В январе 1993 года лондонец Hassni Malik совершил казалось бы неприметное действие, которое сыграло значительную роль в становлении готической и эмбиентной музыки. А именно, познакомил двух ранее не знавших друг о друге людей - Криса Уолтона (Chris Walton), познакомившегося с ним через журнал Wisconsin Death Trip и Стивена Пенника (Stephen Pennick), с которым он вел дела по записи и торговле кассетами. Эти двое, не объявляя о своем объединении в качестве группы, просто начали писать музыку на аппаратуре Стивена, и к лету записали демонстрационную ленту Hexe. Во время выхода демо-ленты проект назывался AbRaxas, однако, по причине того, что множество посредственных групп уже использовали это имя, в августе 1993 года они меняют его на Endura.
Изначальной целью Endura было создание темных саундскейпов, озвучивающих идеи смерти и мистики, при этом музыканты отвергают определение их музыки как сатанинской, хотя Крис прямо утверждает, что он антихристианин. У них не было изначального намерения играть мрачную ритуальную музыку, просто именно так получилось лучше всего выразить желаемые ощущения. Стивен говорит об этом: «Мы не делаем музыку по принципу «о, давай сделаем следующий трэк действительно медленным и несчастным». Мы просто пишем ее так, как получается, это отражение нашей внутренней стороны. И это не влияет на то, какими людьми мы являемся в жизни. Если вы думаете, что мы - пара депрессивных индивидуумов, которые спят в гробах, избегают солнечного света и жаждут покончить с собой, то вы абсолютно не правы. Мы - пара совершенно нормальных индивидуумов». Всю работу по записи, композиции и сведению материала музыканты проделывают исключительно самостоятельно, что очень любят указывать в интервью, говоря, что когда вы покупаете диск Endura, вы можете быть уверены, что это именно то, что они хотели донести до слушателя, а не работа охочего до прибыли продюсера. Музыку группы пишет исключительно Стивен, фанат компьютеров и электронных музыкальных инструментов. Задачей Криса являются мифологические и оккультные идеи, тексты из магических книг (часто на неведомых языках), а также контакты на музыкальной сцене, организационная работа, ответы на письма и прочее.
В октябре 1993 года начинается работа над первым альбомом группы, Great God Pan. Пан, греческий бог гор и дикой природы, символизировал все современные страхи, хаос, беспорядок, неконтролируемую волю, от его имени произошли слова «паника» и «пандемониум», дворец Сатаны. Этот же бог был известен кельтам как Curnennos, Рогатый Бог, Хозяин Лесов. Он планировался к выпуску на Candlelight Records одновременно с альбомом Emperor, однако Lee Barrett, глава Candlelight, в течение года постоянно откладывал выпуск альбома, и в начале 1995 года музыканты разорвали с ним контракт. Диск был перезаписан и выпущен только в 1997 году на Elfenblut, подразделении Misanthropy Records. Таким образом, дебютным диском Endura стал альбом Dreams Of Dark Waters (1994), в значительной мере являющийся переработкой дебютной кассеты Hexe, выпущенный Nature & Art Records.
Концертной деятельностью музыканты заниматься не любят. Во-первых, чтобы создать на сцене подходящую атмосферу, требуется довольно большая команда, которой у Endura нет. Во-вторых, Крис просто не любит развлекать людей, и считает, что концертные выступления в том виде, в котором они практикуются сегодня, не интересны. Свой гипотетический концерт он хотел бы видеть в виде длинного ритуала на свежем воздухе, с использованием акустических инструментов. Поэтому до этого момента группа играла только на редких фестивалях. Среди команд, с которыми он мог бы при наличии возможности отправиться в турне, Крис называет Book Of Wisdom и Inade.
Во второй половине апреля 1996 года Endura поражают всю музыкальную общественность практически одновременным выпуском сразу трех полноформатных альбомов: The Dark Is Light Enough (Allegoria Records), Liber Leviathan (Aesthetic Death Records) и Black Eden (Red Stream Records). Изначально их выход планировалось растянуть на полтора года, однако из-за того, что Endura взяли за принцип выпускать каждый релиз на новом лэйбле, расписание наложилось таким образом, что альбомы появились на прилавках в течение десяти дней. Этот принцип музыканты объясняют тем, что стараются распространить свою музыку так широко, как это возможно, и не хотят быть привязанными к какой-то одной компании, так как аудитория разных студий сильно отличается, и имя Endura будет знакомо значительно большему числу людей. В частности, они отклонили контракт на выпуск 10 альбомов от студии Nature & Art. Также они указывают на то, что музыка проекта достаточно разнобразна и не втискивается в рамки одного лэйбла.
На данный момент последним альбомом группы является однотрэчный The Watcher, выпущенный в 1998 году на Old Europa Cafe. Также в 1999 году на Red Stream были переработаны и переизданы с дополнительными трэками два первых диска группы в виде двойного альбома Elder Signs.
«Я скептически отношусь к просветляющей силе музыки, особенно предназначенной на продажу. Музыка может указать путь к неизвестному, но как проложить к нему дорогу - личное дело каждого. Я не думаю, что наша музыка «магическая» сама по себе, но я определенно уверен, что ее можно использовать в магии. Мы используем гипнотические ритмы, и наши частоты и тональности могут заставить человека смотреть глубже в суть вещей». - Крис Уолтон.
Источник: lastfm.ru