Эсбьёрн Свенссон (рояль)
Дэн Берглунд (контрабас)
Магнус Острем (барабаны)
e.s.t. (аббревиатура от Esbjörn Svensson Trio) – настоящая группа-уникум: джазовое трио, которое считает себя поп-группой, играющей джаз, порывает с традиционной субординацией «лидер-сайдмен» в пользу равенства всех участников трио, выступает не только на джазовых площадках, но и в рок-клубах, а также использует световые эффекты и дымовые машины на концертах – в общем, e.s.t. далеко выходит за рамки классических джазовых канонов. Возможно, именно потому их композиции попадают в европейские поп-чарты, а видеоклипы ротируются на Скандинавском MTV! Смешав в своём необычном творчестве джаз с европейской классической музыкой, роком, фанком, драм-н-басом, а также прочей электроникой, e.s.t. завоевало себе внушительную аудиторию от знатоков джаза до юных поклонников хип-хопа. Критики и публика по всему миру сходятся во мнении: e.s.t. – определённо, одни из самых «продвинутых» джазменов. Яркое шоу группы, собирающей в Европе тысячные залы, имеет все шансы стать самым важным джазовым событием 2008 года!
Открытость новым музыкальным веяниям, любознательность и немного удачи – вот элементы становления лидера группы Эсбьёрна Свенссона как музыканта: ‘Я играю на фортепиано, потому что в нашем доме не было никакого другого инструмента. На самом деле, я бы предпочёл играть на ударных. Например, еще ребенком я сделал себе установку из разного старого барахла и пытался подражать группе «Sweet» в их песне «Ballroom Blitz». Но потом пришел Магнус Острем со своими барабанами, и я решил остаться за клавишами. Мы выросли вместе с Магнусом и играли мы тоже вместе с самого начала. Когда Магнусу подарили его первую ударную установку, он принес ее ко мне домой, и мы начали играть. Мы понятия не имели, как это делается, но это доставляло нам массу удовольствия. Поскольку у нас не было педагога и никто не говорил нам, как играть, мы смогли развивать свою музыку в уникальном направлении.’ Основательное музыкальное образование Эсбьёрн впоследствии получил в Стокгольмском университете.
С середины 80-х Свенссон и Острем зарекомендовали себя как многообещающие музыканты на шведской и датской джазовых сценах. Своё первое трио они собрали в 1990 году, однако так и не смогли начать записывать свой первый альбом, пока не встретили контрабасиста Дэна Берглунда. Оба были буквально сражены наповал его оригинальным гармоническим мышлением и мощными творческими идеями. Им удалось убедить Дэна присоединиться к их трио – таким составом e.s.t. играют и по сей день. В 1993 году Esbjörn Svensson Trio записали и выпустили свой дебютный альбом, «When Everyone Has Gone».
К середине 90-х трио сделало себе имя в Швеции и заключило договор с ориентированным на поп-музыку лейблом Superstudio Gul / Diesel Music. Первым альбомом, вышедшим на этом лейбле в том же году, стал «e.s.t. Plays Monk». Он быстро разошелся в Швеции тиражом более чем 10000 экземпляров. Вскоре Эсбьёрн Свенссон начал собирать «урожай» наград: в 1995 и 1996 годах его назвали шведским джазовым музыкантом года, в 1998 - шведским композитором года, а вышедший в 1997 году альбом e.s.t. «Winter in Venice», состоящий в основном из авторского материала, был отмечен шведской премией Grammy.
“From Gagarin’s Point of View” (1999) стал первым альбомом группы, выпущенным за пределами Скандинавии на немецком лейбле АСТ, появления на джазовых фестивалях JazzBaltica и Montreux ознаменовали международный прорыв e.s.t. Последующие три альбома принесли музыкантам звание ‘Трио года’ от авторитетного английского журнала Jazzwise, участие во всех значительных фестивалях Европы, а также целый каскад музыкальных премий: “European Artist of the Year”, “Victoire du Jazz”, German Critics Award 2002, ‘German Jazz Award’, ‘Choc de l’année’, а также приз фестиваля Midem ‘Revelation of the Festival’,
Предпоследний альбом группы “Viaticum” (январь 2005) превзошёл успех всех предыдущих альбомов: композиции с него попали в 50 поп-чартов Германии и Франции, в Швеции же он дебютировал на 4 месте! За “Viaticum” e.s.t. удостоились золотой и платиновой наград German Jazz Award, ещё одной шведской Grammy, ко всему прочему группа попала на обложку главного джазового журнала Downbeat в мае 2006-го!
Новый студийный альбом e.s.t. “Tuesday Wonderland”, напрямую связан с “Viaticum”. Идея, заложенная в “Viaticum”, состояла в том, что музыка - это те необходимые припасы, которые человек берёт с собой в свой долгий жизненный путь. “Tuesday Wonderland” – это сам по себе путь, таинственное путешествие, которое открывает новые миры и ведёт вас в Wonderland, Страну Чудес, сотканную из необычной музыки e.s.t. И путь продолжается…
Казалось бы. Но путь оборвался 14. июня 2008го года, когда Эсбьёрн Свенссон трагически погиб от несчастного случая во время погружения с аквалангом, в море близ Стокгольма. Незадолго до этого они с группой закончили работу над новым альбомом, «Leucocyte», выход которого пока приостановлен, по понятным причинам. У Эсбьёрна осталась жена и двое детей.
Источник: lastfm.ru