Британская группа прогрессивного рока, выработавшая необычный стиль, в котором присутствовали элементы блюза, фолка, джаза, рок-кабаре и психоделии. Уникальной характеристикой группы было постоянное присутствие в ней более двух мультиинструменталистов (Рик Грич, Поли Палмер, Джон Уэттон), создававших сложные звуковые коллажи. Регулярно гастролируя в связках с Jethro Tull, Ten Years After, Nice и Emerson, Lake & Palmer, Family, в отличие от них так и не добились успеха в Америке, оставшись в истории вечными лидерами британского андеграунда конца 60-х — начала 70-х годов.
Свою первую группу The Farinas (позже превратившуюся в The Roaring Sixties) гитарист Джон «Чарли» Уитни образовал, будучи студентом арт-колледжа в Лестере. С ним играли бас-гитарист Тим Кирчин, ударник Харри Овеналл и саксофонист Джим Кинг. В 1965 году Кирчина заменил Рик Грич, Овеналла — Роб Таунсенд, а год спусятя в группу пришел Роджер Чепмен (Roger Maxwell Chapman, род. 8 апреля 1942 года в Лестере, Англия), обладавший голосом, который (по выражению одного из критиков) «…мог убить небольшого зверька в радиусе сотни метров». (Впоследствии, однако, именно вокалист стал ахиллесовой пятой Family. Возможности его были ограничены узким диапазоном, чего сам он, по-видимому, не понимал, и постоянно пытался взять высокие ноты, которые ему не давались. Один из критиков назвал вокальный стиль Чепмена «электрическим блеянием», другой охарактеризовал его формулой: Боб Дилан + Марк Болан).
Название Family предложил американский продюсер Ким Фоули: группа, выступавшая в мешковатых двубортных костюмчиках, эксплуатировала гангстерский имидж.
Уже в 1967 году Family были объявлены «новой британской сенсацией» и, под давлением ожиданий, выпустили (записанный Дэйвом Мэйсоном из Traffic) дебютный Music in a Doll’s House (1968), которому предшествовал сингл Scene Through The Eye Of A Lens/Gypsy Woman (октябрь, 1967). При том, что вокал Чепмена имел прямое отношение к традициям блюза и ритм-энд-блюза, аранжировки, насыщенные струнными, меллотроном, духовыми инструментами, обладали всеми признаками раннего арт/прогрессив-рока. Альбом поднялся в Британии до 35 места и был восторженно встречен критикой; одним из горячих поклонников группы стал и Джон Пил.
Кульминацией второго альбома Family Entertainment стал его первый трек, Weaver’s Answer, классика прото-прог-рока. В остальном здесь больше фолка и психоделии, меньше джазовых и блюзовых мотивов, а также хиппиозной поэзии (And we’d like to know/If Mr Chou En-Lai he gets high/With all the tea in China — «How Hi The Li»). Альбом поднялся в Британии до 6-го места, поддержанный успехом The Weaver’s Answer в singles-чартах.
Группа провела американское турне, но популярности себе там не прибавила — отчасти из-за того, что почти на каждом концерте с ней случалось какое-нибудь неприятное происшествие (так например, во время выступления группы в зале Филмор-Ист, Чепмен выронил микрофон и тот чуть не попал в промоутера Билла Грээма).
В 1969 году Рик Грич перешел в Blind Faith (в 1990 он скончался от цирроза печени) и его заменил Джон Вейдер (экс-Eric Burdon and The Animals). В конце 1969 года (после выступления группы вместе с The Rolling Stones в Гайд-парке) из состава вышел Кинг. Приход на его место мультиинструменталиста Джона «Поли» Палмера ознаменовал резкую смену направления: третий альбом A Song For Me в музыке оказался проще (и ближе к хард-року), в лирике реалистичнее (тексты, в основном, представляют собой социально-политические комментарии Чепмена).
Аnyway разделен на концертную и студийную части. Здесь Family переходят от экспериментального рока к более или менее ортодоксальным структурам. Пластинка была встречена критиками сдержанно; лучшей вещью на CD-версии считается сингл Today, в первоначальный вариант альбома не вошедший.
В Fearless, записанном без Джона Вейдера (но с заменившим его Джоном Уэттоном}, музыка группы становится разнообразнее, живее, но при этом аморфнее: чувствуется, что на Чепмена и Уитни сильное впечатление произвели первые работы Genesis. Голос Уэттона звучит лишь в «Larf And Sing», наименее серьезном треке альбома. В числе трех бонусов на CD — хит-сингл In My Own Time (в Британии достигший 4-го места).
Bandstand — единственный альбом, имевший некоторый резонанс в Америке, — чисто студийное произведение с использованием множества эффектов и духовой секции, явно призванное опровергнуть андеграундный статус группы. Еще более амбициозен BBC Radio 1 Live In Concert (1973), записанный с клавишником Тони Эштоном. Прощальный альбом It’s Only A Movie, напротив, выглядит не слишком удачной шуткой: «переход» Family в кантри-энд-вестерн — это насмешливый жест в адрес Америки, которая их так и не признала. Тем не менее, такие вещи, как «Leroy» и «Boots ‘n’ Roots» свидетельствуют о том, что группа покинула сцену, находясь в превосходной творческой форме.
После распада Family Уитни и Чепмен образовали блюз-роковую группу Streetwalkers. Джон Уэттон приобрел известность в King Crimson, Uriah Heep, Asia. Джим Креган присоединился к группе Рода Стюарта.
Сейчас Чарли Уитни играет блюграсс в Los Rackateeros. Роджер Чепмен живет в Германии, где выступает соло.
Дискография
Music In A Doll’s House (1968)
Family Entertainment (1969)
A Song For Me (1970)
Anyway (1970)
Fearless (1971)
Bandstand (1972)
BBC Radio 1 Live In Concert (1973)
It’s Only A Movie (1973)
Источник: lastfm.ru