Творчество Хельги Погачар — это академический авангард для тех, кто воспитан на «воинственных» звуках LAIBACH. Но в нем, как и в псевдо-тоталитарных опусах словенцев, важнее всего не внешняя противоречивость (а порой и двусмысленность), а говорящая через ритмические константы, через полярность звуков, через «геометрию» музыкальных форм будоражащая тотальность универсума. Творчество Хельги Погачар — для тех, кто заинтересован в музыке не обязательно даже «серьезной», но драматически богатой, ориентированной не на «короткие» смыслы поп-культуры, для тех, кто по-прежнему верит в магию образа и слова и согласен пуститься в бесконечное путешествие по волнам культурных ассоциаций.
«Грегорианский индастриэл»
Хельга Погачар закончила мюнхенскую консерваторию по классу пианино (и сама занимается преподавательской деятельностью); все ее произведения имеют базис в классическом сочинительстве. При этом статью о ней можно найти в справочнике «Das Gothic — Und Dark Wave-Lexikon» наряду со всевозможными исполнителями готики, родственниками вампиров, танцорами в камуфляже и электрогитарными фриками. Она — едва ли не единственная «патентованная авангардистка», представленная там. Причина в том, что все три ее «регулярных» альбома вышли на лейбле Chrom Records (ранее Gymnastic ClassX), «доме» для культовых DEINE LAKAIEN, QNTAL и ESTAMPIE, что обеспечило более широкую, чем можно было рассчитывать, аудиторию для ее музыки, конечно, более сложной для восприятия, но по своим настроениям, пожалуй, нашедшей благоприятную среду.
По обращению со средневековым наследием (шелестящая, прячущая в шорохе агрессию электроника из-под торжественных распевов) ее первый альбом «Mars — Ein Requiem» (1995) — кстати, в виде перфоманса поставленный в 1996-м году на 5-м фестивале «Wave-Gothic Treffen» в Лейпциге — был близок подходу медиевально-электронного проекта QNTAL, но отличался от него большей сосредоточенностью, большей «могучестью», как по целостности композиции (церковная форма реквиема), так и по составу исполнителей (вместо одного голоса — бас, тенор, сопрано и два меццо-сопрано).
Следующий альбом композитора-валькирии назывался «Titus Trash Tatar» (по мотивам книги стихов современного автора) и вышел в 1999-м году. Музыкально он был шагом к нынешнему альбому и уже обозначался как «Hoerkino» («кино для ушей», по аналогии с «Hoerspiel» — «радиопьеса»), подразумевая подчеркнуто изобразительный характер музыки. Образцом, несомненно, стала отныне служить именно радиопьеса с ее соединением музыки, шумов и речевых фрагментов (примерно в это же время Погачар получает второе образование по специальности музыка для кино, радио и телевидения).
Герой этой пластинки — некий литератор, поплатившийся за попытку использовать ради славы институт власти. Сначала — «массы и власть», теперь — «поэт и власть», столь любимая у интеллигенции тема. И в то же время это код именно немецкой культуры.
«Шумерский эмбиент»
Для своего альбома Хельга Погачар выбрала миф — далекий от пасторальности — о нисхождении Инанны в «страну без возврата», царство мертвых. Итак, Инанна. Богиня плодородия из баснословно древнего Шумера и одновременно воплощение пассионарности (в любви и в войне).
Обращает внимание обложка альбома (она как бы сразу сообщает: здесь пойдет речь о духовном смысле, но чужом, инокультурном, сквозящем неповседневностью), а все остальное соответствует академической выправке: в буклете, многостраничной книжице, уложенной во вместительную картонную коробку, помимо текста либретто (на немецком) есть шумерская транскрипция; есть информативные материалы о поэтике и об историческом контексте; есть даже слово переводчика. Одна из главок буклета называется, например, «Ритуалистические странности: блудницы и трансвеститы» — спокойным, без сенсационности, тоном, о некоторых особенностях культа Инанны.
http://www.nestor.minsk.by/mg/2003/23/mg32307.html
Источник: lastfm.ru