Джако́мо Ме́йербер (нем. Giacomo Meyerbeer, урожденный Якоб Либман Бер нем. Jacob Liebmann Ber, 1791, Германия — 2 мая 1864, Париж, Франция) — немецкий и французский композитор.
Итальянский период
Якоб Либман Бер родился 5 сентября 1791 в Берлине в еврейской купеческой семье. В детстве выступал как пианист-вундеркинд, рано начал сочинять оперы и в связи с этим провел десять лет в Венеции, где изучал итальянский оперный стиль (и принял итальянское имя Джакомо).
Оперы, написанные в итальянском стиле:
«Ромильда и Констанца» (1817)
«Семирамида» (1819)
«Маргарита Анжуйская» (1820)
«Крестоносец в Египте» (1824)
Период французских опер
В 1827 Мейербер обосновался в Париже; в течение нескольких лет жил в Берлине (1827—1842), где занимал пост художественного руководителя королевского оперного театра, занимался дирижёрской деятельностью и сочинил оперу Лагерь в Силезии.
Основные оперы французского периода:
Роберт-дьявол (Robert le Diable, 1831)
Гугеноты (Les Huguenots, 1836)
Пророк (Le Prophète, 1849); ставится в «Гранд-Опера», Париж. Либретто написал драматург Эжен Скриб.
Герои оперы «Пророк» — Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и, следуя библейским заветам, создают в нём «Царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть.
Динора
Африканка (L’Africaine, 1864)
В 1850-е годы Мейербер подвергся ожесточённым нападкам Рихарда Вагнера и его сторонников, апеллировавших к будто бы свойственному Мейерберу «еврейству в музыке» (впрочем, антисемитизм был скорее внешним предлогом для вагнеровской кампании, основные причины вражды между композиторами носили личный характер). Растущая популярность Вагнера привела к тому, что произведения Мейербера, некогда очень модные, во второй половине XIX века выпали из репертуаров; впоследствии интерес к нему возродился.
Другие произведения
Среди произведений Мейербера других жанров — несколько кантат, Stabat Mater, Miserere, Te Deum, песни и романсы, несколько оркестровых пьес.
Мейербер является создателем жанра французской большой оперы; его творчество оказало значительное влияние на европейский музыкальный театр эпохи романтизма.
Произведения
Оперы
Jephtas Gelübde, Мюнхен, 1812
Wirth und Gast, oder Aus Scherz Ernst, Hoftheater, Штутгарт, 1813
Ромильда и Констанца / Romilda e Costanza, Театр Nuovo, Padua 1817
Семирамида / Semiramide riconosciuta, Театр Regio, Турин 1819
Emma de Resburgo, Театр San Benedetto, Венеция 1819
Маргарита Анжуйская / Margherita d’Anjou, Театр Ла Скала, Милан 1820
L’Esule di Granata, Театр Ла Скала, Милан 1822
Крестоносец в Египте / Il Crociato in Egitto, Театр Ла Фениче, Венеция 1824
Роберт-дьявол / Robert le diable (Robert der Teufel), Opéra, Париж, 1831
Гугеноты / Les Huguenots (Die Hugenotten), Opéra, Париж, 1836
Лагерь в Силезии / Ein Feldlager in Schlesien, Hofoper, Берлин, 1844
Пророк / Le Prophète (Der Prophet), Opéra, Париж, 1849
L’Étoile du Nord (Umarbeitung von Ein Feldlager in Schlesien), Opéra-Comique, Париж, 1854
Динора / Dinorah ou Le Pardon de Ploërmel, Opéra-Comique, Париж, 1859
Африканка / L’Africaine (Die Afrikanerin), Opéra, Париж, 1865 (postume Uraufführung)
Другие сочинения
Gott und die Natur, Oratorium, Königliches Nationaltheater, Берлин, 1811
Klarinettenquintett in Es-Dur, 1813
Gli Amori di Teolinda, dramatische Kantate, 1815
Fantasie für Klarinette und Streichquartett, wohl 1839
Pater noster für gemischten Chor, 1857
Festmarsch zu Schillers Geburtstag, 1859
Festouverture zur Londoner Weltausstellung 1862
Vier Fackeltänze für königliche Hochzeiten
Lieder, u.a. Le chant du berger (mit Klarinette)
Источник: lastfm.ru