдает новый материал – наиболее глубокий и личный. Альбом под названием Velvet Rope выходит в 1997 году и практически сразу получает восторженные отзывы критиков. Дженет снова экспериментирует со звучанием, добавляет элементы трип-хопа, эйсид-джаза и рока (последнему слушатели уже не удивляются, «утяжеленные» треки фигурируют в ее альбомах еще со времен Rhythm Nation 1814). Ее внешний вид еще раз претерпевает изменения: она красит волосы в красный цвет, увлекается пирсингом и позирует фотографам в нарядах с откровенным декольте. На вершины хит-парадов взбираются ее песни Got ‘Til It’s Gone (очередной лауреат «Грэмми» за лучшее видео) и неожиданно легкая и веселая Together Again, посвященная друзьям, умершим от СПИДа. Синглами также были выпущены I Get Lonely, Go Deep и Every Time.
Ближе к рубежу тысячелетий, опять же, в перерыве между записями альбомов, Дженет уделяет внимание «побочной» деятельности – записывает дуэты с Shaggy (Luv Me, Luv Me) и Busta Rhymes (What’s It Gonna Be), снимается в рекламе Pepsi с певцом Рики Мартином (Ricky Martin), а также возвращается к актерской карьере.
Помимо съемок в сериалах, на ее счету уже была главная роль в фильме 1993 года Poetic Justice, где Дженет играла в паре с Тупаком Шакуром. В 2000 году на экраны выходит фильм «Чокнутый профессор-2» с Эдди Мэрфи, продолжение хитовой комедии 1996 года; Дженет досталась роль невесты главного героя. Для этого фильма была записана песня Doesn’t Really Matter, которая позже вошла в следующий альбом Дженет – All For You.
Диск вышел весной 2001 года; за несколько недель до этого певица стала первой героиней телешоу MTV Icon. Заглавный сингл All For You поднялся на вершины чартов и был удостоен «Грэмми» как лучший танцевальный трек года, но сам альбом уже не был так популярен, как его предшественники, хоть и успел стать дважды платиновым. Отчасти причиной этому стала отмена промо-кампаний – сначала из-за плохого самочувствия Дженет, а потом – из-за прогремевших по всему миру терактов.
После этого в творческой деятельности певицы наступило относительное затишье, если не считать совместной работы с Beenie Man – Feel It Boy. Поэтому пресса начала акцентировать внимание на личной жизни Дженет. Через некоторое время после развода с режиссером и продюсером Рене Элизондо (Rene Elizondo), с которым они были тайно женаты с 1991 года, Дженет начала встречаться с Жерменом Дюпри (Jermaine Dupri) – этот факт шокировал прессу и поклонников скорее из-за внешности нового бойфренда. Низкорослый невзрачный Дюпри и красотка Джексон вместе смотрелись вызывающе.
Не заставил себя ждать и «долгоиграющий» скандал: в феврале 2004 года на концерте в честь кубка Superbowl певец Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake) во время выступления с Дженет сдвинул вниз край ее выреза, при этом обнажилась правая грудь певицы с серебряной накладкой на соске. Это происшествие долго обыгрывали в прессе и считали этот инцидент запланированным, тем более, как раз в то время не за горами был выход нового альбома Дженет – Damita Jo. Как бы то ни было, альбом прошел практически незаметно, хотя был признан платиновым и получил две номинации на «Грэмми». По сравнению с предыдущими дисками это был провал.
Но Дженет не опустила руки и продолжила работу – на этот раз, как и можно было предположить, в записи ее песен принимает участие Дюпри, «вытянувший» в 2005 году Мэрайю Кэри (Mariah Carey) после двух не слишком удачных альбомов. Новому диску Дженет, который, как было объявлено, по звучанию перекликается с Control (видимо, из-за возвращения моды на звучание 80-х), дали название 20 Y.O.
Но, независимо от судьбы последующих записей, Дженет уже внесла значительный вклад в историю современной музыки. Она вдохновила многих звезд следующего поколения (Jennifer Lopez, Justin Timberlake, Britney Spears, Usher, Mya и т.д.) и успела стать настоящей легендой. Что же касается Дженет Джексон как личности – «Если хотите узнать о Дженет больше, послушайте ее альбомы», - говорит Джимми Джем. – «Она вся в них. Все периоды ее жизни описаны в ее песнях».
Источник: lastfm.ru