Grobschnitt (Германия)
Стиль - Progressive, art-rock, kraut-rock.
Первоначальный состав:
Stefan «Wildschwien» Danielak - Guitar, Vocals
Joachim «Eroc» Ehrig - Synthesizer, Drums, Vocals
Axel «Felix» Harlos - Percussion, Drums
Gerd «Lupo» Kuhn - Guitar, Vocals
Hermann «Quicksilber» Quetting - Percussion, Keyboards
Bernard «Bar» Uhlemann - Bass, Flute, Percussion
Костяк группы сложился еще в 1966 году, когда некоторые из ее участников играли в коллективах CHARING CROSS и CREW. Взаимоотношения между музыкантами всегда были далеки от идеальных. В этой связи они не раз ссорились, уходили и возвращались, распускали группу, но, в конце концов, смирились с тем, что напряженные отношения, постоянные споры и перепалки на почве различий в музыкальных вкусах и пристрастиях стали для них «нормальной рабочей атмосферой».
Имя GROBSCHNITT группа обрела в феврале 1971 года. У этого названия довольно-таки любопытная история. Один из участников группы, разбирая однажды семейные фотографии, нашел карточку времен Первой Мировой войны, на которой был изображен военный оркестр с таким названием. Музыкантам это название показалось прикольным, и они решили взять его для своей группы. Сейчас эта фотография красуется на титульной странице ее официального сайта.
Первый одноименный альбом вышел в середине 1972 года. Дебютировала группа очень мощно. Грубоватый и тяжеловесный психоделический саунд, вызывающий ассоциации с работами AMON DUUL II, интересные и неожиданные инструментовки, оригинальные композиционные решения, длинные завораживающие гитарные соло и атмосферные клавиши… В общем, этот альбом - классический образец краут-рока высшей пробы, вполне достойный занять почетное место на полочке коллекционера. Несмотря на то, что никто из участников коллектива не мог похвастать наличием музыкального образования, все они настоящие профессионалы, и мастерства, так же в прочем, как и фантазии, им не занимать.
С самого начала, «душой» коллектива был барабанщик со странным псевдонимом «Ерок». Именно он был основным автором материала, и его необычная вокальная манера всегда была предметом пристального внимания со стороны публики. Ему так же приписывают авторство большинства клоунских «фишек», которыми впоследствии станет знаменита группа.
Несмотря на то, что дебютный альбом вышел на славу, современники его практически не заметили. Концерты так же проходили не в самой благоприятной атмосфере. Вспоминает Ерок: «Мы имели самое мощное оборудование в Германии (почти 40 колонок). Звук, который мы производили на сцене, был ужасен. Большая часть аудитории затыкала уши, когда мы начали играть. Мы выступали в помещениях, рассчитанных на 150 человек. Так что Вы можете представить себе тот шум, который мы производили. Я имел другие музыкальные амбиции и воображение. Я не собирался убивать аудиторию своим шумом. Так что я ушел из группы в августе 1972».
Таким образом, уйдя из группы (причем не в первый и не в последний раз), Ерок временно оказался в гордом одиночестве. В сентябре 1972 он нашел нового органиста по имени Волькер «Мист» Карс (Volker «Mist» Kahrs), который, помимо партии клавишных призван был так же вести партию баса на своем сдвоенном органе. Через полмесяца к ним присоединились двое бывших коллег Ейрига по GROBSCHNITT, и новая группа со старым названием приступила к написанию материала для очередного студийного альбома.
Но, ведь, «не студией единой жива группа». Вполне отдавая себе отчет в том, что удачные концертные выступления - важнейшая составляющая успеха, музыканты решили сделать ставку на сложное концептуальное сценическое шоу. Группа разыгрывала на сцене костюмированные представления, привлекая для этого даже техников и дорожных менеджеров (нередко на сцене одновременно находилось до десяти человек), и вскоре их театрализованные музыкальные постановки стали привлекать большое количество зрителей, которые были восхищены тем, что вытворял коллектив. Вот как описывал и объяснял те события Ерок в 1973 году: «Везде реакция зрителей была бурной, и нас почти всегда вызывали «на бис». В конце каждого выступления между зрителями разворачивалась настоящая борьба из-за автографов. Иногда мы раздавали их более четырехсот за пять минут. Были даже места, где мы играли три раза в месяц, и каждый раз зал был полон. Некоторые люди сравнивали нас с Элисом Купером. Они - дураки. Элис Купер хочет продать его музыку, используя захватывающее представление в качестве рекламы. Ничего подобного с нами не происходит. Мы хотим дать аудитории больше чем только музыку. Когда выступает GROBSCHNITT, они должны видеть больше чем просто четверых товарищей упорно трудящихся над своими инструментами».
Плотный график гастролей и работа «на износ» во время концертов в буквальном смысле слова вымотали вынужденного работать на два фронта Волькера Карса, и музыкантам пришлось пригласить басиста. И они не нашли ничего лучше, чем позвать обратно Бернарда Ульманна, тем более что он помимо бас-гитары неплохо играл на флейте и мастерски управлялся с перкуссией. Тот с удовольствием согласился и даже на радостях приобрел за 3000 долларов новое басовое оборудование, продав для этого свой автомобиль.
В 1974 году вышел второй альбом GROBSCHNITT под названием «Ballermann». Это был двойной LP, первая часть которого разительно отличалась от второй. Начинается все с пространной речи на английском, в которой Ерок шутовским голосом плетет какую-то совершенную чушь, с диким показным немецким акцентом и словарным запасом на уровне ученика 5-го класса российской средней школы. Первый трек звучит под стать вступлению. Дурашливо-клоунская лирика, плюс нелепая и примитивная музыка. Странно, что с такого вот «ляпа» они начали альбом. Другие группы предпочитали запихивать такие «типа прикольные штучки» куда-нибудь в конец пластинки. Начиная со второго трека, положение выправляется. Стиль группы заметно качнулся от краут-рока к английскому варианту прогрессива, а саунд стал несколько мягче и ближе к тому, который мы можем слышать на ранних альбомах GENESIS. Вторая часть состоит из одной развернутой двухчастной композиции «Solar Music» выдержанной в лучших традициях немецкого спейс-рока. Это очень интересная инструментальная композиция, построенная в основном на чрезвычайно любопытном взаимодействии гитары и синтезаторов. Эта самая вторая часть прекрасно «вытягивает» в остальном довольно-таки средненький альбом.
Следующий релиз «Jumbo» вышел в двух вариантах: англо- и немецкоязычном. Оба варианта одинаково хороши. Теперь группа уже окончательно перешла в стан арт-рокеров, совсем отказавшись от своего прежнего исконно немецкого варианта прогрессива. Этот альбом вызывает уже очень прямые и четкие ассоциации с работами GENESIS 1970-1976 годов. Заметно проиграв по части оригинальности, музыка при этом стала гораздо стройнее и «правильней». В плане лирики группа изменилась незначительно. Элементы абсурдистского юмора (особенно в местах, где поет Ерок) и, вообще, не самое серьезное отношение к жизни и к своему в ней месту, довольно-таки четко и ясно говорили: это все тот же GROBSCHNITT. Обе версии альбома записывались уже с новым бас-гитаристом Вольфгангом Яйгером (Wolfgang Jaeger).
В 1977 году выходит «Rockpommel’s Land». Этот альбом многими рассматривается как пик в карьере группы, и это мнение, пожалуй, стоит поддержать. В данном случае группа почти не уступает классикам жанра - GENESIS. Плавные и изящные гитарные соло, завораживающий звук клавишных, сложные аранжировки и исключительно грамотная и гармоничная структура композиций делают музыку очень красивой и мудрой. Концептуальная лирика, повествующая о приключениях мальчика в чудесной стране, в которую его уносит огромная магическая птица, добавляет ощущения театральности и сказочности.
Год спустя, на прилавках магазинов появляется замечательный концертный альбом GROBSCHNITT - «Solar Music Live», но он уже мало кого интересует. В пике популярности оказывается поп-рок и панки, и следующий альбом GROBSCHNITT - «Merry-Go-Round» 1979 года удачно сочетает в себе эти две тенденции. Адаптированный под широкого слушателя поп-рок в духе FOREIGNER и поздних работ YES сопровождает дурашливую (вполне в духе времени) лирику, стебущую все на свете от рекламы кока-колы, до тех же самых панков.
К сожалению, в дальнейшем к прежней стилистике группа так и не вернулась, и все ее последующее творчество, вплоть до ее распада в 1989 году, особого интереса не представляет. Тем более что в середине восьмидесятых Ерок окончательно откололся от коллектива, сосредоточившись на сольной карьере (свой первый сольник «Zwei» он выпустил еще в 1976 году), которая с попеременным успехом продолжается до сих пор. Ерок ушел, а группа продолжила свой славный путь к попсе, значительно преуспев на этом поприще.
GROBSCHNITT осталась в памяти многих немцев, которым посчастливилось посетить их феерические шоу. А нам, современной российской публике, осталось только завидовать им и утешаться тем, что группа оставила нам несколько замечательных альбомов, которые, слава Богу, были переизданы в CD-формате весьма солидными тиражами, и не являются какой-то особой филофонической редкостью.
ДИСКОГРАФИЯ
1972 Grobschnitt * * * * *
1974 Ballermann * * * *
1975 Jumbo [English Lyrics] * * * *
1975 Jumbo [German Lyrics] * * * *
1977 Rockpommel’s Land * * * * *
1978 Solar Music LIVE * * * * *
1979 Merry-Go-Round * * *
1980 Volle Molle - LIVE
1981 Illegal
1982 Razzia **
1984 Kinder und Narren
1985 Sonnentanz: Live
1987 Fantasten
1990 Last Party
Источник: lastfm.ru