James Lee Jamerson – один из самых значимых бас-гитаристов в современной музыке. Он оказал влияние (знаете вы это или нет) на каждого кто играет на бас-гитаре. Его партии звучат в большинстве хитов студии Motown, записанных в 60-е годы.
Джеймс родился 29 января 1936 года в Эдисто Айленд в Южной Каролине. В 1954 году он и его мама переезжают в Детройт, где он начинает учиться играть на контрабасе в Northwestern High School. Вскоре он начинает выступать по джазовым клубам города, он постоянно играл с такими музыкантами как Barry Harris, Hank Jones, Kenny Burrell, и Yusef Lateef. После окончания школы, Джеймса пригласили учиться в Wayne State University.С 1958 года, благодаря заработанной репутации, Джемерсона начинают приглашать в качестве сессионщика на местные студии (Northern, Tri-Phi, Fortune, и Anna Records). В 1959 году на Джеймса вышел Берри Горди и предложил попробовать свои силы в его студии. Так Джеймс попал на студию Berry Gordy’s Hitsville, которая стала колыбелью лейбла Motown. Там он становится членом основных студийных музыкантов, которые сами называли себя Funk Brothers. И именно Funk Brothers играли на подавляющем большинстве всех хитов, которые выпускал Motown в 60-х годах.В 1962 году Джеймс купил себе Fender Precision Bass, который называл “фанк машина” – это был стандартный американский пресижн с крышечками над звучком и бриджем. Этот инструмент украли за несколько дне до смерти музыканта и знаменитая фанк машина Джемерсона не найдена до сих пор. При игре, на правой руке, он использовал только указательный палец, у этого пальца даже была своя кличка – Крюк (The Hook). Джеимс всю свою жизнь пользовался только одной маркой струн La Bella heavy-gauge (.052-.110) flatwound и никогда её не менял!К 1964 году, после периода постоянных турне с артистами Motown, Джемерсона попросили остаться дома, чтобы он всегда был готов к студийной работе. Он стал частью одной из самых удивительных ритм секций в R’n’B: гитаристы Joe Messina, Robert White, и Eddie Willis; клавишник и лидер Earl Van Dyke; и барабанщики Benny Benjamin, Uriel Jones, и Richard Allen.Джеймс расширил роль баса в популярной музыке, которая до этого времени была не столь значительна – чаще всего играли тонику и квинту, а также простые, постоянно повторяющие, паттерны. В своих линиях он использовал синкопы, 16-е, контрапункт и множество других революционных на то время решений для аккомпанимента, при этом его партии всегда были очень мелодичны. Уникальный стиль игры Джеймса Джемерсона считался неотъемлемой частью “Мотауновского звучания” и вплоть до 1968 года его блестящая игра появилась практически на каждой песне студии Motown.Вскоре после переезда Motown в Лос-Анджелес, в 1972 году, Funk Brothers и Джеймс покидают этот лейбл. После ухода из Motown Джемерсон довольно неплохо зарабатывал музыкальным “фрилансом” и записал бас-партии ещё ко многим хитовым песням. Но к середине 70-х его физическое и психологическое здоровье ухудшается до такой степени, что Джемерсон начал терять свои музыкальные навыки.Джемерсон не мог справиться со своим алкоголизмом и не мог принять новые веяния музыкальной индустрии – молодые бас-гитаристы стали использовать навороченные усилители, струны с круглой обмоткой, применять новые техники игры, такие как слэп и теппинг. И к началу 80-х годов Джемерсон практически постоянно был без работы и много пил.
Джеймс умер 2 августа 1983 года от осложнений вызванных алкоголизмом. Ему было 47 лет и он умер в нищете. У Джеймса осталась жена Анна, три сына и одна дочурка. Похоронен Джеймс Джемерсон в Детройте.
В 2000 году James Jamerson стал первым сессионным музыкантом, которого ввели в Зал Славы Рок-н-рола.В 2002 году выходит документальный фильм “Standing in the Shadows of Motown” (да, фильм называется так же как и книжка), в котором освещена история Джеймса Джемерсона и Funk Brothers.В 2004 Funk Brothers были удостоены Grammy Lifetime Achievement Award.В 2009 году имя Джеймса Джемерсона было внесено в зал славы Fender.
Источник: lastfm.ru